Разобраться • 26 марта 2024
С миру по нитке: как бизнес поддержал пострадавших после теракта в «Крокусе» и что потерял
С миру по нитке: как бизнес поддержал пострадавших после теракта в «Крокусе» и что потерял
Текст: Ксения Темникова
Фото: SOPA Images /Getty Images
В пятницу, 22 марта 2024 года, в России произошла трагедия в масштабах всей страны. Новость о теракте не оставила равнодушным никого — тысячи людей принесли цветы к воротам «Крокус Сити Холла», а также к различным стихийным мемориалам в других городах, а в донорские центры выстраивались огромные очереди. Не остались в стороне и российские компании, которые объявили беспрецедентные акции, стремясь облегчить участь пострадавших и их близких. Inc. разобрался, как бизнес поддерживал тех, кого коснулся теракт.
Первым руку помощи протянул сервис «Яндекс.Такси». Агрегатор сделал все поездки из района «Крокуса» бесплатными, а уже потраченные деньги пообещал вернуть на карты пользователей. Правда, перед этим цена поднялась до трех раз, на что обратили внимание пользователи в сети.
После этого объявления в приложении сервиса все поездки от места трагедии стали оцениваться в один рубль. Следующей решение приняла авиакомпания S7 Airlines, предоставив пострадавшим и их родственникам право на бесплатный трансфер в Москву и из нее. Вскоре с аналогичной инициативой выступили и другие авиаперевозчики: «Аэрофлот», Nordwind, «Уральские авиалинии», NordStar, Red Wings, Smartavia и Utair.
Целый ряд крупных российских банков объявил о списании долгов пострадавшим в стенах «Крокус Сити Холла», а также их близким родственникам. «Амнистию» объявили «Тинькофф», «Альфа-Банк», ВТБ, «Совкомбанк», «Хоум Кредит», «Уралсиб», ПСБ, «Газпромбанк» и «Дом.РФ».
После публикации окончательных списков погибших и пострадавших сотрудники кредитных организаций начали проверять информацию о финансовых обязательствах, а затем аннулируют задолженности.
Урегулировать кредиты пострадавших пообещал и «Сбербанк», напомнив о своей программе поддержки клиентов в чрезвычайных ситуациях. В пресс-службе банка сообщили, что анализ кредитных обязательств жертв теракта уже был начат.
Пообещал списать долги семьям погибших и Московский кредитный банк (МКБ). Клиенты, которые оказались в числе пострадавших в теракте, получат кредитные каникулы.
Совместно со «Сбером» российский Красный крест открыл благотворительный счет для помощи пострадавшим и семьям погибших, сделать пожертвование может любой желающий. При этом комиссии за перевод на счет сбора взиматься не будут. Также деньги можно внести через банкоматы, терминалы и офисы кредитной организации. Пример подал и сам банк, перечислив в пользу жертв теракта неназванную сумму.
Дополнительный сбор пожертвований открыл и банк ВТБ через свою платформу «ВТБ-Страна». Перевод можно сделать в онлайн-банке или по прямой ссылке, которую кредитная организация указала в своих соцсетях.
К сбору присоединились и сотни российских предпринимателей. Крупные торговые сети, рестораторы, интернет-бренды перечислят на благотворительный счет выручку, собранную в следующие за событиями теракта выходные. В помощь пострадавшим и семьям погибших пойдут деньги от покупок россиян в «Пятерочке», «Перекрестке», «Магните», «Дикси», «Азбуке Вкуса», «Ленте», Metro, «Мясновъ» и «ВкусВилле». Об участии в акции также объявили гиганты рынка электроники — «М.Видео» и «Эльдорадо».
Пожертвование сделают и рестораторы. Помочь пострадавшим от теракта можно, поужинав в точках холдинга RESTart Vasilchuk Brothers («Чайхона №1», Birger Heroes, ObedBufet, Steak it Easy и другие), группы Pinskiy & Co («Сыроварня», Stars Coffee, «Колбасный цех» и другие), ресторанах «Мясо и Рыба» Сергея Миронова. Поддержали сбор также многие московские бары.
Не только в Москве бизнес объединил усилия для помощи пострадавшим при теракте. Пожертвования сделают рестораны Самары («Поляна Групп»), Нижнего Новгорода («Горячо», ТТ bistro, «Краса»), Екатеринбурга (группа «Арт ресторанс») и другие.
Любители культуры также внесли свой вклад. На помощь пострадавшим направят выручку парк «Зарядье», Московский зоопарк, работающие павильоны ВДНХ, Московский музей космонавтики и другие культурные учреждения Москвы.
В связи с трагическими событиями в «Крокусе» 24 марта объявили днем общенационального траура. До этого в России отменили все массовые спортивные, развлекательные, культурные и иные мероприятия.
В связи с этим «Тинькофф» объявил о выдаче компенсации стоимости билетов на мероприятия, купленные через внутренний сервис «Тинькофф.Город». В пресс-службе подчеркнули, что эта мера будет принята вне зависимости от позиции организаторов.
В свою очередь, платформа «Тинькофф.Путешествия» предоставила возможность бесплатной отмены брони в отелях Москвы и Подмосковья на 23–24 марта. То же самое сделали Ostrovok, Tutu, «Яндекс Путешествия» и МТС Travel. А отели Greenwood, «Аквариум» и «Вега» еще в день трагедии бесплатно размещали пострадавших.
Онлайн-сервис «СберМаркет» в дни после теракта сделал бесплатной доставку продуктов для клиентов, которые решили отказаться от идеи походов в магазины. По этой же причине маркетплейс Wildberries продлил хранение товаров во всех пунктах выдачи Москвы и Московской области. Помимо того, приняты меры предосторожности: будет усилена охрана на складах, а товары будут проходить дополнительную проверку.
Тариф «невозвратный» перестал быть таковым — многие авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», NordStar, «Победа», Utair, Smartavia, «Уральские авиалинии» и другие, готовы вернуть деньги всем клиентам, кто планировал путешествие в Москву и область на выходные, или же обменять билеты. Плату можно вернуть и за запланированные поездки на «Аэроэкспрессе».
Получат средства обратно и те, кто предпочитает путешествия на поезде, — РЖД пообещали вернуть деньги за билеты на поезда дальнего следования до 26 марта включительно. А оператор поездов в Крым, «Гранд Сервис Экспресс», отменил все сборы за возврат и переоформление билетов.
Банк еды «Русь» призвал передать в свой фонд все невостребованные продукты, которые предназначались на массовые мероприятия 23–24 марта. Пункты приема открылись в 16 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Владимире, Вологде, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Костроме, Краснодаре, Липецке, Пскове, Ростове-на-Дону, Рязани, Туле и Челябинске.
Для пострадавших в теракте и их близких была запущена круглосуточная горячая линия при поддержке компании «СберЗдоровье» и сервиса «Понимаю». Бесплатные услуги пострадавшим и их семьям окажут также психологи платформ YouTalk и Zigmund Online, специалисты которой готовы провести беседу не только с теми, кого непосредственно затронул теракт, но и с любым человеком, столкнувшимся с тревогой, паникой или другими эмоциональными реакциями.
Для тех, кому в связи с ситуацией понадобится правовая помощь, бесплатное содействие предлагает Ассоциация юристов России. За консультацией можно обратиться на горячую линию.
Для информирования пострадавших и их родственников функционируют сразу несколько горячих линий экстренных служб в Москве и Московской области. Специалисты кол-центров помогают звонящим уточнить информацию о близких и координируют обращения. А благодаря акции операторов сотовой связи можно звонить практически безлимитно — «Билайн», МТС, «Мегафон» и «Теле2» сделали звонки по номерам горячих линий бесплатными.