Уникальный и запоминающийся образ бренда — один из рычагов воздействия на клиентское поведение. Сейчас компании усиливают и раскрывают свой имидж, а также привлекают аудиторию с помощью аудиобрендинга. На что можно влиять с помощью звука и как это сделать наилучшим образом, разобрался Виталий Бочкарев, директор по маркетингу аудиосервиса «Звук Бизнес».
Аудиобрендинг бизнеса — это прежде всего его аудиоидентификация, то есть часть стиля и знаковый музыкальный отпечаток бренда сродни логотипу. Правильно подобранная мелодия помогает сделать образ компании целостным и завершенным, а также выделиться среди конкурентов.
Аудиобрендинг затрагивает звуковой аспект в рекламе. Его ключевая роль — создание целостной музыкальной идентичности, передача ценностей, эмоций, ассоциаций. Благодаря определенному звучанию клиенты понимают, какой характер у бренда и чего от него ожидать.
Выбирая определенную музыку, владельцы заведений могут вызывать у посетителей нужные эмоции и ассоциации. Например, классика в салоне люксовых авто или джаз в кафе создают ощущение роскоши, а легкий рок в спортзале добавляет энергии и адреналина.
Последовательность в выборе и сохранение стилистики со временем позволяют ассоциировать выбранные треки с конкретным заведением или брендом. Даже если человек находится не в вашем кафе или магазине, услышав определенную мелодию в другом месте, он вспомнит о знакомом заведении.
Здесь нет мелочей, влияет на восприятие практически все — мелодия, текст, темпоритм, жанр, громкость трансляции и качество записи. Элементами аудиобрендинга могут являться не просто мелодии, а джинглы, отбивки, рекламные ролики, голоса ведущих/дикторов, определенным образом сформированные плейлисты.
К примеру, в сети пиццерий «Додо» в плейлисте с фоновой музыкой смешали такие жанры, как соул (для создания уютной атмосферы), инди-поп (чтобы избежать стокового звучания) и фанк (для ярких вкраплений). В итоге плейлист работает на подтверждение характера бренда «Додо» — яркий, но при этом уютный и нетривиальный.
Один из самых эффективных инструментов в аудиомаркетинге — это фоновая музыка, именно она воздействует на поведение потребителей. С ее помощью компания может создавать нужное настроение у клиентов и покупателей, фактически влиять на поведение людей, продажи, скорость ротации посетителей.
В магазине со спокойной музыкой посетители проводят больше времени и оставляют больше денег. Перед заведениями, которым для получения прибыли важен быстрый клиентооборот, стоит задача ускорять поток людей, и динамичный плейлист с этим справится.
Вот данные опроса о влиянии фоновой музыки на покупку товаров и получение услуг, проведенного сервисом лицензирования музыки PPL PRS в феврале 2023 года:
Для сотрудников же фоновая музыка может стать серьезным фактором, влияющим на удовлетворенность работой, вовлеченность, эффективность.
При выборе фирменной музыки сложно говорить о единственном правильном сценарии, но несколько правил все же существуют.
1. У вас должно быть оформлено право на воспроизведение всех выбранных вами для аудиобрендирования композиций. Чтобы все звучало законно, у каждого аудиоролика или джингла/отбивки должен быть паспорт (специальный документ, подтверждающий право использования всех, даже самых мелких звуковых элементов), а вы должны платить авторские отчисления в РАО и ВОИС или заключить договор со стриминговым сервисом, у которого есть своя фонотека с лицензиями.
2. В помещении больше 20 кв. м требуется профессиональное звуковое оборудование. Вопреки распространенным убеждением, хорошая аппаратура отнюдь не всегда стоит «космических» денег, и она точно убережет вас от некачественного звучания и раздражения клиентов.
3. Продумайте возможность контроля за звуковым оформлением в каждом вашем заведении. Владелец бизнеса несет ответственность за то, что звучит в его точке. Узнайте, есть ли у вашего стримингового сервиса личный кабинет для управления звучанием, чтобы вы могли снизить риски.
4. Фоновые композиции должны находиться в постоянной ротации, а плейлисты постоянно обновляться, чтобы они не надоедали клиентам, а у вас была возможность подстраивать их под тематические события, времена года и даже время суток.
5. Регулярно с помощью небольших опросников собирайте обратную связь, следите за реакциями клиентов с помощью сотрудников, выслушивайте пожелания. Так вы подберете музыку, которая соответствует вашей целевой аудитории.
6. Всегда контролируйте и корректируйте баланс между яркостью и назойливостью в музыке для вашей рекламы. Надоедливая мелодия или фраза в рекламе могут испортить впечатление от бренда. Но в то же время, если нацелить ее на нужную аудиторию, она может быть весьма эффективной.
Многие помнят мелодию в рекламе напитка, в который нужно «просто добавить воды», Сергея, любящего жевательные конфеты, и мистера, очищающего дом. Это как раз примеры хорошего аудиобрендинга, который настолько крепко проник в нашу память, что даже пережил некоторые из этих брендов.
7. При выборе аудиосервиса обратите внимание, чтобы у него не только были технологии автоматического программирования плейлистов, но и работали музыкальные редакторы: взгляд профессионала всегда нужен для контроля и поиска ярких решений.
Эти простые рекомендации помогут правильно выбрать фирменную мелодию и максимально эффективно использовать музыку в качестве инструмента воздействия на целевую аудиторию.
Как и любая отрасль в современном мире, аудиобрендинг не стоит на месте. Сегодня для анализа данных и настроек музыкальных плейлистов активно используют искусственный интеллект.
Это во многом позволяет создавать актуальные и привлекательные звучания, учитывать сезонность, время суток, погоду и даже, например, наполненность торгового зала. Умные системы могут подбирать плейлисты, подходящие под различные типы бизнеса, заведений и мероприятий.
Кроме того, стало модно использовать ИИ для генерации собственной музыки. Нейросеть может создавать каждый раз новые композиции на основе референса: ей можно задать ритм и необходимую стилистику.
Благодаря развитию соцсетей и микросообществ, среди молодой аудитории существует также тренд на начинающих артистов, которые только набирают популярность. С ними зачастую можно самостоятельно выходить на контакт.
Выбор в пользу новых для музыкальной индустрии лиц может решить вопрос авторских отчислений: молодой коллектив с большой долей вероятности согласится сочинить и исполнить музыку специально для вашего бизнеса и дать вам прямое разрешение на ее использование, ведь трансляция во всех заведениях вашей франшизы может стать для музыкантов заявкой на широкую популярность.
Кроме того, сотрудничество с известными в узких кругах артистами может помочь бренду привлечь новую аудиторию. Искать таких исполнителей лучше всего на стриминговых сервисах: некоторые из них работают с молодыми музыкантами, например приложение для артиста и его команды «СТУДИО» от HiFi-стриминга «Звук». Есть только одно, правда весьма весомое «но»: такая модная коллаборация — это очень дорогое удовольствие с рисками неокупаемости, поэтому важно объективно оценивать свои возможности и бюджет.