Что известно о компании «Яндекс»: история, структура, перспективы

Разобраться • 19 февраля 2025

Что известно о компании «Яндекс»: история, структура, перспективы

Что известно о компании «Яндекс»: история, структура, перспективы

Текст: Ксения Темникова

бизнес-журналист, старший редактор «Инк.». Стояла у истоков SEO-отдела портала iz.ru. Участвовала в развитии петербургских СМИ, входящих в холдинг НМГ, в качестве приглашенного эксперта. В прошлом соуправляющая котокафе.

Фото: Viktor Avdeev/Unsplash


«Яндекс» — компания, без которой сложно представить современную Россию. От поисковика до экосистемы сервисов — «Яндекс» прочно вошел в жизнь миллионов. «Инк.» разобрался, как небольшой стартап превратился в технологического гиганта и чем компания занимается сегодня.

«Яндекс» — справка о компании

  • Год основания: 2000.
  • Основатели: Аркадий Волож, Илья Сегалович.
  • Генеральный директор: Артем Савиновский.
  • Число сотрудников: более 22 тыс.
  • Штаб-квартира: Москва.
  • Стоимость: $12,5 млрд (по данным на февраль 2024 года).

Оглавление

Основная информация

За годы существования «Яндекс» создал целую экосистему сервисов и продуктов, которые охватывают широкий спектр областей: от поиска информации в интернете и навигации до электронной коммерции, развлечений и облачных технологий.

«Яндекс» — это многопрофильная IT-корпорация. В основе деятельности компании лежит анализ больших данных, машинное обучение и искусственный интеллект.

Основные направления деятельности «Яндекса»

  • Предоставление пользователям доступа к информации в интернете через мощную поисковую систему, а также агрегация новостей, медиаконтента и другой полезной информации.
  • Развитие рекламных технологий для продвижения бизнеса в интернете, включая контекстную и таргетированную рекламу.
  • Локальные сервисы: карты, навигация, информация о пробках и местах на карте, а также сервисы заказа такси и доставки.
  • Создание платформ для онлайн-покупок, сравнения цен и поиска товаров различных категорий.
  • Разработка сервисов для прослушивания музыки, просмотра фильмов и сериалов, а также предоставление доступа к онлайн-трансляциям.
  • Предоставление облачных сервисов, инструментов веб-аналитики и других решений для организаций.
  • Разработка и внедрение технологий искусственного интеллекта, включая голосовых помощников, системы распознавания речи и изображений, а также другие инновационные решения.
  • Развитие образовательных платформ для обучения новым профессиям и повышения квалификации.

Какие сервисы принадлежат «Яндексу»

Полный список всех продуктов «Яндекса» можно найти на сайте компании.

  • «Яндекс.Поиск» — поисковая система, лежащая в основе многих других сервисов;
  • «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор»;
  • «Яндекс Go» (ранее — «Яндекс.Такси»), сервис для заказа такси, доставки еды и других транспортных услуг;
  • сервис каршеринга «Яндекс Драйв»;
  • «Яндекс.Погода»;
  • платформа для онлайн-покупок «Яндекс.Маркет»;
  • «Яндекс.Музыка» и «Кинопоиск», «Яндекс.Книги»;
  • «Яндекс.Облако» — платформа облачных сервисов для бизнеса;
  • голосовой помощник Алиса;
  • облачное хранилище «Яндекс Диск»;
  • «Яндекс.Директ» и «Яндекс.Метрика» — сервисы для онлайн-рекламы и веб-аналитики;
  • «Яндекс.Практикум» — платформа онлайн-образования;
  • образовательный сервис для детей «Яндекс.Лицей»;
  • нейросеть YaGpt.

История компании

Первые шаги

В начале 1990-х будущие основатели «Яндекса» — Аркадий Волож и Илья Сегалович — в компании «Аркадия. Разумные проекты» уже вели разработки в области поисковых технологий. В 1993 году был запущен прототип поисковика «Яndex» на базе компании CompTek, основанной в 1988 году. Само название системы представляло собой сокращение от «yet another indexer» («еще один индексатор»), причем первые две буквы были заменены на кириллическую «Я», что подчеркивало фокус на русскоязычном рынке.

Существенный шаг вперед был сделан 23 сентября 1997 года с демонстрацией системы «Яndex-Web» на выставке Softool. Эта система могла сканировать и индексировать весь русскоязычный интернет — около 5 тыс. сайтов общим объемом 4 Гб текста. Поисковый робот постоянно сканировал интернет в поисках новой информации, расширяя базу данных. «Яndex-Web» также проверял уникальность контента, что позволяло избежать дублирования.

В 1998 году была найдена эффективная модель монетизации. На странице Yandex.ru появились контекстные баннеры, которые показывались пользователям на основе их поисковых запросов. Это позволило демонстрировать рекламу только тем, кто в ней действительно заинтересован. Именно контекстная реклама в дальнейшем стала основной бизнес-моделью компании.

Основание компании и первые успехи

Официально компания «Яндекс» была зарегистрирована в 2000 году, получив инвестиции в размере $5 млн от фонда ru-Net Holdings. Акционеры CompTek стали учредителями компании, а Аркадий Волож занял должность генерального директора.

В 2001 году был запущен сервис «Яндекс.Директ», позволявший рекламодателям размещать контекстную рекламу на сайте «Яндекса». Успех сервиса был мгновенный — более 2,5 тыс. рекламодателей в первый же год.

Контекстная реклама стала основным источником дохода компании, принося почти две трети всей прибыли «Яндекса». С августа 2002 года доходы компании стали превышать расходы. В 2003 году «Яндекс» стал первой интернет-компанией, выплатившей дивиденды размером $100 тыс.

В 2008 году компания провела редизайн логотипа и сменила написание названия с «Яndex» на «Яндекс».

В 2009 году «Яндекс» внедрил новый алгоритм машинного обучения — Матрикснет. Алгоритм способен учитывать огромное количество разнообразных факторов при ранжировании, включая содержание страниц, поведение пользователей, технические параметры сайтов и многое другое. Матрикснет стал фундаментальной технологией для компании.

Расширение и новые сферы деятельности

В ноябре 2015 года «Яндекс» представил собственную разработку для прогнозирования погоды — «Метеум». Эта технология, основанная на комбинации классических метеорологических моделей и машинного обучения, обеспечивает высокую точность прогноза: вплоть до уровня отдельного дома.

Летом 2016 года в «Яндекс.Браузере» появилась персональная лента рекомендаций «Яндекс.Дзен». Этот сервис, работающий на основе алгоритмов искусственного интеллекта и рекомендательной системы «Диско», предлагает пользователям контент, подобранный с учетом их интересов.

В сентябре 2016 года «Яндекс» запустил образовательный проект для старшеклассников — «Яндекс.Лицей», предоставляющий обучение промышленному программированию на языке Python. Спустя три года в компании появился онлайн-сервис «Яндекс.Практикум», где представлены курсы по программированию, аналитике, дизайну, маркетингу, менеджменту и английскому языку.

С начала 2017 года «Яндекс» начал разработку собственной системы автономного управления транспортом, которая вскоре была использована для создания беспилотных автомобилей, которые компания стала тестировать в том же году. Впоследствии эта технология легла в основу автономного робота-доставщика «Яндекс.Ровер».

10 октября 2017 года был представлен голосовой ассистент Алиса, значительно расширивший возможности взаимодействия пользователей с сервисами «Яндекса».

Следующий, 2018 год ознаменовался появлением таких сервисов, как «Яндекс.Облако», «Яндекс.Диалоги», «Яндекс.Плюс», «Яндекс.Драйв» и «Яндекс.Заправки». В феврале было завершено слияние «Яндекс.Такси» и Uber в России и соседних странах, в результате чего «Яндекс» получил 59,3% акций в новой компании, оцениваемой более чем в $3,8 млрд.

Ранее «Яндексу» принадлежала российская блог-платформа «Яндекс.Дзен». В сентябре 2022 года компания объявила о продаже «Дзена» компании VK. В свою очередь, «Яндекс» приобрел сервис доставки продуктов Delivery Club, который в настоящее время работает на платформе «Яндекс.Еды».

«Яндекс» и искусственный интеллект

«Яндекс» активно инвестирует в исследования и разработки в области искусственного интеллекта, стремясь интегрировать передовые технологии в свои продукты и сервисы. Компания накопила значительный опыт в этой сфере и создала ряд уникальных разработок, которые находят применение в самых разных областях.

Матрикснет и CatBoost: основа машинного обучения

С 2009 года «Яндекс» разрабатывал собственную технологию машинного обучения Матрикснет — уникальный патентованный алгоритм, использующий оригинальную схему градиентного бустинга. В июле 2017 года «Яндекс» открыл исходный код библиотеки CatBoost, реализующей этот алгоритм. CatBoost применяется для улучшения результатов поисковой системы, ранжирования контента в рекомендательных системах, расчета прогнозов погоды и во многих других сервисах компании. CatBoost стал важным инструментом в арсенале «Яндекса», позволяя повышать качество и эффективность различных продуктов.

Разработки в области обработки естественного языка

С 2012 года «Яндекс» ведет исследования в области обработки естественного языка, что привело к созданию Yandex.SpeechKit в октябре 2013 года. Эта технология распознавания и синтеза речи используется в различных разработках «Яндекса», среди которых персональный помощник Алиса, системы голосового управления для автомобилей, Yandex.SpeechKit для переводов денежных средств голосом через «Бинбанк», технология автоматического тегирования звонков и озвучивания текста.

По итогам 2024 года виртуальный ассистент Алиса приняла более 7,3 млрд запросов, свыше 360 млн из которых пришлись на 31 декабря.

ИИ в доставке и других сферах

В апреле 2021 года «Яндекс» запустил в московском районе Хамовники доставку продуктов с помощью робота «Ровер», разработанного на основе собственных технологий автономного управления. Первыми партнерами в этом проекте стали магазины «Азбука вкуса» и «Вкусвилл». Сейчас «Яндекс» использует роботов-курьеров для доставки заказов из «Яндекс Еды» и «Лавки» в различных локациях, включая несколько районов Москвы, Красную Поляну, Иннополис и Мурино в Ленобласти. С осени 2024 года «Ровер» начал осуществлять доставку в Казахстане, а также начались тестирования роботов-доставщиков на Крайнем Севере.

В сентябре 2021 года «Яндекс» объявил о запуске технологии перевода видео в режиме реального времени на русский язык для различных платформ, включая YouTube, VK, Vimeo и Coursera. Это стало еще одним примером применения технологий искусственного интеллекта для улучшения пользовательского опыта.

Кому принадлежит и сколько стоит «Яндекс»

До 2022 года пост гендиректора «Яндекса» занимал Аркадий Волож — основатель компании, а 100% уставного капитала принадлежало нидерландскому акционерному обществу Yandex N.V. В 2022 году основатель и многие иностранные инвесторы покинули компанию, а в начале 2024 года руководство объявило о реструктуризации, в результате которой новой головной компанией «Яндекса» стала Международная компания акционерное общество (МКАО) «Яндекс».

Компания была продана за 475 млрд руб. с учетом дисконта в размере не менее 50% от рыночной стоимости. К июлю 2024 года Yandex N.V. перестала использовать бренды «Яндекса». Генеральным директором компании стал Артем Савиновский, ранее руководивший отделом медиасервисов.

В 2024 году «Яндекс» занял первое место в топе самых дорогих компаний Рунета по данным Forbes. Стоимость компании оценивается в $12,5 млрд, что на $2,3 млрд больше, чем в 2023 году, однако почти на $5 млрд меньше, чем в 2022-м. Стоимость акций компании выросла на 6,5% с начала 2024 года, сообщает портал «Альфа Инвестор» со ссылкой на данные компании.

«Яндекс» получает основные доходы от «Поиска» и портала (34%), онлайн-коммерции (23%) и «Райдтеха» (18%). Компания активно инвестирует в быстрорастущий сегмент электронной коммерции («Маркет», «Лавка», «Еда» и Delivery Club), что подтверждается уверенным ростом выручки. В третьем квартале 2024 года она увеличилась на 36% г/г, достигнув 276,8 млрд руб.

Финансовые итоги за четвертый квартал 2024 года компания опубликует 20 февраля 2025 года.

Планы на будущее

В ближайшее время «Яндекс» продолжит совершенствовать широкий спектр своих услуг, от поисковых и городских сервисов до развлекательных платформ и образовательных программ. Компания также сосредоточится на развитии облачных технологий, автономных транспортных средств, передовых систем искусственного интеллекта и других перспективных направлениях, таких как финтех, автономное вождение, облачные технологии.

По данным портала «Альфа Инвестор», показатели прибыли компании продолжают увеличиваться с каждым кварталом. Основными драйверами роста прибыли компании являются надежная и устойчивая бизнес-модель — компания постоянно расширяет экосистему сервисов, инновации в ИИ и перспективные направления, восстановление позиций на фондовом рынке (компания вернулась в Индекс МосБиржи), а также возможность регулярных выплат дивидендов, что является дополнительным стимулом для инвесторов. По мнению аналитиков, в долгосрочной перспективе «Яндекс» может стать одной из наиболее крупных и надежных компаний на фондовом рынке.