Разобраться • 23 сентября 2021

«Роскосмос» круче Илона Маска

Объясняем почему

«Роскосмос» круче Илона Маска. Объясняем почему

Текст: Александр Баулин

Фото: Stephanie Keith/Getty Images


Запомните этот твит: «Роскосмос» жив.

18 сентября, ближе к полуночи, пилотируемый космический корабль Crew Dragon приводнился в Мексиканском заливе. Завершилась миссия Inspiration 4, в которой ракета SpaceX вознесла на высоту 580 км первый полностью гражданский экипаж из четырех человек. Разрушена монополия «Роскосмоса» на орбитальные полеты космических туристов. Ранее, в июле, в суборбитальный полет запустили экипажи Ричард Брэнсон и Джефф Безос. Российский космос сдает свои позиции? Внезапно, но нет, наоборот, пожалуй, он переживает период расцвета, — аргументирую.

01

Космический туризм

60 лет назад человек вышел на космическую орбиту, но до прошлого года из непрофессионалов в космосе побывало всего семь человек. На самом деле была еще пара человек, за которых заплатили их работодатель или сторонняя компания. Но так или иначе их всех на орбиту доставил «Роскосмос». Что это за странный бизнес и почему им до сих пор занималась всего одна компания в мире — и та государственная?

На самом деле такая ситуация типична для высокотехнологичного бизнеса. Пока технологии доступа на орбиту были экстремально дорогими, а частный капитал не умел привлекать на космические проекты сотни миллионов долларов, конкурировать с госорганизациями было невозможно: без достаточного финансирования нельзя достичь космоса, обеспечить безопасность для человека на орбите и его безопасное возвращение на землю. В 2000-е вопросы окупаемости не сильно волновали NASA, поэтому инноватором в космическом туризме стал «Роскосмос».

02

Нашествие на орбиту

Прорыв случился лишь в этом году. В июле Blue Origin и Virgin Galactic отправили в суборбитальный полет к границе космоса сразу восемь космических туристов. Формально экипаж ракетоплана VSS Unity компании Virgin Galactic не достиг космоса, так как прошел на высоте 86 км, а космос начинается за сотым километром над Землей, но давайте опустим формальности.

А теперь SpaceX в полноценный орбитальный полет отправила сразу четырех неастронавтов, и уже в январе у компании Илона Маска намечен первый полет на МКС на корабле Crew Dragon.

До конца года на орбиту полетят еще двое японцев — всего получится, что в этом году мы получим 14 космических туристов, — вдвое больше, чем за все предыдущие годы. Почему сейчас?

03

Суборбитальные полеты

Для суборбитального туризма пришло то самое время, когда частный инвестор может выделить на это достаточно денег: например, Джефф Безос тратит каждый год $1 млрд своего состояния на Blue Origin. И текущие технологии позволяют осуществить суборбитальный полет, потратив на исследования и разработки как раз около $1 млрд. Правда, и окупаемость этого проекта достаточно долгая.

Суборбитальный полет длится от 10 минут до пары часов, а в невесомости экипаж находится всего несколько минут. Зато и стоит он $300–450 тыс. против $40–55 млн за полет на орбиту. Обе компании, Virgin Galactic и Blue Origin, заявили о продаже билетов на такие полеты на сотни миллионов долларов. Но пока о новых запусках не слышно. Кроме того, им придется разобраться с потенциальными проблемами. Корабль New Shepard компании Blue Origin рассчитан на шесть человек, но, судя по видео полета, там и четверым было тесновато в невесомости. Компании Virgin Galactic и вовсе временно запретили полеты ракетоплана SpaceShipTwo, так как самолет-носитель вышел из разрешенного коридора во время разгона. Компаниям еще предстоит поработать, прежде чем они смогут превратить эти полеты в бесперебойный бизнес.

04

В поход по орбите и на МКС

Орбитальный туризм еще более сложный бизнес. «Роскосмос» им занимался начиная с 2000-х. Однако с 2011 и по 2020 год у США не было своих средств доставки астронавтов на МКС и все места на «Союзах» были заняты профессиональными космонавтами и астронавтами. С мая 2020 года астронавтов на МКС доставляют Crew Dragon Маска и у «Роскосмоса» благодаря этому освободились места на кораблях для туристов.

И как ни удивительно, но большая государственная компания сразу воспользовалась новыми возможностями. Я уже говорил о том, что в конце года на орбиту полетят японцы: на декабрь 2021 года назначен первый после долгого перерыва — некоторое время заняли поиск клиента и его подготовка — полет космических туристов на МКС. Осуществит его «Роскосмос», а полетят Юсаку Маэдзава и его бизнес-ассистент Йозо Хирано. Маэдзава хотел полететь в космос еще несколько лет назад и даже начал переговоры со Space Adventure (продает для «Роскосмоса» услуги полета в космос), но в 2018 году Илон Маск убедил японца купить облет Луны. Однако время шло, ракета BFR сменилась на Starship, и полет уже перенесен на 2023 год. Видимо, Маэдзава решил слетать пока на том, на чем доступно.

Так, может быть, это последний проект «Роскосмоса»? Нет. В 2021 году «Главкосмос» (еще один оператор услуг «Роскосмоса») заключил сделку с ПАО «РКК Энергия» на создание двух пилотируемых кораблей «Союз» для космического туризма, общей стоимостью чуть более 5 млрд руб. Правда, условия договора достаточно мягкие: «до конца 2023 года или до полного исполнения сторонами обязательств». То есть позволяют безболезненно поставить корабли позже.

05

Космос — не про деньги

В целом «Роскосмос» явно рассчитывает на новых космических туристов. И поможет в этом новый модуль «Наука», который с такими приключениями пристыковался к МКС 29 июля. Но неприятности со стыковкой остались позади, а в российском сегменте теперь три полноценных места для сна космонавтов и в полтора раза больше пространства, чем раньше. Будет куда селить туристов.

Места в американском секторе NASA достаточно, но и эта компания задумывается над коммерциализацией полетов. После окончания работы на МКС — где-то в конце десятилетия — NASA планирует запустить проект Commercial LEO Destinations. По задумке, частные компании смогут создать одну или несколько орбитальных станций для «работы, развлечений и жизни» людей, а NASA будет использовать те площади, которые ей необходимы. Это сэкономит агентству $11,5 млрд в год, по мнению директора коммерческих программ Фила МакАлистера.

Как понять, кто круче в сфере космического туризма? «Роскосмос», оператор которого предлагает прогулку в открытом космосе? SpaceX, который планирует облет Луны с туристами? Или NASA, которое преодолело консерватизм, решилось пускать туристов на американский сегмент МКС и помогает развивать стартапы, планирующие построить целые отели на орбите?

Смотря в чем измерять. По деньгам сегмент космического туризма очень мал: UBS 21 июля улучшила свой прогноз по рынку космического туризма — с $3 млрд до $4 млрд к 2030 году. Значительная сумма, сравнима с пусковыми услугами. Но если учесть, что разработка новых средств запуска стоит сотни миллионов долларов, то остается большой вопрос, окупаются ли эти туристические услуги. Думаю, стартапы New Shepard и SpaceShipTwo будут окупать вложения еще долгие годы, — как и положено серьезному высокотехнологичному венчуру.

С орбитальным туризмом те же сложности. Из относительно небольшого пирога в $4 млрд надо вычесть доходы от суборбитальных полетов, затраты на запуск корабля на орбиту и к МКС, а также желательно что-то оставить на исследования и разработки, чтобы предоставить туристам новые возможности и свежие впечатления.

При таких условиях крайне сложно построить прибыльный бизнес, зато можно использовать космический туризм как пиар технологий, которые уже есть у компании. Возможно, поэтому «Роскосмос» затеял проект «Вызов» со съемками фильма в невесомости. Не очень понятно, зачем снимать фильм на орбите в невесомости и возможно ли сделать это лучше, чем в Голливуде с хромакеем и моушн сенсорами. Но вы удивитесь: пока проект критикуют на родине, его неожиданно активно отмечают за рубежом. Западные СМИ на время забыли про сдержанное отношение к России и отмечают, что русские снимут первый фильм на орбите, обойдя NASA и Тома Круза с его фильмом. И это тоже бизнес, но только не космический, а шоу. И мы в него играем наравне с американцами при несравнимо меньших бюджетах.