Разобраться • 4 декабря 2024

Как трансформировалась роль курьеров и почему выгодна доставка на аутсорсе

Как трансформировалась роль курьеров и почему выгодна доставка на аутсорсе

Текст: Елизавета Пикулицкая


За последние несколько лет роль доставщика претерпела значительные изменения. Из-за роста онлайн-торговли эта профессия стала максимально востребованной. В постпандемическом мире люди всецело доверились сервисам доставки, а за повышением спроса увеличились и зарплаты курьеров, изменилась статусность их работы. Inc. выяснил, как выглядят современные доставщики и на каких условиях бизнес с ними сотрудничает.

Первый масштабный спрос на доставщиков мир ощутил в 2020 году: как сообщает сервис SuperJob, во время пандемии потребность в них увеличилась в 2,8–3,5 раза (в зависимости от города). Тогда же постепенно начала расти и средняя зарплата курьеров: по подсчетам аналитиков, она варьировалась от 34,5 тыс. до 80 тыс. руб. в зависимости от региона.

Постепенный рост

В следующем 2021 году эксперты «СДЭК» подсчитали, что за месяц работы (за этот период доставщики трудились около 165 часов) курьеры получали в среднем 65,8 тыс. руб. В столице показатели были несколько выше: средний доход курьеров-москвичей составил 87,1 тыс. руб.

Однако самый большой скачок пришелся на последние годы: уже к октябрю 2023 года средняя предлагаемая зарплата в вакансиях достигла 109,8 тыс. руб., что на 35,6 тыс. руб. больше, чем в том же месяце годом ранее (74,2 тыс. руб.).

Помимо этого, среди всех вакансий с быстрорастущей заработной платой, курьеры оказались на втором месте, уступив первенство лишь водителям такси. Ежемесячный доход пешего доставщика в мегаполисах составил около 94 тыс. руб., а в городах с населением от 50 тыс. до 1 млн человек — 91 тыс. руб.

Среди главных причин эксперты выделили два фактора. Первый — ослабление курса рубля и массовый отток рабочей силы (подробнее об этом — в материале Inc. про миграцию). Вторым фактором оказался рост мелких заказов у служб доставок, ставших популярными из-за развития онлайн-шопинга.

Спрос рождает предложение

Сегмент е-com действительно вырос по сравнению с предыдущими годами: согласно данным аналитического агентства Data Insight, в 2023 году рост рынка электронной коммерции составил 48%, а по итогам 2024 года объем интернет-продаж увеличится еще на 36%. Аналитики компании также отмечают, что доля интернет-торговли в сегменте ретейла уже достигла 19%, а в сфере непродовольственных товаров — 37%, а значит, и потребность в курьерах продолжает расти.

Согласно исследованию, проведенному «Авито работой» и «СДЭК», спрос на работников доставки в апреле этого года вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средние предлагаемые зарплаты снова увеличились — уже на 15%. Растет и предложение: оно увеличилось на 4% по сравнению с предыдущим месяцем. Более того, это самая популярная вакансия среди всего рынка (на долю курьеров выпадает 5,2% от общего числа вакансий).

В этом сентябре самые высокие зарплаты курьеров сравнялись с доходами начинающих IT-специалистов и составили 155 тыс. руб. против 148 тыс. в начале года.

Чтобы точнее оценить реальные зарплаты в сфере доставки, стоит посмотреть на медианную зарплату, которая составила 109 тыс. руб. Хотя предложения с очень высокими зарплатами стали встречаться чаще, по основной массе вакансий по-прежнему предлагаются выплаты около 110 тыс. руб.

Социальный статус

С ростом зарплат в сфере курьерской доставки изменилось и отношение к профессии. Работа стала более привлекательной независимо от образования сотрудника, и среди курьеров оказались даже обладатели университетских дипломов. Согласно опросу «Яндекс Доставки», почти у 40% курьеров есть высшее или неоконченное высшее образование, а еще у трети — среднее специальное.

Для многих людей работа курьером стала временным или альтернативным вариантом трудоустройства. Привлекает не только достойная заработная плата, но и гибкий график работы: 43% опрошенных совмещают работу в доставке с другими видами заработка, 12% параллельно развивают собственный бизнес.

Ольга Березкина из «Яндекс Доставки» рассказывает, что раньше она 13 лет работала в сфере рекламы. Позже девушка поняла, что хочет иметь возможность самостоятельно выстраивать свой график и уделять время своим хобби.

Ольга Березкина,

автокурьер «Яндекс Доставки»

«У работы курьером есть весомый плюс, особенно для тех, кому важен work-life balance, — это гибкий график и возможность самому решать, когда и какие заказы ты берешь. Например, под Новый год я проводила на линии каждый день, так как многие заказывают подарки друзьям и близким. В это время за счет дополнительных заказов удалось и хорошо подзаработать. А летом же, наоборот, бывает больше свободных дней и получается совмещать с личной жизнью и хобби».

Помимо дипломированных специалистов, другой группой, заинтересовавшихся профессией, стали подростки. Вакансия курьера оказалась наиболее популярной среди остальных — ее в качестве летней подработки предпочли 25% работающих респондентов подросткового возраста, отмечает РБК.

Особенность профессии

Несмотря на высокий спрос на профессию и достойные предложения по оплате труда, у курьерской работы существует своя специфика: многие бизнесы, оказывающие услуги доставки сегодня, предпочитают сотрудничать с курьерами на аутсорсе. Например, это подтвердила пресс-служба «Яндекса» — по некоторым данным, холдинг «Деливери» и «Яндекс Еда» занимает около 75% рынка доставки готовой еды.

Эксперты отмечают, что одна из главных проблем, с которой сталкиваются компании при работе с курьерами, — сезонность и проблемы с кадрами. Создатель и президент международной ассоциации E-Commerce & Digital Marketing Association Евгений Мищенко считает, что во многих вопросах внешние поставщики услуг сильно облегчают ограничения для бизнеса, вызванные этими факторами.

Евгений Мищенко,

создатель и президент международной ассоциации E-Commerce & Digital Marketing Association

«Курьеры на аутсорсе — стандартное решение для многих компаний, связанное с особенностями рынка. Во-первых, это частая необязательность сотрудников, которые могут не выйти на смену. Решать подобные вопросы проще с аутсорсинговой компанией или с ИП на подряде, чем оформлять прогулы в соответствии с трудовым законодательством. Кроме этого, спрос на курьеров имеет явно выраженные сезонные тренды. Большинство компаний не могут себе позволить самостоятельный массовый наем на временные позиции, поэтому пользуются услугами компаний, для которых именно это — основной вид деятельности. Кроме этого, они умеют находить, куда продать время этих сотрудников в низкий сезон».

Другая причина — аутсорсинг помогает бизнесу экономить, ведь выстроить курьерскую работу наиболее эффективно порой сложно и требует времени. Генеральный директор сервиса доставки Dostavista Дмитрий Зубков считает, что при подсчете реальных затрат экономика курьера включает в себя значительно больше факторов, чем единоразовая выплата исполнителю заказа.

Дмитрий Зубков,

генеральный директор сервиса Dostavista

«Работа с курьером — это сложный технологический процесс. Человека нужно найти, научить выполнять курьерские поручения, оптимизировать его время таким образом, чтобы он выполнил побольше заказов и остался доволен заработком. Компании, переходящие на аутсорсинг, в какой-то момент считают „настоящую“ экономику курьера, включающую в себя затраты на его поиск (HR-служба), оптимизацию его времени (логистический менеджер), расчет и выплату его вознаграждения (бухгалтер), а также затраты на оборудование. Если аккуратно посчитать все составляющие, то курьер окажется достаточно дорогим удовольствием».