Большинство венчурных трендов приходят на российский рынок из-за рубежа. Не исключение — синдикационная модель инвестирования, распространенная в США и Великобритании. О том, как работает взаимодействие стартапов с синдикаторами в колонке Inc. Russia рассказывает синдикатор, основатель и президент инвесткомпании Agranovsky IT Антон Аграновский.
Синдикат — это группа профессиональных частных инвесторов, которые объединились для совместной инвестиции в стартап на ранней стадии. Саму сделку в такую группу может принести как участник синдиката, так и сторонний игрок. Инвестор, который предлагает сделку, становится так называемым синдикатором.
Бум синдикации начался после краха доткомов, когда после восстановления рынка появились в большом количестве IT-стартапы. Классические венчурные фонды, банки, old money и другие игроки в то время воспринимали IT как некую забаву и редко инвестировали в стартапы. Поэтому нишу инвестиций в высокорисковые сделки стали занимать первые синдикаторы — люди, которые помогали быстро привлечь круг доверенных лиц. Одновременно с этим постепенно сформировались комьюнити, в которых инвесторы могли обсуждать интересные проекты. Синдикаторы стали приносить сделки в такие комьюнити.
В России венчурная среда была развита достаточно слабо и получила активное развитие только в последние пять лет. До этого частных инвесторов было очень мало и действовали они в основном разрозненно. В основном на рынке были венчурные фонды, стартапы и скауты, которые помогали сторонам находить друг друга. Апологетами формата синдикации стали такие структуры, как Freedom Finance и другие крупные брокеры, которые начали приучать рынок к более удобным формам инвестирования. Постепенно частные инвесторы стали рассматривать не только акции и облигации, но и высокорисковые сделки. Игроки начали объединяться в сообщества, чтобы делиться экспертизой инвестиций в такие проекты.
Как и за рубежом, синдикаторы в России работают не только с фондами, но и с объединениями частных инвесторов. Например, в AngelsDeck придумали идею витрины для синдикатов, которая работает по трехступенчатой модели. Первым качественным фильтром является синдикатор, который проводит тщательный due diligence стартапа и осуществляет коммитмент за счет собственных инвестиций в проект. На втором этапе стартап проверяют уже по критериям клуба, а на третьем шаге обратную связь дают самые опытные члены клуба, которые своими инвестициями также подтверждают перспективность проекта. Таким образом, формат витрины помогает привлекать лучшие сделки.
Функции синдикатора
Синдикаторы глубоко погружены в инвестиционное комьюнити и пользуются авторитетом и уважением у всех участников рынка. Они способны находить интересные проекты, оценивать их перспективность, приносить на рассмотрение в комьюнити, системно готовить презентации проектов и убеждать инвесторов в том, что в стартап нужно вложить деньги. Синдикатор также помогает в сборе сделки, следит за развитием стартапа и оперативно оповещает о нем комьюнити.
Не все инвесторы стремятся стать синдикаторами. Дело в том, что у всех управленцев разные психотипы и роли. Кто-то хорошо проявляет себя в операционной деятельности, кто-то — прирожденный стратег, а есть управленцы-нетворкеры. Чтобы быть успешным синдикатором, нужно быть именно нетворкером — много общаться с людьми и обладать сумасшедшей эмпатией.
Плюсы и минусы модели синдикации для стартапа
Когда стартапы привлекают инвестиции на ранней стадии, они могут столкнуться с тем, что один бизнес-ангел не может закрыть их потребности, а для пайплайнов фондов они еще маловаты. Здесь фаундеры могут пойти двумя разными путями. Первый — постараться найти нескольких бизнес-ангелов, которые независимо друг от друга инвестируют в проект. Однако поиск отнимает довольно много времени и сил. В сравнении с этим способом синдикационная сделка имеет сразу несколько преимуществ.
Отдельно стоит выделить прямой интерес синдикатора в финансовом росте стартапа до уровня успешного экзита. Главную выгоду от синдикационной сделки такой человек получает за счет кэрри. Кэрри — это вознаграждение за успех, когда стартап вырастает достаточно, чтобы инвесторы могли совершить экзит. Рост проекта до момента выхода — сложная задача, поэтому синдикаторы стараются помогать стартапу масштабироваться быстрее: за счет экспертизы инвесторов, партнерства и других способов.
Основные сложности в синдикационной модели во многом касаются вопроса доверия.
Как синдикаторы проверяют сделки
Проверка каждой сделки напрямую зависит от стадии проекта — в разных случаях применяются разные подходы и регламенты, которые регулярно дополняются и меняются. Однако есть и общие рекомендации, которые характерны для анализа каждого стартапа.
На ранних стадиях синдикаторы всегда инвестируют в людей, которые будут развивать стартап. Они смотрят на фаундера и команду, релевантную экспертизу и опыт. Также оцениваются адекватность идеи и ниша, в которой стартап планирует развиваться, перспективы масштабирования на международном рынке и цели в питчдеке.
На более поздних стадиях инвесторы практически полностью опираются на метрики, финансовые показатели и аналитику рынка. Также оценивается, насколько стартап выполнил планы, поставленные в предыдущем питчдеке.
На всех стадиях развития проекта важное значение всегда имеет обратная связь, так как инвесторы часто спрашивают других игроков о том, не пересекались ли те с командой стартапа.
Существовавший в период с 1995 по 2001 год экономический пузырь. Кульминация произошла 10 марта 2000 года, когда индекс технологической биржи NASDAQ достиг 5132,52 пункта в течение торгов и упал более чем в полтора раза при закрытии.