Разобраться • 2 декабря 2023

С ветерком: как развивается российский рынок электромобилей и в чем выгода стартапов

С ветерком: как развивается российский рынок электромобилей и в чем выгода стартапов

Текст: Евгений Соркин


Популярность электромобилей в России стремительно растет с каждым годом. Этому способствуют не только преимущества «зеленого» транспорта перед обычными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания — спрос на электрокары активно поддерживает и государство. Inc. рассказывает о ключевых моментах, которые послужили развитию сферы электротранспорта в России, и о будущем, которое ждет индустрию в ближайшие годы.

Стремительный рост популярности электромобилей требует большего количества электрозаправочных станций (ЭЗС). Если в 2021 году в России насчитывалось всего 208 таких пунктов, то сейчас их число превышает 4,4 тыс. Однако и этого для комфортного использования электрокаров недостаточно — даже автолюбители из Москвы и Санкт-Петербурга сетуют на нехватку на городских маршрутах точек, где можно зарядить автомобиль. До конца года в стране планируют открыть еще примерно 600 станций для электрокаров, а в ближайшие три года число ЭЗС увеличат до 18 тыс.

Инициатива государства

Ключевым фактором роста популярности автомобилей с электромотором послужила «Концепция развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года», принятая правительством РФ в 2021 году.

Согласно проекту, к 2025 году на дорогах страны окажутся 25 тыс. новых электрокаров, для которых откроют еще 9,4 тыс. ЭЗС. По плану, это должно привести к тому, что к 2030 году доля «зеленого» транспорта в России составит 10%. Для реализации концепции власти выделили 591 млрд руб.

Проект правительства предполагает три основных этапа: запуск рынка, который сейчас находится на старте развития; увеличение числа электрокаров в автосалонах и поддержку производства «зеленого» транспорта.

Кроме того, власти позаботились и о владельцах экологичных автомобилей. Делая выбор в пользу электрокара, водители получают ряд преимуществ:

  • скидку 25% при покупке электрокара отечественного производства в лизинг или кредит;
  • освобождение от транспортного налога (пока только в 35 регионах страны, включая Москву и Ленинградскую область) и безвозмездное пользование платными парковками в столице;
  • бесплатное передвижение по федеральным трассам М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Москва — Санкт-Петербург», М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань», а также по Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).

Электромобили в массы

Ежемесячно на протяжении 2023 года на рынке электромобилей в России фиксируют новые рекорды. С января по май автосалоны реализовали 3 352 машины с электродвигателем, что на 162% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Успех имеют и подержанные автомобили — за первое полугодие 2023 года продано 3 980 электрокаров с пробегом, что превосходит показатели 2022 года на 62%. В августе своих владельцев обрело рекордное количество электромобилей: за месяц были проданы 1 474 машины, что в 8,2 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Лидерство на российском рынке сохраняют за собой китайский бренд Zeekr и немецкий Volkswagen. Также стабильно в рейтинг популярного экотранспорта попадают американская Tesla и отечественные Evolute и «Москвич Зе». Только за октябрь было продано 117 «Москвичей» и 113 новых Evolute модели i-PRO. При этом к концу 2023 года в России средняя стоимость нового автомобиля с электромотором выросла на 12% и составляет около 5,9 млн руб.

В современной России электротранспорт только набирает популярность и захватывает рынок, однако первые средства передвижения с электромотором появились в нашей стране еще в конце XIX века. В 1889 году инженер из Тбилиси Ипполит Романов представил предпринимателю Петру Фрезе, который запомнился в истории как один из создателей первого российского автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, проект двухместного электрического кэба весом 750 килограммов под названием «кукушка». Позднее конструктор создал электрический омнибус вместимостью 17 пассажиров, который был способен развить скорость до 20 км/ч и при полном заряде преодолеть расстояние до 60 км. Романов предполагал, что его изобретение станет популярным видом общественного транспорта в Санкт-Петербурге и даже основал акционерное общество, чтобы заработать денег на постройку новых омнибусов. Однако конкуренты, заинтересованные в развитии популярной на тот момент конно-железной городской дороги, не позволили мечтам инженера осуществиться. Признав неудачу, Романов оставил эту идею и посвятил себя другим областям электротехники.

Рынок электромобилей в России не планирует останавливаться на достигнутом — отечественное производство стремительно развивается. Например, липецкое предприятие «Моторинвест», выпускающее автомобили с электромотором под брендом Evolute, планирует в 2024 году собрать и реализовать около 14 тыс. машин. Кроме того, недавно завод запустил производство электрокроссовера модели i-SKY мощностью 204 л. с. и с запасом хода до 511 км.

Бизнес на зарядке

Спрос рождает предложение — этот известный экономический закон сегодня лучше всего отвечает на вопрос, стоит ли вложить свой капитал в зарядную станцию для электромобилей. Актуальность этой бизнес-идеи подтверждают как инициативы государства, так и неугасающий рост числа «зеленого» транспорта на дорогах России.

Как было упомянуто выше, сегодня владельцы электротранспорта часто сталкиваются с трудностями касательно быстрой и качественной зарядки своего автомобиля. На сегодняшний день вопрос остается острым даже в крупных городах.

Для решения этой проблемы правительство планирует давать субсидии на открытие быстрых зарядных станций. Эта мера поддержки действительна до 2025 года.

Выделенные властями 1,37 млрд руб. позволят открыть более 500 пунктов быстрой подзарядки электрокаров. Особое внимание уделили трассе М-4 «Дон», которая является одной из самых загруженных автомагистралей в России.

Бизнес по зарядке электромобилей сегодня имеет не просто высокую актуальность, но и жизненную необходимость, а потому при грамотном подходе такой вид стартапа может быстро принести прибыль.

Если вы решили открыть ЗЭС, необходимо учесть несколько факторов.

  • Местоположение. Лучше расположить пункт ЗЭС в многолюдном районе, чтобы до него можно было легко и удобно добраться. Неплохо подойдут арендованные участки вблизи отелей, стадионов, крупных супермаркетов и др.
  • Мощность. Большое количество портов и высокая скорость зарядки даст вам преимущество перед конкурентами: это могут обеспечить далеко не все зарядные пункты.
  • Выбор оборудования. Не все электрокары имеют одинаковые характеристики и условия для качественной подзарядки. Широкий набор оборудования для определенных моделей увеличит потенциал ЗЭС.
  • Потребности клиентов. Сфера зарядки электромобилей только набирает популярность, поэтому на старте важно учесть основные потребности потенциальных клиентов: популярные модели, их особенности и стандарты обслуживания. Также важно, чтобы зарядный пункт был доступен круглосуточно. Не следует забывать и о любителях других видов электротранспорта — самокатов, сигветов, гироскутеров и др.: они тоже могут стать вашими потенциальными клиентами.

Есть три основных вида ЗЭС. Все они отличаются мощностями и средним временем подзарядки. Зарядки первого уровня работают от стандартной розетки 120В, в большинстве случаев таким ЗЭС требуется около 36 часов для полной заправки автомобиля. Это оборудование чаще всего используют владельцы экотранспорта, которые редко пользуются своим средством передвижения. В основном эти зарядки используют для гибридных авто.

Устройства второго уровня имеют больший потенциал — стандартные характеристики этих систем позволяют подготовить заряд электрокара до 100% за 6-12 часов. Такой аппарат пригодится в гараже или на длительной парковке, свое применение он сможет найти и в общественных местах.

Электрозаправочные станции используют устройства третьего уровня, так как они работают исключительно от постоянного тока. Именно этот вид оборудования способен обеспечить полный заряд автомобиля в течение часа. Этот вид устройств обеспечивает диапазон мощности от 15 до 350 кВт, то есть до 32 км в минуту.

Что будет дальше

Благодаря интересу к индустрии электротранспорта, сеть зарядных станций, обеспечивающая владельцам средств передвижения с электрическим двигателем комфортное вождение на российских дорогах, растет. Не менее важную роль в развитии отрасли играет технологический прогресс, который позволит создавать более привлекательные условия для потенциальных клиентов — быструю и эффективную зарядку, большой ассортимент комплектующих и актуальное оборудование для новых моделей электрокаров. Не останавливаются и автопроизводители, которые стремятся пополнить рынок экологичным транспортом с повышенным запасом хода, высоким уровнем производительности и комфорта и доступной ценой.

Способствовать увеличению доли электромобилей на российских дорогах поможет и просвещение населения. Сегодня потенциальным покупателям не хватает информации об устройстве электрокаров и их обслуживании, что неблагоприятно влияет на представление автолюбителей о строении «зеленого» транспорта.

Однако система автомобилей с электродвигателем устроена таким образом, что вероятность поломки значительно ниже по сравнению с традиционными автомобилями с ДВС.

Акцентирование внимания на ключевых преимуществах электрокаров — льготы при приобретении, освобождение от транспортного налога, бесплатный проезд по федеральным трассам и более выгодное топливо — поспособствуют ускоренному росту продаж, а, соответственно, и востребованности зарядных станций на дорогах России в ближайшие годы.