«Спасите мой бизнес»: как предпринимателю понять, что ему нужна профессиональная помощь со стороны

«Спасите мой бизнес»: как предпринимателю понять, что ему нужна профессиональная помощь со стороны

Аудитор Алла Милютина помогает бизнесменам, которые считали себя опытными во всем, но попавшим в ситуации, кажущиеся критическими. Своим опытом она решила поделиться в книге — которую выпустили «Лаборатория „Однажды“» и издательство «Манн, Иванов и Фербер». Inc. публикует фрагмент главы о том, как бизнесмены помимо своей воли оказывались в ситуациях, когда им неожиданно понадобилась помощь со стороны.


Старайтесь сделать свою компанию легкой


Двое немолодых уже мужчин сидели в скромном кафе и разговаривали о Тибете.

— Да-а-а, совсем другой мир… Ну, а почему ты вернулся?

— Деньги закончились. У тебя-то как? По-прежнему сувениркой занимаешься?

— Если бы… Стартовал хорошо, а в кризис все пошло наперекосяк. Даже вспоминать не хочется… Короче — разорился. Теперь помаленьку торгую чем придется.

— Слушай, а у Сашки как дела?

— А вот он процветает. Уже четвертый завод запустил. Миллионер.

— Слушай, выходит, кинул он нас тогда. Воспользовался ситуацией, выкупил доли по дешевке…

— А кто нам мешает все переиграть?

Спустя две недели к офису компании «Статус-К» подлетел черный микроавтобус, наружу выскочили крепкие парни в масках с автоматами наперевес и ринулись внутрь здания. «ОБЭП! Оперативное мероприятие!» — крикнул старший из них, махнув перед оторопевшим охранником красной «корочкой». Быстро раздав указания: «Вы в бухгалтерию, вы к айтишникам», сам он направился к кабинету генерального директора. Александр Никольский в тот день уехал на переговоры. Вернувшись, он застал в офисе перепуганных сотрудников, от которых не услышал ничего внятного. Владелец «Статус-К» понял, откуда дует ветер, только когда его вызвали на допрос и следователь показал заявление, подписанное бывшими друзьями и партнерами.

Изначально у компании было три учредителя. Дела у них шли как по Марксу: торговый капитал переродился в промышленный, — партнеры открыли предприятие по производству кровельных материалов. Как только процессы наладились, двое совладельцев решили, что они уже достаточно заработали и этот бизнес им надоел. Они предложили продать завод и поделить деньги. Но третьему собственнику кровельный бизнес, наоборот, нравился. И за ним по уставу оставалось право преимущественного выкупа долей. Никольский (а речь идет именно о нем) собрал свободную наличность, влез в долги и рассчитался с партнерами. Один из них уехал в Тибет — искать смысл жизни. Второй создал фирму, выпускавшую сувениры для туристов. Ни тот ни другой успеха не добились. Бывших партнеров начала глодать зависть. Как это исправить в российских реалиях? Они взяли и написали заявление в полицию о том, что у них фактически украли бизнес.

Правоохранители тоже поступили по-простому: устроили «маски-шоу» в офисе подозреваемого. Ничего особенного при обыске не нашли — небольшую чёрную кассу, несколько сомнительных счетов-фактур, еще какую-то мелочёвку. Александр Никольский на следующий допрос принес документы о выкупе долей, включая расписки о получении денег. Вскоре уголовное дело в отношении него закрыли. Тогда бывшие совладельцы «Статус-К» попытались обанкротить компанию, цеплялись за разные юридические казусы. Не вышло.

Никольский от всего отбился, но эта история его подкосила эмоционально. Прежде он считал, что его главная проблема — менеджерская. Он с энтузиазмом внедрял автоматизацию бизнеса, чуть ли не каждый месяц ходил на какие-то курсы, летал в разные страны мира, изучал передовые подходы. После наезда экс-партнеров Никольский решил перестроить организационную схему своей компании. Все, что можно было вывести за баланс предприятий — например производственные площади, некоторую технику, автопарк, — он перевел на себя как индивидуального предпринимателя. Потом нанял толкового генерального директора и сдал это имущество своей же компании в аренду. Таким образом владелец снял с себя стресс оперативного управления и страх, что может лишиться бизнеса. Когда мы с ним виделись в последний раз, Александр рассказывал, что всерьез увлекся пейнтболом, и теперь на его страничке в Facebook я постоянно вижу «посты» об участии в международных соревнованиях.

Оформление активов на ИП и передача их в аренду позволяет, прежде всего, оптимизировать налоги на имущество и структуру доходов владельца бизнеса («упрощенка» во многих случаях — замечательная вещь). Все это абсолютно законно. Главное, чтобы стоимость аренды была не ниже среднерыночных показателей. Лично я как ИП владею офисом своей компании на Большой Полянке и сдаю его ООО «А.Уайт энд Г.Хеджес Аудит», где гендиректором является мой муж.

Российский бизнес высоко рискованный, в том числе из-за специфичности нашего законотворчества. Многие предприниматели часто пребывают в неведении, какие законы, нормативные акты и тому подобное они нарушают (или могут нарушить) и что за последствия им грозят. А незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Поэтому я всем советую: старайтесь сделать свою компанию лёгкой. Такой, чтобы вы в любой момент могли закрыть её, начать сдавать нулевые балансы и т. д. без всяких неприятных последствий. Это вполне реально, если имущество и операционная деятельность разведены — при том, что выгодоприобретатель остается один и тот же.

Когда предприниматель, глядя на себя в зеркало, замечает «нули в глазах» — ему стоит насторожиться. Страсть к цифрам — довольно распространенное и опасное заболевание. Величина оборота, норма прибыли — это шоры, мешающие предпринимателю принимать верные решения. На самом деле главный показатель (не устаю повторять эту простую истину) — сколько денег после уплаты всех долгов и налогов ты сможешь законно положить себе в карман. И думать нужно именно об этом, а не ставить цель «выйти на миллиард». Повторю — законно положить.


Не выстраивайте «гениальных схем»: где-нибудь да проколетесь


Представим ситуацию, когда предпринимателю очень хочется крутое авто и он подумывает приобрести машину в лизинг на свое ООО: «Будет у меня на балансе, я смогу НДС по лизингу возместить и бензин списывать». Во-первых, ему придется вести путевые листы, причем маршрут должен подтверждаться служебными целями. Если на этой машине директор всё время ездил на дачу, то списание бензина не может быть обосновано производственной необходимостью. Получается, нужно создавать отдельный документооборот и, вероятно, добавить ещё одного человека в бухгалтерию. Теперь насчет НДС. Автомобиль действительно можно ускоренно амортизировать — всего за 2 — 3 года. Что обычно делают, когда подошёл срок? За 10 (условно) рублей продают машину владельцу компании. И никто не вспоминает, что на нее ещё распространяется гарантийное обслуживание. Есть гарантийная книжка, в которой стоят штампы, что с автомобилем всё о’кей. А значит, он не может стоить 10 рублей. Вы должны были его продать по рыночной цене «с пробегом». И тогда вам придется восстанавливать НДС, который вы возместили за 3 года. Согласитесь, невеселый выйдет расклад. Так что искать выгоду в текущем моменте («о, можно взять НДС к зачёту!») — это ошибочная стратегия. Точнее, вообще не стратегия. Получили навар, а дальше-то что?

Григорий Маркович, председатель правления и совладелец банка «Раут», наслаждался своей изобретательностью. В очередной поездке в Нью-Йорк его озарило, как сделать для VIP-клиентов дополнительную услугу и хорошо на этом заработать. Будучи гражданином США, он взял крупный кредит под крайне низкий процент и загнал все деньги на американский же карточный счет. Дальше он оформил субкарточки и раздал их своим «випам». Главным условием было, чтобы они ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не расплачивались этими карточками в России. Иначе в американском банке сильно бы удивились географическому размаху транзакций своего заемщика. Клиенты «Раута» тратили кредитные деньги во время поездок за границей, а в родной стране возвращали их Григорию Марковичу с процентом — меньшим, чем у конкурирующих банков (то есть для них услуга была выгодна), но значительно большим, чем платил сам банкир своему кредитору. Прибыль Григорий Маркович через «помойки» переводил на офшор, а оттуда на свой американский счёт. По сути, он работал по той же схеме, что и все коммерческие банки с юридическими лицами, — брал дешёвые деньги за рубежом и продавал их в России. Но ни здесь, ни в Америке не платил налоги с этой коммерции.

Так продолжалось несколько лет. Он раздал несколько десятков карт. А потом, в один не слишком прекрасный день, Григорию Марковичу пришло письмо из американской налоговой инспекции с просьбой предоставить документы по ряду транзакций. Наш банкир немедленно собрал вещи и улетел в Москву. Потому что в США налоговые правонарушения — это очень серьезно. Разговаривать с властями остался его адвокат. А предправления «Раута» пришёл к нам за помощью. Попался он, как мы выяснили, на двух «проколах». Прокол первый: наш клиент со своего американского счета перевел на офшор знакомого арабского бизнесмена некоторую сумму — рассчитался по одному долгу. Американцы отследили платеж, поскольку бизнесмен этот подозревался в причастности к финансированию террористических организаций. Прокол второй: некоторые из клиентов Григория Марковича все-таки воспользовались карточками в России. Самое любопытное заключалось в том, что платежи делались в разных модных магазинах — например нижнего белья в ГУМе (складывалось впечатление, будто эти «випы» отдали свои карточки любимым женщинам, причем не жёнам). Вот по совокупности сомнительных транзакций американская налоговая и уцепилась за российского банкира.

Получив от нас консультацию (детали я раскрывать не могу), Григорий Маркович вернулся в Америку. С большим трудом ему удалось решить свою проблему, и с тех пор мы его больше не видели. В 2015 году у банка «Раут» была отозвана лицензия, но это, как говорится, уже совсем другая история…

К чему этот кейс? Фискалы во всем мире одинаковы. Они могут ошибаться, но еще больше ошибается тот, кто пытается поиграть с ними в «поймай меня, если сможешь». Хитрая схема работает до тех пор, пока создатель способен ее полностью контролировать. Когда у тебя 20 человек с карточками — это возможно, если 100 и больше — крайне сложно. Как я уже говорила, серый, а тем более черный бизнес масштабированию не поддается.


Не экономьте на мелочах: жадность ведет к бедности


Владельцы магазина французской мебели, респектабельные бизнесмены (костюмы, галстуки, часы, ботинки — все как положено) были на грани паники. «Нас заказали!»

Их действительно атаковали с разных сторон. Нам как аудиторам ООО «Версаль» прислали запрос: предоставить определенные документы по самой компании, а также ее поставщикам и подрядчикам за последние 3 года. Одновременно компания получила уведомление о выездной налоговой проверке. Коммерсанты уверили сами себя, что все это — происки конкурентов, открывших поблизости аналогичный шоу-рум. Моя попытка переубедить их («Зачем силовикам ввязываться в сомнительный конфликт из-за одного-единственного магазина?») была встречена в штыки. «Нет-нет, это явный наезд!» И только когда все закончилось, мои клиенты поняли, что сами заложили под себя мину.

Годом ранее магазин «Версаль», располагавшийся на первом этаже жилого сталинского дома, затопило. С потолка неожиданно начал литься кипяток —и столь же внезапно поток прекратился. Представители жилищно-коммунальной службы, осмотрев квартиру наверху и даже вскрыв там пол, причину аварии не выявили. Незадача. Хозяева магазина сделали ремонт, но через пару месяцев все повторилось. И опять квартирант сверху оказался ни при чем. Бизнесмены рассудили так: «К нему у нас претензий нет, он тоже пострадал, а вот коммунальщики должны ответить за то, что произошло».

Коммерсанты решили подать иск на организацию, обслуживающую их дом. Но как оформить материальные претензии, если нет зафиксированных расходов по ремонту? Стройматериалы были куплены за наличные на рынке, с рабочими-мигрантами тоже расплатились «кэшем». Тогда владельцы «Версаля» перечислили 200 тыс. руб. некоей фирме, у которой имелась лицензия на ремонтные услуги. Они как-то упустили из виду, что жилконтора — это государственное бюджетное учреждение со своим юристом. Возможно, он еще в пяти местах работает, но как только речь зайдет о деньгах родины, то мобилизуется и сделает всё, чтобы отбиться. Так и вышло: юрист ответчика выяснил, что у той самой ремонтной фирмы есть признаки недобросовестного налогоплательщика! В налоговом управлении заподозрили «помоечную схему» и дали задание территориальной инспекции проверить ООО «Версаль».

Оправдывались наши клиенты долго и нудно, и в целом дело обошлось для них без серьезных финансовых последствий. Но сколько нервов было потрачено! А всего-то надо было провести ремонт в белую и не связываться с сомнительным контрагентом.


Не имейте дела с людьми, которые не внушают вам доверия


Если бы Игорь К. и Степан Н. позвонили нам на день позже, они бы потеряли 100 млн руб. Начинающие девелоперы, реализовавшие несколько довольно скромных проектов, они впервые замахнулись на большее: приобрели компанию, которой принадлежал инвестиционный контракт на строительство жилого квартала в ближнем Подмосковье. Продавцы на этом рынке вообще никогда не работали. Просто сумели договориться с местными властями о долгосрочной аренде земли с обязательством построить на ней столько-то домов, детский сад, школу, дорогу — все как положено. Исходя из предполагаемых объемов продаж жилья была назначена цена на ООО с контрактом.

Игорю и Степану она показалась очень даже привлекательной, их подогрели риэлторы, уже подсчитывавшие свои комиссионные, и в эйфории от удачной сделки наши будущие клиенты ударили по рукам с продавцами. Ничуть не смутившись тому, что эти люди вдруг решили отступиться от проекта, хотя могли найти и подрядчиков, и финансирование.

Регистрация перехода прав собственности на ООО в налоговой инспекции занимает неделю. И за это время, если договор составлен не очень тщательно, неясно, что может произойти, — ведь гендиректор у компании остается прежний. На следующий день после подачи документов Игорь и Степан узнали, что инвестиционный контракт от них уплыл. Компания, которую они купили, переуступила его другому ООО, быстро и вполне легально оформив перерегистрацию в Министерстве стройкомплекса Московской области. Предприниматели осознали, что столкнулись с хорошо спланированным «кидаловом».

У них был единственный путь к спасению своих денег. Инвестконтракт от них ушел, но право аренды земли — в силу особенностей его перерегистрации — пока что оставалось за купленным ООО. Мы оперативно составили договор займа под залог этого права, нашли коммерческий банк, согласившийся предоставить кредит на таких условиях, и всего за сутки — хвала юристам! — оформили обременение на землю. Территория под застройку зависла на наших клиентах. А инвестиционный контракт без права аренды земли — практически пустышка. Начались переговоры с хитроумными продавцами. Длились они почти полгода, и в итоге Игорь и Степан вернули себе 100 млн руб., а «трюкачи» получили обратно и компанию, и землю.

Разбирая подобные казусы, мой муж всегда вспоминает строчку из песни группы Nautilus Pompilius: «Если ты пьешь с ворами, опасайся за свой кошелек…»