Спекуляция, КВН и никакого пафоса: как школьнику вырасти в предпринимателя

Спекуляция, КВН и никакого пафоса: как школьнику вырасти в предпринимателя
IStock

Несмотря на то что большинство предпринимателей начинают собственное дело после 25 лет, велик процент и тех, кто открывает бизнес сразу после школы. Владельцы и основатели малого и среднего бизнеса, которые приняли участие в опросе Inc., уверены, что со школьной скамьи будущим предпринимателям нужно развивать уверенность в себе, коммуникабельность и критическое мышление. Вот о чем еще бизнесменам нужно знать с детства.



Честность перед собой


Екатерина Макарова,

сооснователь каршеринга BelkaCar


Всех предпринимателей, с которыми я общалась, объединяло одно качество — они «настоящие», им надо быть, а не казаться. Они могут объяснить сложные вещи в 2-х предложениях, у них, как правило, нет пафоса и стразов, личных водителей и всего лишнего. Все деньги идут в дело.

Я хотела работать в госструктурах, когда ходила в школу, сейчас я себя там не представляю. О собственном бизнесе никогда не мечтала, и предпринимательские способности в школе не проявлялись.

Я бы посоветовала самой себе ориентироваться после школы на западные вузы. Там лучше развито понимание экосистемы предпринимательства, и я не встречала людей в Кремниевой Долине, например, которые хотели бы работать в госструктурах.


Способность самостоятельно
принимать решения


Михаил Перегудов,

СЕО и основатель Партии Еды


Меня, как молодого отца, очень волнует этот вопрос. Я считаю, что предприимчивость в ребенке нужно развивать через soft skills и черты характера. Например, важно развить у ребенка привычку самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Ведь в большинстве случаев предпринимателя и наемного работника отличает именно привычка постоянно принимать решения: потратить или нет деньги на маркетинг, уволить конкретного сотрудника или дать еще шанс. Этот скилл тренируется, как бицепс, и его можно развивать с детства, буквально с 2-3 лет. Когда я с дочкой иду куда-то, я ее спрашиваю, в чем она хочет пойти. Она отвечает:  «вот в этом». Ну, хорошо, значит, в этом, даже если это по-дурацки смотрится. Зато она получает опыт и привыкает действовать так, как ей хочется.

Я бы посоветовал молодым родителям всегда интересоваться тем, что хочет ребенок: что он хочет есть, что читать, какую стрижку сделать или какую одежду носить. И принимать его решения, даже если они вам кажутся неправильными.


Коммуникабельность


Алексей Поликарпов

коммерческий директор Relap.io


Мы живем в эру коммуникаций, поэтому ни количество денег, ни богатые родители, ни твое образование не помогут так, как умение строить диалог с твоими будущими и текущими партнерами, с семьей, да с кем угодно. Коммуникации могут решить не только твои личные проблемы, но и бизнесовые.

Если честно, то я считаю, что в школе вообще ничего невозможно понять о человеке. Мой жизненный опыт показывает, что тот, кто хорошо учился в школе, далеко не всегда добивается успеха. И наоборот, люди, которые прогуливали уроки, стали крутыми предпринимателями.

Школа — это не то место, где люди определяются, школа — это то, где люди просто учатся — жизни, коммуникациям и общению друг с другом. Кстати, если дети были общительными в школе, то во взрослой жизни они чаще добиваются успехов.

Кажется, еще в школе я занимался всем, чем только было возможно, кроме собственно обучения. Ходил на все спортивные секции, выступал в команде КВН, вел выпускной, участвовал во всех олимпиадах, играл в театральной студии. И если сказать честно, таким образом и получал хорошие оценки. До сих пор не обладаю какими-то фундаментальными знаниями, но развитые коммуникативные навыки помогают мне в жизни больше, чем знание законов физики и каких-то исторических дат. Сейчас даже в светских беседах люди обсуждают не то, в каком году родился Пушкин, а какие-то тренды, современные вещи и технологии.

Я бы посоветовал себе молодому учить иностранные языки и читать во время летних каникул. Первое открывает для тебя совершенно новую картину мира, а чтение позволяет развивать словарный запас, что точно пригодится для будущего.


Уверенность в себе


Руслан Зайдуллин,

СЕО мобильной клиники DOC+


Предпринимательскую жилку я обнаружил у себя довольно поздно, после института. О чем иногда жалею (начал бы раньше — больше бы уже сотворил), а иногда, наоборот, радуюсь, так как успел получить крайне полезный корпоративный опыт. При этом мне кажется, что обучать предпринимательству детей с раннего возраста — очень полезно. Такой опыт дает понять авторскую позицию по отношению к происходящему вокруг — что ты из ничего можешь создать что угодно. Эта уверенность в собственной способности активно влиять на окружающий мир не дает тебе чувствовать себя жертвой, придает сил. Обучать нужно именно этому: пониманию и уверенности в том, что ребенок может что-то сам организовать, убедить людей, достичь самостоятельной цели и, может быть, заработка. Помогать с выбором проектов и идей, начиная от простейших, — хочешь заработать карманные деньги, придумай, за что твои соседи или знакомые готовы заплатить. Как нам часто показывает для примера кинематограф США (где с предпринимательством получше): дети с малых лет продают лимонад на улице, скауты ходят по домам с печеньем, в школах развиты все эти союзы, выборы, клубы. Чтобы помочь ребенку, нужно разжечь искру понимания, что это вообще возможно. Он должен понять: «Вау, я взял лимоны за $1, сделал из них напиток и продал за $2». А если я еще придумаю, как сделать его лучше других (необычный вкус, упаковка, название), то, может, и за $3, и продам больше. И уже когда у него есть такие победы, подсказывать ему, как искать идеи, что такое бизнес-модель, предлагать идеи для размышления. В Москве обучением школьников предпринимательству занимается инвестор и преподаватель Аркадий Морейнис, и я думаю, что он про все это знает в тысячу раз больше, чем я со своими спекулятивными размышлениями.


Быстрая оценка ситуации


Дамир Латыпов,

генеральный директор CoinToCoin


Успешного предпринимателя характеризует способность быстро оценивать ситуацию и принимать решения. Технологии развиваются с головокружительной скоростью, многие устройства исчезают за ненадобностью.

Думаю, еще в школе можно понять, человек больше преуспеет в собственном бизнесе или в корпоративном секторе. Раньше коммуникабельность была неотъемлемой чертой успешного бизнесмена, сейчас, в век мессенджеров, это не главное. У двоечника больше шансов стать предпринимателем, на мой взгляд, чем у отличника, а из медалиста может получиться отличный управленец. Но в силу небольшой базы знаний двоечник, скорее всего, быстрее достигнет своего потолка.

Если вспоминать мои школьные годы, то у меня все началось c почтовых марок. В начале 80-х это была единственная возможность хоть как-то посмотреть, что происходит там, за пределами СССР. Вступил в филателистический клуб и вскоре понял, что некоторые марки пользуются спросом у  «взрослых» филателистов. Их можно было продавать, — так появились первые деньги. Потом были фотографии Сталлоне, Ван Дамма, сам переснимал и печатал, делал значки с этими новыми супергероями боевиков. Покупаешь значок «Ну, погоди!», вытаскиваешь кружок с волком и вставляешь фотку Рембо. Потом маму вызывали в школу и говорили, что ее сын — спекулянт (я учился классе в 7, и уже половина класса ходила с моими значками. Маме было дискомфортно, поскольку слово «спекулянт» было и до сих пор остается ругательным. Тогда за это была предусмотрена еще и уголовная ответственность. Как любая мать, она не могла не переживать за мое будущее.) О собственном бизнесе я тогда не мечтал, все было государственное. Мечтал класса до 4-го стать директором ресторана.

Если можно было бы дать совет самому себе в то время, то это было бы наставление учить иностранные языки и меньше отвлекаться на что-то сиюминутное. Но, с другой стороны, всему свое время. Кураж — это неизбежные издержки молодости, как и ошибки, которые необходимы, чтобы взрослеть.