Разобраться • 5 мая 2025
Skype — все. За что мы полюбили сервис и почему он был обречен
Skype — все. За что мы полюбили сервис и почему он был обречен

Текст: Елизавета Пикулицкая
Фото: Unsplash
Сервис, который научил мир звонить через интернет, проиграл конкуренцию и ушел с рынка. Вспоминаем, как он появился, зачем его покупали eBay и Microsoft и почему его все-таки закрыли.
Сервис, который научил мир звонить через интернет, проиграл конкуренцию и ушел с рынка. Вспоминаем, как он появился, зачем его покупали eBay и Microsoft и почему его все-таки закрыли.
С чего все началось
На протяжении более 10 лет Skype был если не единственным, то точно одним из главных сервисов для видеозвонков. Его основатели — швед Никлас Зеннстрем, в прошлом управлявший телеком-проектами, и его партнер, датчанин Янус Фрис, который отвечал за продукт и развитие идеи. За их плечами уже был один коммерчески успешный проект под названием Kazaa — p2p файлообменник, который закрылся из-за массы судебных исков о нарушении авторских прав.
Несмотря на репутацию бизнес-пиратов, Фрис и Зеннстрем решили не медлить и вскоре пересобрали команду разработчиков из Kazaa для запуска нового проекта, который они назвали Skype. Средства предприниматели вкладывали самостоятельно, о чем Зеннстрем упоминал в интервью Wired: поначалу внешних инвесторов не нашлось, и деньги брали из прибыли Kazaa.
И хотя в отличие от Kazaa Skype был сервисом видеозвонков, новый проект использовал схожие принципы разработки. Главной инновацией было p2p-соединение, которое обеспечивало стабильную связь благодаря соединению напрямую через пользователей, без использования центральных серверов.
Сооснователь платформы ChallengeGo Констатин Южный выделяет и другие технологические решения, которые помогли сервису выделиться на рынке в нулевые:

Констатин Южный
сооснователь well-being платформы ChallengeGo
«В Skype было традиционно очень высокое качество звука: сервис использовал самые современные на тот момент кодеки, и даже на низкой скорости вроде 50-55 Кбит/с можно было общаться без помех. Во времена dial-up это было настоящим прорывом: многие пользователи именно по этой причине использовали Skype вместо стационарного телефона.
Команда сервиса с самого начала сделала ставку на простой и понятный интерфейс. Установить программу было элементарно, и с этим справлялись даже самые неопытные юзеры: от маленьких детей до их бабушек и дедушек. Девиз «ничего лишнего» сыграл команде на руку: Skype вошел почти в каждый дом и стал именем нарицательным. В России на пике популярности он был установлен практически на каждом первом компьютере».
Лакомый кусок
В 2004 сервису все-таки удалось получить инвестиции. В проект вложились венчурные фонды Draper Fisher Jurvetson (DFJ) и Index Ventures — компания закрыла свой первый инвестиционный раунд на сумму $18,8 млн, продав около 10% акций.
В 2005 Skype приобрел eBay. В интервью Financial News Билл Дрейпер из DFJ признался, что это стало самым прибыльным вложением в его карьере — доход от инвестиций после сделки составил почти тысячекратный прирост.
Однако для eBay интеграция Skype не принесла ожидаемых результатов: пользователи предпочитали текстовые сообщения звонкам, и синергии между платформами не возникло. В 2009 году eBay продал 65% доли в Skype консорциуму инвесторов, в который вошли Silver Lake Partners, Andreessen Horowitz и Canada Pension Plan Investment Board. Сумма сделки составила $1,9 млрд, при общей оценке компании в $2,75 млрд.
Позже, в 2011 году, Skype приобрела Microsoft за $8,5 млрд — это была крупнейшая сделка в истории компании на тот момент. Microsoft планировала усилить свои позиции на рынке интернет-коммуникаций и конкурировать с такими компаниями, как Google и Apple. С приобретением Skype, компания получила доступ к 170 млн активных пользователей и интегрировала сервис в свои продукты, включая Windows, Outlook и Xbox.
Когда все пошло не так
Однако с середины десятых Skype начал терять позиции. Изначально он создавался как программа для совершения звонков с компьютера. Но к росту мобильных платформ Skype оказался технически не готов. Приложение на смартфонах работало медленно, долго загружалось, быстро садило батарею. В это время пользователи массово переходили на WhatsApp, Viber и FaceTime — там можно было созвониться в одно касание, без лишних сложностей.
После покупки Skype Microsoft несколько раз переписывали продукт: менялся дизайн, исчезали и ломались привычные функции, интерфейс становился перегруженным. Пользователи жаловались, что программа становится все менее удобной.
Одновременно Microsoft сместила фокус: вместо развития Skype как основного инструмента для связи, компания сделала ставку на Microsoft Teams — более универсальную платформу для работы и бизнеса. Туда ушли ресурсы, инженеры и маркетинг.
По мнению экспертов, Skype не смог адаптироваться к новым сценариям общения — особенно в корпоративной среде, где пользователи ждали простоты и гибкости вместо старой модели с аккаунтами и списками контактов.

Роман Королев
коммерческий директор «Яндекс 360»
«Skype стал символом цифровой связи начала 2000-х и одним из тех продуктов, которые сформировали привычки общения онлайн. Однако за последние десять лет рынок видеокоммуникаций кардинально изменился. Пользователи теперь ожидают от сервисов большей гибкости, легкости, интеграции с другими цифровыми инструментами, а главное — бесшовности: чтобы звонок, документ, чат и календарь существовали в одной среде.
На фоне усиливающейся конкуренции и изменений в поведении пользователей важным фактором стала способность сервиса четко определить свою аудиторию и адаптироваться под ее потребности и задачи. Платформа, развивающаяся исходя из реальных потребностей людей — будь то небольшие команды, крупные компании или удаленные специалисты — получает шанс на устойчивость и рост. У Skype в последние годы это удавалось с переменным успехом».

Артем Логинов
основатель коммуникационного агентства «Комреда»
«Skype был неудобный, лагучий и устаревший, а система с „контактами“ и „друзьями“ вообще не подходила для корпоративного использования. Все что нужно для корпоративных звонков — возможность быстро сделать ссылку и позвать по ней кого угодно: без аккаунтов, без добавления в друзья, без обязательного логина».
Ключевой удар Skype получил во время пандемии 2020 года. Весь мир перешел на видеосвязь, и тогда резко выросла доля Zoom на рынке. В начале 2020 года Skype занимал около 32,4% рынка видеосвязи, в то время как Zoom — 26,4%. Однако уже к 2021 году доля Skype сократилась до 6,6%, а Zoom вырос до 48,7%. Skype не справился с конкуренцией, а Microsoft в тот момент активно продвигала Teams вместо Skype.
5 мая 2025 года Microsoft официально объявила о закрытии Skype. Поддержка программы остановлена. Пользователям предложено перейти на Teams или сторонние решения. Так завершилась история сервиса, который когда-то изменил представление о том, как говорят люди на расстоянии и подарил нам мем про «лучший файлообменник».