Если вы предприниматель, то вам наверняка знакома болезненная процедура дью-дилидженс или комплексной проверки, которая является частью процесса привлечения средств. Каждый по-настоящему хороший инвестор будет проводить такую проверку вашего продукта, вашей команды и стратегии выхода на рынок. Однако не только инвесторы, но и предприниматели должны быть крайне осмотрительны при выборе подходящего партнера.
Взять деньги у инвестора — это все равно что жениться на нем, ведь он становится вашим партнером в обозримом будущем. И если вы не женитесь на ком попало — не стоит и начинать финансовые отношения с кем попало.
Как же выбрать подходящего инвестора и инициировать с ним контакт?
Изучайте конкурентный ландшафт
Выбор инвестора предполагает изучение конкурентного ландшафта отрасли, и важно точно понять, кто из потенциальных фондов или бизнес-ангелов заинтересован в вашем секторе. Здесь же необходимо соблюсти баланс между инвестором из вашей сферы и тем, кто уже вложился в вашего прямого конкурента.
Вам нужно найти того, кто инвестирует в вашу отрасль и в проекты на вашей стадии, но при этом еще не включил к себе в портфель кого-то из схожих компаний. Можно провести отбор по территориальному принципу: посмотреть, кто инвестировал в другие компании в вашем регионе, но, возможно, в других или смежных отраслях.
После того как вы определили релевантного инвестора, пришло время зайти на его сайт и посмотреть, в какие проекты и на каких стадиях он инвестировал.
Определились с потенциальными партнерами — пришло время исследования каждого из них.
Поговорите с учредителями, уже получившими деньги от этого фонда или бизнес-ангела
Сравнение с браком — не случайно. Никто не сможет рассказать вам больше о том, что представляет собой организация, чем уже получивший от нее деньги предприниматель.
Вот несколько вопросов, которые вы должны задать такому предпринимателю.
— Сколько длился процесс дью-дилидженс и затягивал ли его инвестор?
— Помогли ли вам советы этого инвестора усовершенствовать бизнес?
— Предъявлял ли инвестор неожиданные требования?
— Продолжает ли он сотрудничество с проектом при возникновении проблем?
Это лишь примеры вопросов, которые вам необходимо задать. Вы должны подробно расспросить своих собеседников, чтобы принять обоснованное решение о том, стоит ли брать деньги этого инвестора.
Теперь начинается самое интересное: как попасть в поле зрения инвестора?
Итак, вы провели исследование и теперь, например, у вас есть список из трех подходящих инвесторов. Настало время связаться с ними, но этот этап, как и предыдущие, требует тщательной подготовки. Если вы не сможете произвести нужное впечатление, это сведет к нулю ваши шансы на привлечение капитала от этого инвестора.
Как же лучше всего установить контакт с инвестором? Если кратко: личный контакт. Никогда не делайте «холодную» презентацию инвестору — ни по телефону, ни даже по электронной почте. Найдите общего знакомого, желательно человека, которого инвестор уважает, и попросите его представить вас. Вероятно, идеальным общим знакомым может стать тот самый предприниматель, с которым вы разговаривали ранее. Нет лучше кандидатуры, чтобы представить вас инвестору, чем основатель, которого уже поддержал этот инвестор, при условии, конечно, что это было успешное партнерство.
Не заставляйте оказывающего вам услугу предпринимателя делать за вас всю работу — подготовьте письмо с кратким описанием проекта. Почему это так важно? Потому что теперь вашему общему знакомому не придется пытаться объяснить суть вашего проекта и самому сочинять его описание.
Если вы будете следовать приведенным выше инструкциям, вам будет легче найти подходящего инвестора, познакомиться с ним лично и привлечь его инвестиции.