7 российских стартапов, которые растут во время карантина

7 российских стартапов, которые растут во время карантина
Фото: Getty Images / Carlo Prearo / EyeEm

В череде печальных новостей о бизнесах, оказавшихся без средств к существованию, попадаются сообщения о успехах и взлетах. Растут онлайн-продажи, дистанционное обучение, телемедицина, приложения для видеоконференций. Правда, не всем по плечу этот рост, — многие технически не справляются с многократно возросшим спросом. Мы нашли российские стартапы, которые сейчас активно растут, и узнали, как они приспосабливаются к новым условиям и чего ожидают от ближайшего будущего.


Играть в облаке

У сервиса Playkey, облачной игровой платформы, с момента начала пандемии количество посетителей выросло в 1,5 раза — причем органически: люди сами ищут чем заняться или узнают о Playkey от знакомых.


Егор Гурьев

CEO и основатель Playkey


— Конверсия увеличилась от 1,5 до 5 раз в зависимости от региона: в России удвоилась, а в Италии и Германии выросла в 5 раз. Увеличилось общее количество времени, которое пользователи проводят в играх. Так как выручка компании напрямую зависит от игрового времени, наш доход вырос по сравнению с февралем на 150—200%.

Если карантин прекратится в течение пары месяцев, то на 3—4 недели наша выручка уменьшится, но потом, я думаю, мы вернёмся к средним значениям. Снижение может произойти из-за эффекта «похмелья»: всем захочется развлекаться в офлайне. Часть новых пользователей останется с нами в любом случае после того, как ситуация стабилизируется. А вот если вирус не удастся победить в ближайшее время, прогноз тревожный: длительная остановка экономики повлечёт за собой снижение платежеспособности, и люди начнут экономить на развлечениях.

К сегодняшним реалиям совершенно невозможно подготовиться, но если у вас команда профессионалов, которая готова быстро перестраиваться, можно пережить многое. Так что инвестиции в людей остаются актуальными.


Готовить дома как в ресторане

Рынок наборов для приготовления еды дома стабильно рос, но массовая самоизоляция ускорила этот рост — как в России, и за рубежом. Это дешевле, чем доставка готовых блюд, и совмещает в себе еду и развлечение. На наборы российского стартапа Elementaree спрос за последние недели вырос в 3 раза.


Ольга Зиновьева

CEO Elementaree


— Сейчас все наши мощности полностью забиты, каждую неделю мы расширяем производство и логистику. У нас недавно появились договоренности об инвестициях Российского фонда прямых инвестиций и его партнеров в компанию, это обеспечивает некоторую уверенность в завтрашнем дне. Мы уже пару лет живем в ситуации военного времени — очень жёстко подходим к бюджетам, размеру команды, знаем цену каждой потраченной копейке и говорим «нет» очень многим инициативам, фокусируясь только на том, что жизненно необходимо для компании.Сейчас я ищу, что еще стоит сделать, чтобы минимизировать боевые потери. Этот кризис надолго, не надейтесь, что он скоро пройдёт.


Учить английский с ИИ

У виртуального репетитора английского языка MyBuddy.AI за две недели рост выручки составил 20%, активность пользователей увеличилась на 25%, старые пользователи начали возвращаться, а среди новых выросла конверсия в платные услуги. В начале апреля стартап получил $1 млн инвестиций от LETA Capital.


Дмитрий Плотников

сооснователь и директор по продукту MyBuddy.ai


— В ситуации карантина продажи растут у всех, кто занимается онлайн-образованием. Мы не исключение. Главный сегмент у нас — русскоговорящий, но есть Польша и мы запускаемся в Латинской Америке. К масштабированию мы готовы, так как и до этого росли на 20% в месяц и у нас был серьёзный план на этот год.

Сейчас мы ещё больше задумались о том, чтобы прийти в школы и помогать репетиторам. У людей на карантине нет ресурсов, чтобы часто заниматься с репетиторами, а регулярность в изучении языков важна. Искусственный интеллект может закрыть эту дыру.

Думаю, 2020 год станет для онлайн-образования поворотным — у людей появится привычка пользоваться онлайн-сервисами, а традиционные образовательные учреждения поймут, что им необходимо развивать онлайн-сегмент. Вся эта ситуация подстегнёт развитие рынка и новых технологий.


Привыкнуть к онлайн-доктору

BestDoctor, стартапу, запустившему технологический сервис ДМС, пришлось экстренно перестраивать систему — переводить на удалёнку и врачей, и продажи, и разработку. Платформа дистанционного ДМС превращается в полноценный телемедицинский сервис. В последние недели у них интенсивно растет аудитория и количество платных пользователей.


Марк Саневич

сооснователь и генеральный директор BestDoctor


— У нас не было системы аналитики, мы ее запустили за три дня. Только за последнюю неделю количество запросов на дистанционное медицинское сопровождение выросло в 3 раза. Наш бизнес существует по страховой модели: сейчас люди реже обращаются в клиники, так что маржинальность текущих контрактов у нас выросла.

Через неделю запускаем продукт для дистанционного обслуживания с вызовом врача и возможностью заказывать лекарства и анализы на дом. Мы видим спрос на такой тип сервиса — количество новых клиентов выросло в несколько раз. Все наши сотрудники сейчас работают с максимальной нагрузкой. У людей была боязнь дистанционного обслуживания, но сейчас многие привыкнут это делать и телемедицинский рынок вырастет.


Растягиваться на дому

Mobifitness, платформе для автоматизации управления фитнес-клубами и студиями, пока рано считать прибыль — новую систему ведения тренировок в Zoom внедрили только две недели назад. Но команду уже завалили заявками от текущих и новых клиентов.


Станислав Коробков

директор по развитию Mobifitness


— Мы бросили все ресурсы на разработку интеграции онлайн-занятий в наш продукт и в течение пяти дней всё внедрили. Конечно, это было тяжело, особенно взвыла техподдержка, от которой потребовалось мобилизовать все силы первую неделю. Сейчас у нас уже более сотни клиентов ведут занятия онлайн, и их число растет очень быстро. Zoom периодически глючит от нагрузки, у нас тоже бывают проблемы — продукт сырой, — но в целом клиенты понимают, что это спасение их бизнеса, сохранение клиентской базы.

Со своих текущих клиентов мы денег не берём, для нас это вопрос социальной ответственности: мы хотим помочь рынку, которому сейчас очень плохо. Наш коммерческий интерес тут в том, что чем больше клиентов выживет, тем дольше они будут нам платить. Активно идут заявки от новых клиентов.

Сейчас перед нами стоит один глобальный вопрос: войдут ли онлайн-тренировки в привычку? Если окажется, что людей хватает на месяц, а потом побеждает холодильник, то смысла в этом нет. В целом, мы наращиваем функционал, усиливаем интеграцию, но одновременно с напряжением смотрим на клиентов наших клиентов — отваливаются ли люди через пару недель занятий?


Открыть новые скиллы

Число активных пользователей онлайн-курсов Skillbox за неделю выросло на 20%. За прошлую неделю на проверку было отправлено более 15 тыс. домашних заданий — на 40% больше, чем раньше.


Дмитрий Крутов

основатель и генеральный директор онлайн-университета Skillbox


— Мы видим рост интереса к профессиям, востребованность которых на рынке остается постоянной, — веб-дизайн, программирование. На 30% за две недели вырос спрос на курсы по разработке и дизайну игр. Интенсивность работы наших сотрудников, конечно, увеличилась, но все понимают, что это жизненно необходимо.

Основная опасность на нашем рынке сегодня — ускоренный перевод образования в онлайн. К этому не готовы ни студенты, ни преподаватели. Может показаться, что достаточно просто «‎транслировать» обучение онлайн, но это не так. Обучение в онлайне — не только контент, это соответствующая технологическая база, особые методики адаптации программ к онлайну и многое другое. Нужна качественная переработка существующих материалов и форматов. Мы не увидим положительного эффекта, если продолжим наращивать объёмы, давать ко всему многообразию бесплатный доступ, так как это лишь количественные изменения.


Воспитывать детей и следить за здоровьем онлайн

Wachanga — платформа для развития семьи: трекер беременности, приложение для ухода за младенцем, трекер циклов, помощник в воспитании детей, подбор имени ребенка и другие приложения — и до карантина росла довольно активно, прибавляя по 10—15% новых пользователей в месяц. Но в марте, когда страны начали лавинообразно вводить карантины, рост составил 20% за две недели.


Максим Колпаков

CEO и основатель Wachanga


— Сейчас в целом вырос спрос на приложения по контролю здоровья и эмоционального состояния, а также по воспитанию, так что у нас летят все проекты, разве что приложение по подбору имени ребенка не изменилось. Когда в России началась самоизоляция, наш российский сегмент вырос на 40% (приложения Parenting Guide и Babycare). Но так как Россия — это лишь 15% от всей нашей аудитории, то российский успех размылся по общей статистике. Отлично подрос Иран.

По просьбе пользователей мы убрали советы о том, как гулять с ребенком, и сейчас выпускаем релиз с призывом «Stay home!». Также готовим и выпускаем тексты с советами, как справиться с текущей ситуацией. Ожидаем и готовимся к повышению спроса на психологическую поддержку. Делаем комиксы для детей с объяснениями ситуации.

Мы пока только собираем данные, но планируем менять продуктовую линейку, чтобы подстроиться под «дивный новый мир». Я думаю, что будет и дальше расти e-commerce, онлайн-доставка, телемедицина, сервисы психологической поддержки (больше на Западе, чем в России), фитнес, кулинария и другие занятия на дому, онлайн-образование вместе с онлайн-совершенствованием, онлайн-наставничеством и онлайн-ассистированием, а также всё, что связано с онлайн-общением, включая социальные соревнования, социальное подбадривание, символы виртуального статуса и т. п.