Разобраться • 25 апреля 2025
Семь бизнес-ошибок соосновательницы косметического бренда Estilab
Семь бизнес-ошибок соосновательницы косметического бренда Estilab

Текст: Андрей Кусков, Григорий Щеглов
Обложка: Иллюстрация сгенерирована нейросетью GPT‑4o
Для открытия косметического бренда недостаточно красивых баночек и трендовых формул. За кулисами — десятки управленческих решений, стратегических просчетов и важных уроков, которые приходят только с опытом.
Соосновательница компании Estilab Ирина Амосова поделилась историей о том, как развивала свой бренд, и рассказала о главных ошибках, которые были совершены за восемь лет существования компании. О том, почему не стоит игнорировать государственную поддержку и как строить бизнес не на быстрой прибыли, а на ценностях — в материале.
Для открытия косметического бренда недостаточно красивых баночек и трендовых формул. За кулисами — десятки управленческих решений, стратегических просчетов и важных уроков, которые приходят только с опытом.
Соосновательница компании Estilab Ирина Амосова поделилась историей о том, как развивала свой бренд, и рассказала о главных ошибках, которые были совершены за восемь лет существования компании. О том, почему не стоит игнорировать государственную поддержку и как строить бизнес не на быстрой прибыли, а на ценностях — в материале.

Estilab
- 13 стран присутствия, в том числе 7 стран дальнего зарубежья
- 1,4 млрд руб. — выручка в 2024 году (открытые данные)
- 130 сотрудников (открытые данные)
- два патента на линейку средств для лечения акне
Ошибка №1
Игнорирование государственной поддержки
Часто люди, которые впервые открывают свое дело, думают, что предприниматель должен справляться со всеми проблемами самостоятельно. Это типичное заблуждение начинающих бизнесменов. По словам Ирины Амосовой, решающим фактором в развитии Estilab стало попадание в бесплатный государственный коворкинг, откуда команда работала три года.
«Мы не просто использовали господдержку. Если бы не она, компании бы просто не было. И это интервью мы бы сейчас не проводили. Знаете, как дорого стоит съем офиса? Когда у вас есть выбор — покупка дополнительного оборудования для производства или полгода аренды — выбор очевиден».
Позже команда Estilab приняла участие в программе «Малый бизнес Москвы» и прошла обучение в «Сколково». По словам Амосовой, сегодня Estilab плотно работает с властями на разных уровнях.
Вывод: не стоит пренебрегать государственной поддержкой. Сегодня существует множество программ для предпринимателей на разных этапах развития бизнеса. Важно заранее изучить доступные варианты и не думать, что обращение за помощью — признак слабости. Правильное использование господдержки может стать ключевым фактором выживания и роста компании.
Ошибка №2
Неверный выбор рынка для масштабирования
Компания начинала с разработки профессиональной косметики для лечения акне, ориентированной на B2B-сегмент. Эта ниша изначально казалась основателям логичной точкой для старта, но на деле она оказалась проблематичной для масштабирования.
«Дело в том, что этот рынок достаточно жестко структурирован. И по большей части он монополизирован большими компаниями».
Когда пандемия COVID-19 закрыла салоны красоты, Estilab пришлось перестраивать бизнес-модель и переключаться на B2C-сегмент. Спасением стало развитие маркетплейсов, на которых компания начала активно продвигать свою продукцию напрямую потребителям.
Вывод: при выборе ниши важно оценивать не только текущие возможности, но и потенциал для масштабирования. Монополизированные рынки с высокими барьерами входа могут быть непосильными для небольших компаний. Гибкость и готовность к смене стратегии в ответ на изменения рынка — необходимые качества для выживания бизнеса.
Ошибка №3
Чрезмерная вера в бизнес-планы
Многие начинающие предприниматели тратят месяцы на составление подробных бизнес-планов, которые быстро теряют актуальность при столкновении с реальностью.
«Я не верю в бизнес-планы. Я верю в стратегию. Если вы спросите, сколько бизнес-планов, которые ставили в самом начале, реализовалось, то вы узнаете, что ни один. Они нужны для тех, кому вы хотите что-то продать, и им важно про вас что-то узнать. Если вы делаете его для себя, то это не рабочий инструмент».
Вместо детального планирования каждого шага компания сосредоточилась на разработке гибкой стратегии и финансовой модели, которую можно адаптировать к меняющимся условиям.
Вывод: бизнес-планирование имеет ограниченную ценность для самого предпринимателя. Вместо традиционных бизнес-планов лучше использовать более гибкие инструменты — финансовые модели и бизнес-модели по Остервальдеру.
Ошибка №4
Трудности с делегированием
Основатели часто сталкиваются с психологической сложностью: им кажется, что никто лучше них не сможет выполнить важные для компании задачи.
«Когда ты собираешься нанимать сотрудника, тебе кажется, что никто лучше тебя это не сделает. Но нам повезло, у нас потрясающая команда. Это, скорее, психологический момент. Нужно давать людям ошибаться. Потому что свои ошибки ты видишь под другим углом и иначе их воспринимаешь. Надо отпускать и не бояться ошибок других, если у вас в основании заложен принцип здорового развития компании».
Эта боязнь делегирования заставляет предпринимателей брать на себя слишком много обязанностей, что приводит к выгоранию и тормозит рост компании.
Вывод: чтобы компания росла, основатель должен научиться доверять команде и принимать возможность ошибок других людей как естественную часть развития.
Ошибка №5
Отсутствие системы управления партнерскими отношениями
На старте бизнеса партнеры часто не задумываются о том, как будут решать возникающие конфликты и разногласия в будущем.
«Мы до сих пор сталкиваемся с такими вопросами. У нас в оперативном бизнесе находится еще два партнера. В какой-то момент мы разделили между собой зоны ответственности. Но, конечно, мы иногда сталкиваемся с непониманием, разными взглядами и подходами. Это нельзя продумать на начальном этапе. Потому что вы не знаете, в кого вы вырастете».
Чтобы решать такие ситуации, команда прибегает к помощи директоров, медиаторов и даже конфликтологов, а также разработала специальную «лестницу принятия решений».
Вывод: партнерам важно заранее обсудить, как они будут решать разногласия, и создать формальные структуры для принятия решений. При этом нужно понимать, что процесс выстраивания отношений требует времени и может занять несколько лет.
Ошибка №6
Фокус на быстрой прибыли вместо ценностей
Многие предприниматели ошибочно концентрируются на быстром заработке, не задумываясь о долгосрочной перспективе.
«Значение денег в нашем мире преувеличено. Значение других ценностей девальвировано. И когда вы бизнес строите с прицелом на деньги, то ваш вектор движения не будет связан ни с какими другими интересными вещами, которые вы можете в этой жизни сделать».
Компания изначально поставила во главу угла создание качественного продукта, который решает реальные проблемы потребителей. Команда не выпускает продукт, пока не убедится в его эффективности, даже если это требует дополнительных исследований и времени.
Вывод: построение устойчивого бизнеса требует более глубокого фундамента, основанного на ценностях и долгосрочном видении.
Ошибка №7
Изоляция вместо участия в бизнес-сообществах
Начинающие предприниматели часто пытаются решать все проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к коллегам и не участвуя в профессиональных сообществах.
«Там можно рассказать о себе, и там будет обратная связь дана профессионально и понятно. Если тебе кажется, что ты делаешь что-то не так или застрял, такие клубы очень помогают».
Для стартапов она рекомендует начинать с проекта «Мой бизнес», где можно получить обучение, персонального ментора и помощь в анализе рынка. Для малого и среднего бизнеса полезно обратиться в корпорацию МСП, предлагающую финансовую поддержку и образовательные программы.
Вывод: участие в профессиональных сообществах дает не только знания и связи, но и психологическую поддержку, необходимую для преодоления сложностей предпринимательского пути.
Бизнес-модель по Остервальдеру — это структурированный способ описания того, как компания создаёт, доставляет и захватывает ценность.