На старте проекта предприниматели зачастую начинают заниматься всем и сразу: решают «горящие» вопросы, вместо того чтобы сконцентрироваться на стратегических инициативах. «Под нож» попадает и управление репутацией. О том, почему стоит уделить имиджу компании больше внимания и как стартапу настроить работу в этом направлении, рассказали Inc. руководитель продукта «ПрессИндекс» Максим Нагорный и глава отдела по связям с общественностью сервиса Solar Staff Александр Норовяткин.
Главная проблема публичного образа организации — в том, что он может сформироваться стихийно и будет не самым положительным, если им не заниматься.
Люди редко оставляют хорошие отзывы, если их об этом не попросить, зато легко рассказывают в публичном поле об ошибках компании и проблемах с продуктом. Медиа пишут про провалы и скандалы с бóльшим интересом, чем об историях успеха.
На этапе масштабирования бизнеса это может стать проблемой.
Если крупные компании занимаются в основном управлением репутацией, то стартапы — ее созданием. Молодой компании важно первично наполнить информационное поле, чтобы в топе поисковиков были именно те материалы об организации, которые она хочет видеть. Вот инструменты, которые помогут это сделать.
Подумайте, где можно бесплатно разместить актуальную информацию о продуктах и услугах, чтобы она хорошо индексировалась и клиенты могли бы ее легко найти.
Активно вести страницы не обязательно, но публикация новостей один-два раза в месяц станет хорошим способом показать потенциальным клиентам, партнерам и инвесторам, что компания жива, работает и развивается.
Если компания представлена офлайн, предусмотрите ее присутствие на картах «Яндекса», Google и 2ГИС и следите за рейтингом. Исследования показывают, что каждая звезда повышает доходность мест на 5–9%.
Даже если в компании не делали ни одного шага в этом направлении, есть способ это быстро исправить.
Большинство сервисов мониторинга, например «СКАН-Интерфакс», «ПрессИндекс», Brand Analytics, предлагают бесплатный пробный период, и можно посмотреть, что уже писали о компании и ее продуктах, на каких темах фокусируются конкуренты, кто из них лидирует в информационном поле и в соцсетях, о чем хотят знать потребители.
Эти данные помогут:
Подход работает и на рынке B2B. Так, строительные организации или поставщики оборудования могут отслеживать в СМИ информацию о планах компаний открыть новые магазины, заводы или склады и выходить к ним с офферами раньше других.
Что касается работы с негативом, сервисы мониторинга позволяют в течение 15–30 минут после публикации гневного поста включиться в коммуникацию и потушить «пожар», пока он не разгорелся благодаря комментариям и репостам.
Чтобы новые медиа действительно помогали стартапу строить репутацию, необходимо следовать следующему плану.
Один из самых простых способов продвижения в нью-медиа — размещение целевого сообщения в нужный момент. Еще один вариант работы — партизанский маркетинг. Компании нужно находить релевантные вопросы и отвечать на них.
Участие в конференциях, премиях и членство в ассоциациях — хорошее решение для молодых компаний по двум причинам.
Во-первых, можно познакомиться с потенциальными инвесторами и партнерами, представить свои продукты и рассказать, чем они могут помочь другим. Во-вторых, участие и победа в отраслевых конкурсах станет хорошим поводом, который можно использовать для наполнения информационного поля.
Tech Week, Startup Village, рейтинги CNews Analytics, «Премия Рунета», Российская ассоциация электронных коммуникаций, «Московская Ассоциация Предпринимателей» — это площадки, где можно заслужить признание в профессиональном сообществе и продвигать компанию. В том числе делать это за счет лидеров рынка, участвуя в профильных дискуссиях и просто присутствуя рядом в пресс-материалах.
Стоит помнить, что инвесторы вкладывают средства не только в стартапы сами по себе, но и в фаундеров. Если у предпринимателя уже сформировался узнаваемый и обсуждаемый образ, это будет работать на пользу молодой компании. И эта репутация важнее, чем охваты в медиа.