Стать бизнес-ангелом: 8 секретов рисковых инвесторов

Стать бизнес-ангелом: 8 секретов рисковых инвесторов
Фото: Maskot / Getty Images

Всего пять лет назад сфера ангельских инвестиций была загадочной и мало кому понятной. Инвесторов можно было пересчитать по пальцам – теперь это мастодонты российского венчурного движения. Появились ассоциации бизнес-ангелов, рейтинги инвесторов и стартапов, государство проявило интерес к такому виду предпринимательства. В 2017 году из почти 16 млрд рублей, проинвестированных в венчурной отрасли, примерно 12% пришлось на долю частных инвесторов. На российском рынке мало стоящих проектов, мало рисковых инвесторов с капиталом, а многие стартапы умерли на этапе масштабирования — не нашли 100-200 млн рублей (не хватает инвесторов со «средним чеком»). Мало и бизнес-ангелов, а их активность низкая. По данным ассоциации бизнес-ангелов, в 2016 году частными инвесторами в России было проинвестировано всего 92 сделки, по сравнению с 71 тыс. сделок в США и около 33 тыс. сделок в Европе. Но бизнес-ангелов в России становится все больше – капиталы должны работать. Вот важные принципы, которые стоит учесть начинающему инвестору.


Секреты ангела



1

Выбирать для инвестиций компании с хорошей моделью роста

Российский рынок сильно отличается от западного, где ангелы рассчитывают на модель с ростом капитализации. Они заходят в проекты с идеей, что капитализация вырастет и можно будет продать компанию другим фондам и инвесторам. Из-за неразвитости рынка у нас эта модель работает слабо и подобных сделок у нас мало. Поэтому ангелам приходится рассчитывать на дивидендную модель и определять объем инвестиций и свою долю исходя из этого. То есть у проекта должна быть EBITDA больше 50%. Выход из компании – это уже практически подарок судьбы, дополнительный бонус.


2

Обращать внимание на перспективные секторы

Я советую смотреть проекты с использованием блокчейн-технологий, проекты в сфере киберспорта, робототехники.


3

Вкладывать только в те проекты, где основатели заинтересованы зарабатывать деньги

Звучит парадоксально, но часто проекты не знают, как они собираются монетизироваться. Основатели не хотят зарабатывать больше, чем им хватает на жизнь, и не хотят это делать для инвесторов. «Компании-зомби» — есть такой термин — доходят до точки безубыточности, а дальше им становится не интересно расти и дивиденды они не обеспечивают. Такие компании нужно отсекать на начальном этапе. Обращайте внимание на проекты, в которых у фаундеров есть здоровые амбиции расти, зарабатывать и делать большую историю. Это можно понять как из личного общения, так и из материалов, которые предоставляют основатели: если у них есть далеко идущие планы, четко сформулированные цели роста, это хороший знак. В бизнес-плане компании должны быть видение по росту (объемы продаж, прибыль), выходу на новые рынки, четкие цели (стать вторым на рынке Европы, первым на рынке России и т.п.).


4

Инвестировать только в отрасли, которые вы понимаете

Если очень хочется зайти в новую отрасль, но вы ничего про нее не знаете, вам придется учиться за свои деньги. Большая часть неудач бизнес-ангела связана с непониманием отрасли, когда не хватает денег и времени, чтобы разобраться в деталях и построить эффективную бизнес-модель. Лучше всего начать с поиска экспертизы по рынку и окружать себя людьми, которые в нем разбираются, и только после этого на нем работать. Можно нанять консультанта, ходить на отраслевые мероприятия, заняться самообучением.


5

Постоянно учиться

Главный секрет бизнес-ангела – развитие собственных компетенций, чтобы не только грамотно выбирать объекты для инвестиций, но и консультировать основателей на каждом этапе, помогать им преодолевать сложности. Инвестору нужна предпринимательская жилка, толерантность к риску, понимание отраслей, в которые хочешь инвестировать, азов корпоративного управления и управления финансами, а главное – понимание венчурной отрасли. Опытный ангел сможет диагностировать ранние проблемы и помогать проекту расти, что и является его главной функцией.

Важно постоянно освежать свои знания, посещать тренинги и мастер-классы. На учебных мероприятиях венчурных фондов по инвестициям на ранних стадиях и методике работы со стартапами эксперты делятся знаниями, наработанными на основе анализа тысяч проектов, которые прошли через воронку фонда, что дает им возможность очень быстро наращивать уникальные компетенции, недоступные частному инвестору.


6

Общаться и поддерживать друг друга

Бизнес-ангелы конкурируют за качественные проекты, но в основном у нас складываются партнерские отношения. У бизнес-ангелов есть свой закрытый канал в Telegram, есть ФРИИРАВИ, Venture Club и больше десятка других сообществ, проходят периодические неформальные встречи. Участники сообщества часто делятся друг с другом информацией об интересных проектах, предлагают совместные инвестиции. В некоторых случаях бизнес-ангел не может взять на себя все риски и выходом становится пул из нескольких инвесторов.


7

Быть открытым новому

Важно все время оставаться «в тренде», следить за последними тенденциями и новейшими технологиями. Например, сфера криптотехнологий и блокчейна может предложить решения для проекта, которым вы занимаетесь. ICO – это не только способ быстро заработать, но и упрощенный формат для инвестиций, не требующий подготовки многочисленных юридических документов и общения с нотариусами, налоговыми органами.


8

Поддерживать свои проекты не только инвестициями

Главная функция бизнес-ангела – быть готовым в любой момент проконсультировать основателей, дать им совет, помогать им преодолевать сложности на каждом этапе развития. Когда команда выросла с 3-5 до 20-30 человек, но они не хотят ничего менять в атмосфере семейной и дружеской неорганизованности, вашей задачей будет объяснить, что новое количество сотрудников требует системы управления персоналом, чтобы организационная структура не «повалилась». Кроме того, в интересах бизнес-ангела обеспечивать команде хороший нетворкинг, помогать контактами и связями. В целом, вы должны создавать у своих партнеров уверенность, что вы держите руку на пульсе и все будет хорошо. Конечно же, не стоит увлекаться и замыкать принятие всех жизненно важных для проекта решений на себя. Если будет очевидно, что вы, инвестор, являетесь ключевым членом команды, вы никогда не сможете удачно продать свою долю в проекте.