Разобраться

Как снизить тревожность сотрудников в условиях кризиса

Как снизить тревожность сотрудников в условиях кризиса
Фото: Westend61 / GettyImages

Новая реальность российского рынка приводит к тому, что компании все чаще думают не о развитии, а о выживании. Ключевой задачей для этого становится сохранение продуктивности коллектива. При этом постоянный стресс может привести к снижению эффективности или даже к увольнению сотрудников. По данным Gallup, специалисты, которые испытывают сильный стресс, в 2,6 раза чаще уходят от работодателя. Гендиректор финансового маркетплейса «Сравни» Сергей Леонидов поделился техниками, которые он использует, чтобы снизить тревогу в команде и направить ее в нужное русло.

Будьте честны с командой

В условиях информационного шума в коллективе могут появляться домыслы о будущем компании. Оставлять сотрудников наедине с надуманными выводами — большая ошибка. Гораздо лучше управлять потоком информации и рассказать о перспективах, даже если хороших новостей мало. В своей практике мы предприняли похожие действия — руководители команд провели встречи с отделами. На них они честно рассказали об ухудшении ситуаций на рынке, а еще раскрыли подробный план действий, который позволит нам пережить кризис.

Не отрицайте наличие тревожности

Негативные эмоции в кризисных ситуациях проявляются не просто так: они обостряют работу мозга. Так, по данным исследователей из INSERM, люди с повышенной тревожностью иначе обрабатывают потенциальные угрозы. Они используют участки коры мозга, ответственные за действие, и в результате быстрее находят решения проблем.

Поэтому тревожность может быть не только врагом, но и союзником. Вопрос в том, как ей управлять. Психотерапевт и автор книги Soothe Your Nerves Анжела Нил-Барнетт рекомендует бизнес-лидерам сперва признаться себе в состоянии тревожности. Затем стоит принять тот факт, что стрессовое состояние будет проявляться неоднократно. Эта техника позволит дистанцироваться от негативных эмоций и использовать их для повышения продуктивности.

Внедрите полезные психологические практики

По данным сервиса «Доктор рядом» и hh.ru, 48% россиян постоянно испытывают стресс на работе. Воспользуйтесь приемами из практики осознанности. Например, соберитесь всем коллективом в офисе и отвлекитесь от рабочих дел, вместо них можно уделить время психологическим упражнениям. Например, попросите каждого сотрудника отвлечься от всего, закрыть глаза и сконцентрироваться на ощущении опоры под ногами. Второе правило избавления от стресса и тревоги — делайте перерывы между задачами, обязательно внедряйте психологические приемы в коммуникации с сотрудниками. В турбулентное время важно дать коллективу понять, что любую ситуацию нельзя воспринимать как неразрешимую. Наоборот, нужно объединяться в самых простых вещах: вспоминать о ежедневных ритуалах, которые сопровождали жизнь до этого и давали радость.

Делитесь ресурсами

Одна из важных традиций, которые помогут справиться со стрессом, — «шеринговые» отношения в коллективе. Так, наши сотрудники часто делятся подарками, которые не пригодились, или продуктами. Это позволяет упрочить неформальные связи и повысить доверие внутри коллектива.

Похожие рекомендации есть в руководстве по снижению тревожности от ВОЗ. Один из рекомендуемых экспертами инструментов — «Проявление доброты», это доброжелательное отношение к себе и к окружающим во время стрессовых ситуаций. По данным Gallup, ощущение несправедливого обращения с разными сотрудниками на работе — одна из главных причин выгорания. Разделение ресурсов и кооперация станут основой для создания safe space внутри коллектива.

Придумайте совместные занятия

Одна из главных задач в условиях общего кризиса — сохранение психического здоровья и мотивации коллектива. Хороший способ достичь этого — совместные активности. По недавнему исследованию университета Сиднея, тимбилдинг помогает снизить тревожность и повысить продуктивность коллектива.

Главное правило для таких практик — добровольное участие. По тому же исследованию, принудительный тимбилдинг лишь повысит раздражение и тревожность внутри коллектива. Он не приведет к более тесным связям среди сотрудников, а вызовет лишь чувство контроля со стороны руководства.

Нам сплотить коллектив помог запуск корпоративного reading-клуба. Мы организовали цикл встреч для обсуждения книг с приглашенными экспертами-фасилитаторами. При этом участие в книжном клубе было добровольное. Сотрудник мог прийти и послушать мнения о книге, даже если он не успел ее прочесть. Как правило, мы разбирали бизнес-литературу, например книгу «Пять пороков команды» Патрика Ленсиони.

Книжный клуб помог сотрудникам выявить скрытые разногласия, например во взглядах на целеполагание, и лучше понять друг друга. Метод позволяет познакомить с коллективом удаленных специалистов — они могут участвовать в обсуждении онлайн.