Разобраться • 12 ноября 2024

Как попасть в топы поисковиков и причем тут нейросети

Как попасть в топы поисковиков и причем тут нейросети

Текст: Евгения Перебейносова, исполнительный директор диджитал-агентства RACURS

Фото: Photo by Kir on Unsplash


По данным исследовательского портала DemandSage, 50% интернет-пользователей используют голосовой поиск каждый день. Этот метод, дающий возможность максимально быстро находить ответ на запрос, пользуется популярностью и на российском рынке. Только за 2023 год россияне купили более 4 млн колонок с голосовым помощником — это на 65% больше, чем годом ранее. Подобные сервисы активно развиваются благодаря технологиям ИИ, которые сегодня оказывают влияние практически на все индустрии. Что предпринять компаниям, чтобы попадать в топы поисковой выдачи, и как не отстать от рынка в период бурного технологического прогресса, разобралась для Inc. исполнительный директор диджитал-агентства RACURS Евгения Перебейносова.

Популярность голосовых сервисов растет по мере их развития. Сегодня они показывают лучший результат благодаря активному развитию технологий ИИ — нейросети делают их более полезными и удобными для пользователей. И компаниям важно учитывать этот фактор при планировании SEO-оптимизации.

Инновационный поиск

Уже сегодня поисковые системы с помощью искусственного интеллекта выдают ответы, агрегируя информацию с разных сайтов. По такому принципу можно построить оптимальный маршрут на карте, «собрать» рецепт блюда или подборку услуг и товаров. Пример — функционал Нейро в «Яндекс Браузере».

ИИ в поисковых системах позволяет учесть полный масштаб ответа на запрос пользователя, а также отзывы и репутацию компании, специфику бизнеса. Например, если ранее пользователь в своих отзывах или истории поиска акцентировал внимание на качестве интернета в гостинице, поисковик с большей вероятностью включит в подборку рекомендаций отель с хорошим интернетом.

Все больше устройств имеют предустановленный искусственный интеллект, что, в свою очередь, влияет на SEO. Оптимизация для голосового поиска с учетом возможностей нейросетей — это отдельное, важное направление в стратегии бренда.

В целом оптимизация под голосовой поиск актуальна для любой компании, которая рассчитывает привлекать трафик не только из рекламных источников. Но особенно важен этот канал, если вы работаете в сфере услуг, продаете товары повседневного спроса либо владеете локальным бизнесом. Вот ряд преимуществ работы с SEO-оптимизацией:

  • голосовой поиск выдает один результат. Если попасть в топ-1, бизнес точно выделится среди конкурентов;
  • у голосового поиска, как правило, выше конверсии. Люди часто используют его для решения конкретной задачи здесь и сейчас;
  • через голосовой поиск часто ищут местные заведения, магазины. Качественная SEO-оптимизация помогает продвигаться в локальном поиске. Люди находят нужные компании по наиболее популярным запросам: «Шиномонтаж рядом», «Лучшие рестораны в городе», «Дешевые магазины детской одежды» и т. п.;
  • ответы по голосовому поиску максимально персонализированы благодаря ИИ. Попадая в выдачу, бизнес привлекает уже максимально заинтересованную аудиторию.

Поисковый алгоритм также может посчитать компанию интересной для конкретного пользователя по нескольким факторам. Их можно разделить на три блока:

  • основные рекомендации. На продвижение в поисковой выдаче влияют безопасность сайта и использование HTTPS-протокола, индексируемость, удобная мобильная версия, наличие профиля компании в «Яндекс.Бизнесе» и альтернативных картографических сервисах. Также на выдачу все больше влияют репутация компании: общий репутационный фон и отзывы в сети.

    Помните, что этот блок полезен не только для работы с голосовым поиском, — рекомендации помогают «поднимать» сайт в топ выдачи и в классическом поиске;
  • технические рекомендации. Высокая скорость загрузки, семантическая разметка, мобильная оптимизация также помогают продвигать сайт и попадать в рекомендации. Логика алгоритма в данном случае простая — он выбирает веб-ресурсы, которые дают пользователю лучший опыт и на которых он проведет больше времени.

    Даже небольшие недочеты в технической части приводят к потере аудитории: каждый второй пользователь, например, покидает страницу, которая загружается дольше трех секунд;
  • критерии контента. На то, попадет ли сайт в выдачу, влияют тип контента и грамотная оптимизация. При этом важно помнить, что у оптимизации под голосовой поиск есть свои особенности.  Далее разберем их подробнее.

Голосовые запросы

Чтобы оптимизировать сайт для голосового поиска, в первую очередь важно определить целевую аудиторию и ключевые запросы, включая длинные запросы (long-tail keywords).

Вот несколько примеров long-tail запросов:

  • купить спортивные кроссовки для бега в Москве;
  • лучшие рестораны итальянской кухни в центре Санкт-Петербурга;
  • как выбрать ноутбук для работы с графическими редакторами;
  • недорогие туры на Мальдивы на 10 дней в октябре.

Помните, что данные из привычных сервисов аналитики поискового спроса могут не соответствовать действительности. Как правило, они покажут нулевой спрос. Но тем не менее важно учесть весь их шлейф в разбивке по интентам пользователей.

Создайте контент, отвечающий на конкретные вопросы пользователей, используя естественный язык. Голосовой поиск чаще нацелен на получение немедленных ответов и действий, например поиск маршрута, информации о погоде, времени работы магазинов. Обеспечьте присутствие такого контента на странице и его доступность для пользователей.

Локальная SEO-оптимизация

Также важно оптимизировать сайт для локального поиска и добавить свою компанию в «Яндекс.Бизнес» или альтернативные справочно-картографические сервисы. При этом важно следить за полнотой и актуальностью заполнения профиля и отзывами на карточке вашей компании. Не забывайте добавлять фотографии — это также улучшает позиции сайта.

Пример хорошо заполненной карточки компании. Источник: Яндекс.Карты

Убедитесь, что сайт полностью адаптирован под мобильные устройства с быстрой загрузкой. Используйте данные по устройствам, браузерам, расширениям дисплеев в отчетах метрики, чтобы обнаружить слабые места вашего сайта.

Пример: анализ сайта клиента показал высокий процент отказов на устройствах Apple. В таком случае рекомендуется более детально проанализировать поведение пользователей и отображение сайта на устройствах этого типа.

Структурированные данные (schema markup) критически важны для предоставления контекстной информации. Они помогают поисковым системам легко извлекать и озвучивать ответы. Проверьте, какие структурированные данные используют ваши конкуренты, изучите возможности микроразметки для сайтов вашей тематики. Для этого можно использовать инструмент «Валидатор микроразметки» от «Яндекса».

Проводите оптимизацию под нулевые позиции или featured snippets. Эти результаты чаще всего попадают в выдачу по голосовым запросам. Собрать такие запросы можно в ahrefs, а динамику отследить в «Топ Визоре».