Как «развестись» с бизнес-партнером так, чтобы не было больно

Как «развестись» с бизнес-партнером так, чтобы не было больно
Фото: Sutthichai Supapornpasupad / Getty Images

Если вы сейчас в прекрасных отношениях с партнером по бизнесу, то самое время подумать о вашем возможном расставании. Эксперт по построению бизнес-партнерств Дмитрий Гриц рассказывает, как сделать этот процесс безболезненным и даже выйти из него в плюсе.

Почему распадаются партнерства

В большинстве случаев партнеры расходятся из-за незаинтересованности одной из сторон. Это может выражаться, например, в нежелании идти на работу из-за потери интереса к бизнесу. Второй сценарий — нежелание работать с конкретным человеком: вы меньше советуетесь с ним при решении вопросов, раздражаетесь, если с вами их не обсуждают, коммуницируете через топ-менеджмент и третьих лиц.

Нет ни одной внешней причины, чтобы партнерство распалось. Это всегда решение одного из совладельцев.

В моей практике были случаи, когда партнеры предавали друг друга, но потом продолжали успешно работать вместе. Так, один предприниматель украл деньги у другого, при этом им удалось сохранить партнерство: они выявили причину кражи, проработали недосказанности, закрепили новые договоренности в соглашении. Так после выхода из кризисной ситуации отношения стали только крепче.

Когда нужно обсуждать «развод»

Продумать план действий на случай прекращения сотрудничества необходимо еще в начале работы. Партнерства не вечны. Из бизнеса может уйти один совладелец, к нему на смену придет другой, и это партнерство будет отличаться от предыдущего: разные люди — разные отношения.

Когда партнерство на грани распада, сохранить отношения трудно: стороны в этом мало заинтересованы.

Единственная возможность поговорить о «разводе» — момент, когда у вас все хорошо и вы в отличных отношениях.

Тогда у вас больше желания понять точку зрения партнера, вы более гибкие в формулировании договоренностей.

Что должно быть в партнерском соглашении

В первую очередь важно прояснить два момента: есть ли желание сохранить стабильную ситуацию в компании при распаде партнерства и хотите ли вы сохранить отношения с вашим бизнес-партнером. Если ответ утвердительный, можно переходить на следующую стадию. Если нет, то стоит выяснить причины такого ответа.

Дальше нужно определить ценности, которые создаются в бизнесе. Можно выделить пять групп.

  • Нематериальные активы: репутация компании, товарная марка, название, фирменный стиль.
  • Финансово-промышленный капитал: деньги, активы, оборудование, помещения, транспортные средства.
  • Отлаженная цепочка поставок: набор подрядчиков со схемой взаимодействия. У производителя одежды это могут быть договоры с поставщиками, торговыми центрами, маркетинговыми агентствами; у музыкального лейбла, например, контракт со стриминговыми сервисами и отдельными исполнителями.
  • Интеллектуальная собственность: компьютерный код, права на песни, клипы, тексты.
  • Человеческий капитал: команда и контакты с клиентами.

По каждой из этих ценностей определяют ход действия в момент расхождения.

Договориться можно по такому принципу: один партнер делит «пирог», а другой определяет, кому какой кусок достанется. Например, одному — товарный знак, компьютерный код и помещение, а другому — крупный контракт с заказчиком и 10 млн руб.

Ценности можно разделить на подвластные партнерам и неподвластные. Ко вторым относятся, например, социальные связи (сотрудники и клиенты). Партнер не может повлиять на то, что при распаде часть подчиненных захочет перейти к тому, кто вышел из бизнеса.

Распределить неподвластные ценности гораздо труднее. Как минимум стоит составить письмо о прекращении сотрудничества для тех, кто задействован в вашем бизнесе. В письме можно прописать, что вы остаетесь в хороших отношениях, но больше не работаете вместе. Укажите также контакты партнеров, чтобы коллеги могли обратиться к ним при надобности. Вдобавок можно договориться, что партнеры не назначают личных встреч с сотрудниками, и предупредить их об этом.

На первый взгляд бренд тоже кажется неотделимой ценностью. Но есть исключения, например «Чайхона №1». Бренд создали три партнера — Тимур Ланский и братья Алексей и Дмитрий Васильчуки. Девять лет спустя они разделили бизнес так, что появились «Чайхона №1» Ланского и «Чайхона №1» Васильчуков, уже с разными логотипами и дизайном.

После того как вы обсудили ключевые вопросы, закрепите обязательства партнерским соглашением — с подробно прописанным планом действий при распаде. Договоренности можно обновить в любой момент.

Часто партнеры в самом начале оговаривают условия расставания, но делают это невдумчиво и только потом понимают, что какую-то договоренность нельзя реализовать. Например, собственники бизнеса обсуждают, что будет, если один из них умрет. Решают, что наследники смогут получать дивиденды, но не будут принимать участие в работе компании. В 99% случаев это невыполнимая договоренность, потому что наследовать можно все полномочия умершего. Чтобы преемники не смогли участвовать в работе предприятия, они должны подписать множество документов еще при жизни совладельца, включая корпоративный договор.

Как разделить доли

Стоимость компании возможно определить только в нейтральный момент. Если один партнер уже продает свою долю, а другой хочет ее купить, то первый будет делать все, чтобы повысить цену, а второй — чтобы понизить. В такой ситуации договориться почти невозможно. Даже если подключить третью сторону, партнеры все равно останутся неудовлетворенными: первому будет казаться, что он продешевил, а второму — что переплатил.

Неспособность договориться о стоимости компании приводит к финансовым потерям. С этим могут столкнуться даже дружелюбные предприниматели.

Чтобы найти золотую середину, нужно «примерить» условия сделки на себя. Оценить стоимость компании поможет вопрос: «Мог бы я купить и продать долю по этой определенной стоимости?» Если ответ: «Мог бы продать, но не купить», — то цена завышенная.

Как себя вести во время распада

Предположим, вы никогда не думали о расторжении партнерства, но конфликт уже назрел и вы приняли решение прекратить сотрудничество с бизнес-партнером. Чтобы не довести ситуацию до скандала и финансового краха компании, придерживайтесь пяти условий.

Продолжайте диалог с партнером. Молчать и копить в себе негатив — не лучший вариант, тем более в бизнесе. Успокойтесь наедине с собой и приступайте к объективной оценке ситуации. Чем больше вы разговариваете, тем яснее становится точка зрения другого партнера и тем быстрее вы сможете разрешить конфликт.

Постарайтесь не делать выводы на эмоциях. Это может закончиться тем, что оба партнера останутся у разбитого корыта. Какой бы ни была причина распада, попробуйте разговаривать безэмоционально.

Привлеките посредника (третью сторону) в переговоры. Его роль — задать партнерам неудобные вопросы, которых они сами боятся. К тому же в напряженной, конфликтной ситуации люди смешивают факты, интерпретации и эмоции. Посредник помогает распутать этот коммуникационный узел. Он показывает партнерам, что их представление о ситуации — не единственное возможное.

Обговорите, кому перейдут полномочия. Прекращение сотрудничества требует немалых ресурсов. Работа с документами потребует привлечения юриста, а специалист по финансам поможет разделить доли.

Договоритесь о дате распада. Здесь важно не ставить условие, которое от вас не зависит. Например, вариант «мы расстанемся, когда продадим компанию», не подойдет, так как, возможно, ее никто не купит и тогда партнер, который не хочет распада, будет затягивать этот процесс.

Чек-лист для успешного «развода»

✔️ Обговорите план распада заранее.

✔️ Определите активы бизнеса и варианты их разделения.

✔️ Закрепите всё в партнерском соглашении.

✔️ Говорите с партнером, когда замечаете его незаинтересованность.

✔️ Привлеките посредника, чтобы внести ясность в отношения.

✔️ Утвердите дату распада.