Разобраться • 3 января 2025

Помощник с «мультяшной» головой: что умеет робот Boston Dynamics

Помощник с «мультяшной» головой: что умеет робот Boston Dynamics

Текст: Брайан Хитер, Tech Crunch

Перевод: Татьяна Казымова

Фото: Boston Dynamics


После прекращения работы над гидравлической версией человекоподобного робота Atlas Boston Dynamics объявила, что он стал электрическим. Возможности своего изобретения компания продемонстрировала еще в прошлом году. На что же способна эта система и зачем она нужна?

На видео от Boston Dynamics робот Atlas неподвижно лежит на сцепленных между собой гимнастических матах. Единственным звуковым сопровождением является жужжание электромоторов. Он не слишком тихий, но это ничто по сравнению с шумной гидравликой его предшественников.

Затем, пока камера плавно обходит робота вокруг, оказываясь у него за спиной, его ноги сгибаются в коленях — по началу движение выглядит натурально, но дальше переходит в разряд сверхъестественных и робот, который только что лежал на матах, ловким вращением ног уже переменил положение.

До конца выпрямившись, Atlas сориентировался спиной к камере. Теперь его голова поворачивается на 180 градусов, и туловище следует за ней. На мгновение он замирает, открывая камере обзор на голову и демонстрируя кольцевой свет, обрамляющий круглый экран. И снова туловище повторяет поворот головы на 180 градусов, а робот уходит от камеры и исчезает из кадра.

Через день после списания гидравлической версии своего робота Boston Dynamics анонсировали, что отныне он стал электрическим. Atlas двигается быстро. Хотя его шаги до сих пор кажутся несколько резкими, они значительно более изящные, чем у многих новых коммерческих человекоподобных роботов, которые были представлены публике за последние пару лет. Прежде всего она напоминает своего родственника — модель Spot, эволюционная ветвь которого еще пару поколений назад отступила от своего гуманоидного начала.

Совершенно новый Atlas

Новая версия робота практически неузнаваема. Исчезли громоздкий торс, подогнутые в «коленях» ноги и бронепластины. На изящном механическом скелете нет ни одного неприкрытого кабеля. Компания выбрала более спокойный дизайн, чем у оригинального Atlas и более современных роботов, таких как Figure 01 и Tesla Optimus.

Обновленный дизайн робота больше напоминает Digit от Agility или Apollo от Apptronic. С головой, напоминающей светофор, он стал более мягким и «мультяшным». Это «совершенно новый Atlas», говорится в видеоролике. Компания Boston Dynamics нарушает собственную традицию, сохранив название, данное роботу на стадии разработки, до вывода на рынок. SpotMini стал Spot. Handle стал Stretch. Однако Atlas пока остается Atlas.

«Возможно, мы вернемся вопросу нейминга, когда будем готовы к серийному производству, — сказал генеральный директор Boston Dynamics Роберт Плейтер. — Но сейчас, я думаю, имеет смысл сохранить название», — проект еще находится на ранней стадии. Согласно текущему графику Boston Dynamics, пилотные испытания электрического Atlas стартуют на заводах Hyundai в начале 2025 года, а его производство запустят через несколько лет.

«Мы собираемся проводить эксперименты с Hyundai на их производстве, начиная с 2025 года: компания уже предоставила нам оборудование, — поделился Плейтер. — Чтобы добиться успеха, нужно не просто иметь крутые технологии, но важно также понимать специфику их использования и добиться достаточной производительности, чтобы инвестиции в робота были оправданными».

Поворот на 180 градусов

Что больше всего поражает в 40-секундном тизере, так это движения Atlas. Они напоминают, что для создания человекоподобного робота не обязательно делать его слишком похожим на человека. «Мы создали набор специальных, мощных и очень гибких приводов для большинства суставов, — отметил Роберт Плейтер. — Они обеспечивают широкий диапазон движений. В каждом из них содержится сила выдающегося спортсмена».

Стоит также помнить, что Boston Dynamics сделала себе имя благодаря десятилетиям публикаций вирусных видео. В последних роликах компании можно увидеть как танцевальные движения бота, так и применимые в промышленных условиях. По этой причине трудно разделить, что Boston Dynamics считает реальной функциональностью, а что — просто эпатажем.

Например, в положении лежа система может продемонстрировать крутой трюк с гнущимися в обе стороны ногами, но это еще и практично. Как отметила Boston Dynamics в прощальном ролике, посвященном гидравлическому Atlas, падение — это такая же часть работы, как и вставание. Дело в том, что большинство современных промышленных роботов требуют вмешательства человека, когда они выходят из строя. С другой стороны, робот, который может просто смахнуть с себя пыль и вернуться к работе, — это большой плюс для производительности.

Способность поворачиваться на месте также значительно повышает потенциал системы. «Он сможет выполнять множество движений, которые не под силу людям, — объяснил Плейтер. — Это обусловит широкое практическое применение».

Уменьшение радиуса разворота робота важно в условиях ограниченного пространства. Эти машины предназначены для внедрения в производство, то есть они должны встраиваться в существующие рабочие процессы в существующих помещениях. Благодаря повышенной маневренности робот сможет в конечном итоге подстроиться под пространство и компаниям, которые решат его использовать, не придется перепланировать производственные здания.

Голова и руки

Руки робота не являются чем-то новым, ранее они уже появлялись на гидравлической модели. Однако они также отражают решение компании не придерживаться максимально человекоподобного дизайна. В данном случае разница в том, что на манипуляторах вместо четырех пальцев используются три.

«Рука — это крайне сложная система. Когда взаимодействие с миром происходит при помощи актуаторов, следует уделять внимание их надежности, — отметил Плейтер. — Мы попытались упростить эти механизмы, уменьшив количество пальцев, и продолжаем исследования в области этих технологий. Наша цель — разработать основательный хват, способный адаптироваться к разным поверхностям, с достаточным количеством датчиков, чтобы система могла чувствовать прикосновения». (Актуатор — исполнительное устройство или его активный элемент, который воздействует на объект управления, преобразуя один вид энергии в другой, что приводит к выполнению действия. — Прим. ред.)

Вполне закономерно, голова — это наиболее сложный аспект дизайна в плане «начинки». Она похожа на большое круглое косметическое зеркало. «По поводу этого мы довольно долго спорили, — отмечает Плейтер. — Все остальные (компании-конкуренты) создавали гуманоидные формы. Я хотел другого. Хотел, чтобы робот казался дружелюбным и открытым. Конечно, под конструкцией удобно скрыты сенсоры, однако форма в самом деле выбрана так, чтобы внушать дружелюбие. Это важно, ведь с этими роботами будут взаимодействовать люди».

Atlas на Рождество

За десятилетие, прошедшее с момента появления гидравлического Atlas, глобально в индустрии ландшафт сильно изменился. Творению Boston Dynamics уже составили копанию человекоподобные роботы от Figure, Apptronik, Tesla и 1X. Гендиректор Boston Dynamics отмечает «всплеск интереса» к своему бизнесу.

Вот что, по мнению Роберта Плейтера, повлияло на популярность компании:

  • Boston Dynamics была приобретена Hyundai почти за $1 млрд;
  • Tesla проявила интерес к производству, что стало своего рода признанием того, чем компания занимались долгое время;
  • появление искусственного интеллекта как инструмента сделало многие планы осуществимыми (команда Boston Dynamics не спешила с анонсом, потому что специалисты хотели провести достаточно исследований, чтобы понять, получится ли решать проблемы управления и «быть уверенными в новом поколении роботов»).

Несмотря на то что Boston Dynamics имеет большой опыт в области создания человекоподобных роботов, гендиректор компании говорит, что она собрала первого робота примерно к Рождеству 2023 года. До этого она отрабатывала многие наиболее сложные проблемы на симуляторах.

Общий интеллект

Об Илоне Маске можно с уверенностью сказать одно: он раздает много обещаний. В первые дни существования Optimus, когда робот от Tesla был, скорее, похож на человека в спандексе, глава компании говорил о системе, которая способна на все. Якобы Optimus может целый день работать на заводе, делать покупки, а затем приготовить вам ужин.

Робототехнические компании, возможно, уже обсуждают создание человекоподобных роботов общего назначения, но их системы масштабируются по одной задаче за раз. Для большинства из них это означает перемещение полезной нагрузки из точки А в точку Б. Однако для реального использования такого форм-фактора потребуется более «обобщенный» интеллект.

Похоже, что модель магазина приложений представляет собой наиболее прямой путь к достижению этой цели. Доступ разработчиков, в конце концов, был важной частью развития набора функций робота Spot. Однако, по словам Роберта Плейтера, Boston Dynamics не будет использовать этот подход с Atlas.

«Мы определенно собираемся сами разрабатывать приложение, а не платформу — говорит он. — Наш опыт показывает, что путь к быстрому развитию — это сосредоточиться на приложении и решать проблемы, а не полагаться на то, что кто-то другой решит их за нас. Я считаю, что ИИ здесь играет важную роль».

Помимо грузоподъемности

Чтобы стать коммерчески успешными, человекоподобные роботы должны выйти за рамки привычных представлений. «Они должны быть способны выполнять огромное количество задач, — объясняет Плейтер. — Я думаю, что монозадачные роботы уходят в прошлое. Упаковка — одно из последних применений, где робот может выполнять свою функцию, просто перемещаясь между коробками».

Если не упаковкой коробок, то чем же будет заниматься новый Atlas на выставочной площадке Hyundai? Ответ можно найти в видеоролике, опубликованном компанией в феврале, где показано, как гидравлическая версия робота взаимодействует с автомобильными стойками — комплектующими Hyundai.

«Наши роботы достаточно прочные и знают, как разместить тяжелую полезную нагрузку и при этом сохранить потрясающую мобильность. Я думаю, что это будет отличительной особенностью Atlas — возможность поднимать тяжелые, массивные предметы сложной формы, — утверждает Плейтер. — Эта стойка на видео, вероятно, весит 25 фунтов (приблизительно 11,3 кг. — Прим. ред.). Позже мы выпустим видео, в котором покажем еще немного задач по манипулированию реальными объектами, которые мы выполняли с помощью Atlas».

Ранее основатель Boston Dynamics Марк Райберт заявил, что Илон Маск вдохновился его компанией и их разработками в области гуманоидной робототехники. Райберт считает, что амбиции Маска относительно прогресса двуногих роботов, особенно модели Atlas, могли повлиять на достижения робота Tesla Optimus.