Как запустить научный стартап в России — и заработать

Как запустить научный стартап в России — и заработать
Фото: Unsplash

Ученых в России много, а научных стартапов — не очень. Превратить передовые разработки и технологии в успешный бизнес мешают несколько стоп-факторов. Рассказываем о них, а заодно — о самых перспективных (с точки зрения инвестиций и востребованности) наукоемких нишах.


Кто и как в России зарабатывает на науке

Вот несколько российских научных стартапов, которым удалось наладить продажу своих инновационных продуктов.

  • «РСЭ-Трейдинг-МИКРОЗИМ» разрабатывает технологии биологической очистки почв и воды от нефтепродуктов и органических отходов. Способ монетизации — продажа препаратов и оказание услуг.
  • «Плакарт» создает инновационные решения в области «инженерии поверхности» — покрытия, которые позволяют защитить конструкции от износа и коррозии. Стартап привлек в общей сложности 4 млрд руб., включая инвестиции «Роснано». Способ монетизации — продажа прав на лицензионное использование технологии.
  • «Юним» разработал международную платформу для онкодиагностики со встроенной технологией Whole slide imaging, идентичной микроскопу. Решение позволяет врачам «оцифровывать» пациента и ставить более точные диагнозы. Способ монетизации — оплата за проведение исследований и выдачу анализов, продажа технологии внешним лабораториям и научным учреждениям.

Денег мало, а скепсиса — много

Монетизация научных стартапов зависит от состоятельности их бизнес-модели (в этом отношении они ничем не отличаются от всех остальных). Но у таких проектов есть один существенный плюс — потенциально низкие риски с точки зрения конкуренции и копирования. Инновационный «стержень» продукта дает фору, которую можно использовать для отрыва от остальных игроков рынка.

Несмотря на общую перспективность наукоемких проектов, при их запуске в России нужно учитывать наличие стоп-факторов. Вот основные из них.

Трудности с поиском инвестиций. Крупным инфраструктурным проектам с научной составляющей в этом смысле проще — в них вкладываются окологосударственные фонды и частные корпорации, желающие внедрить новые технологии в свой бизнес. Менее масштабные стартапы находят инвесторов с большим трудом. Например, биотех-проекты не очень популярны у российских фондов и бизнес-ангелов из-за их долгого цикла (57 лет) и высоких рисков. Тогда как во всем мире это направление считается одним из самых перспективных (в прошлом году биотехнологические стартапы привлекли рекордные $9,5 млрд).

Консервативность и скепсис научного сообщества. В академической среде многие очень ревниво относятся к тому, что на науке зарабатывают другие люди. Поэтому идея монетизации, продвижения и популяризации научных разработок через бизнес, скорее всего, вызовет сопротивление. К счастью, этот тренд постепенно слабеет: чем больше открытий ученых доходит до стадии коммерциализации — тем лучше академическое сообщество воспринимает обратную связь от бизнеса.

Сложный маркетинг. Появление научного продукта на рынке часто вызывает у неискушенных пользователей вопросы вроде «Насколько это научно? Докажите мне!» Поэтому начало продаж лучше сопровождать серией образовательных мероприятий. Чтобы аудитория смогла узнать больше о продукте, нужно подготовить описательные и разъясняющие материалы в простой и доступной форме. Модель маркетинга строится по принципу «сделать сложное простым, простое — понятным, а понятное — увлекательным».

Еда, генетика и биохакинг

Можно выделить несколько ниш, которые будут востребованы на рынке и интересны инвесторам в ближайшие годы.

Обработка больших массивов данных. Во многих отраслях (в частности, в медицине) накапливается всё больше информации, которую человек не в состоянии анализировать. Поэтому одной из самых перспективных ниш становится создание специальных решений для агрегации и обработки гигантских массивов данных. В качестве примера можно привести продукт стартапа Relay Therapeutics, основанный на экспериментальных вычислительных инструментах, — сейчас его внедряют в свою работу клиники всего мира. В первые два года после запуска (20162017 гг.) компания привлекла более $520 млн инвестиций и в прошлом году вышла на IPO.

Агротех. В сфере производства продуктов питания есть огромная ниша для новых наукоемких технологий. Россия заинтересована в увеличении поставок продукции сельского хозяйства — по данным Росстата, экспорт зерна в 2018 году вырос на 17% и достиг 18 млн тонн. Отечественные агротех-стартапы занимаются мониторингом состояния посевных площадей (в том числе при помощи дронов), цифровизацией модели работы удобрений, разработкой беспилотников и обучаемых сенсорных систем для автоматизации ухода за посевами. Проекты в области поставок продуктов питания стабильно вызывают интерес инвесторов. Так, специализированная логистическая компания Green Rabbit получила $31 млн от Guidepost Growth Equity, а Bessemer Venture Partners вложил $33,5 млн в приложение для общения ресторанов с поставщиками Choco.

Генетические технологии. На этой нише в последнее время сфокусировано внимание и научного сообщества, и инвесторов. Возрастает ценность жизни, а вместе с ней — и вес проектов, направленных на преодоление самых опасных болезней. Так, самая крупная сделка 2019 года в биотехе — продажа британской компании Genomic Health за $2,8 млрд. Это разработчик продукта Oncotype DX — геномного теста, с помощью которого можно определить вероятность рецидива рака молочной железы. Особенно перспективным можно назвать направление генной терапии — лечения заболеваний путем введения в пораженные клетки генетических элементов. Один из самых интересных проектов в этой нише, Moderna (использует технологию воспроизводства поврежденных тканей на основе синтетической мРНК), в прошлом году привлек инвестиции от Merck и вышел на IPO.

B2C-продукты. Широкую популярность во всем мире приобрели ДНК-тесты для определения вероятности тех или иных генетических заболеваний. Один из самых ярких мировых трендов сегодня — биохакинг и методики продления жизни. В обществе существует запрос на научные и технологические продукты, которые способствуют активному долголетию. И самое главное — аудитория готова за них платить. По данным Rock Health, миллениалы (самая многочисленная группа потребителей сегодня) тратят на wellness-практики треть своего дохода.