В современном мире становится все меньше гендерных стереотипов: то же самое происходит и в бизнесе-среде, которую формируют в основном прогрессивные люди. Тем не менее абсолютного равенства ни общество, ни бизнес пока не достигли. В том, с какими трудностями сегодня сталкиваются женщины — предприниматели и руководители, разобралась для Inc. член совета директоров IT-компании «Забота 2.0», выпускница программы SKOLKOVO Executive MBA и президент женской ассоциации школы управления «Сколково» Ольга Нойбергер.
В современном мире становится все больше девушек, занимающих ключевые позиции в компаниях. Этот тренд набирает обороты с каждым годом, постепенно разрушая гендерные барьеры. Однако нельзя сказать, что женщинам в бизнесе очень легко: по сей день существуют нерешенные проблемы.
Согласно докладу A2:Research, 60% женщин-лидеров сталкивались с трудностями на своем карьерном пути из-за гендерных предубеждений. Чаще всего это происходит в сфере ретейла (26%), финансовых и юридических услуг (25%). А 65% женщин — предпринимателей и руководителей испытывают перед близкими чувство вины в том, что их амбиции, время и усилия связаны с построением карьеры и бизнеса.
Профессиональное и эмоциональное выгорание сегодня стали одними из самых актуальных проблем, с которыми сталкиваются женщины — руководители компаний, а также женщины, для которых карьера занимает важное место в рейтинге жизненных ценностей.
В женской ассоциации школы управления «Сколково» внутри фокус-групп каждый месяц обсуждается ключевая тема. В целом запросы и вызовы для женщин сейчас те же, что и для мужчин: кто-то теряет компанию по независящим от себя причинам, кто-то вынужден переехать, кто-то масштабируется, а у кого-то бизнес теряет ценность и маржинальность из-за закрытых границ.
Говорить о ярко выраженной дискриминации в предпринимательской среде не приходится (все-таки собственники бизнеса, акционеры и топ-менеджеры — достаточно современные люди чаще всего). И все же есть два совета, которые помогут избежать гендерных разногласий.
Мужской принцип управления кажется более агрессивным — это утверждение подтверждает опыт участниц женской ассоциации школы управления «Сколково».
Однако излишняя уверенность в себе, которую порождает ощущение комфортной среды, может спровоцировать «перекос» в сторону агрессивных методов присутствия на рынке, жесткой конкурентной борьбы и сопряженных с этим ошибок.
Хотя доля женщин в бордах и растет, это происходит очень медленно. В 2022 году доля женщин — членов советов директоров достигла в России 8,4% (за четыре года до этого она составляла 7,8%). В среднем по миру процент женщин, имеющих влияние на судьбу компании, достиг 19,7 (что тоже далеко от равноправия). Кроме того, в среднем женщина находится в составе советов директоров не так долго, как ее коллега-мужчина, — 5,1 года против 7,6.
Продвинутые компании стараются включать в советы директоров представителей обоих полов. Очень важно, чтобы женщины также участвовали в принятии ключевых решений. Мужчины склонны все решать быстро, в то время как девушки обычно ищут разные варианты и стараются посмотреть на ситуацию с разных сторон.
Это касается не только отдельных регионов мира, но и некоторых отраслей в России, например строительства. Работая с партнерами, контрагентами в таких традиционно «мужских» бизнесах, лучше всегда иметь в виду кого-то, кто поможет усилить вашу позицию в переговорах.
Если судить по динамике вакансий, «мужские» отрасли становятся все более «мужскими». Так, за десять лет карьерные возможности для женщин сократились в добывающей отрасли (на 22% — до 30%), тяжелом машиностроении (на 15% — до 31%), автомобильном бизнесе (на 11% — до 33%). А традиционные «женские» сферы, такие как культура, образование, сфера услуг, наоборот, уменьшают гендерный перекос — доля мужчин там постепенно растет. При этом социальные сферы остаются «своими» для 70% женщин-предпринимателей.
Важно четко понимать, с кем вы собираетесь вести переговоры и что планируете получить. В «мужских» сферах женщину при первой встрече могут не воспринять всерьез.
На первый взгляд, в предпринимательстве в России царит почти что равенство: около 40% субъектов малого и среднего бизнеса — женщины. По данным «Тинькофф Бизнес», количество женщин в бизнесе увеличилось на 22% за три года.
Но стоит лишь немного поменять оптику — и сразу обнаруживается «стеклянный потолок»: чем крупнее бизнес — тем меньше в нем женщин. А если смотреть по обороту, то 64% финансов сосредоточены в организациях, в руководстве которых только мужчины, 25% — в организациях со смешанным управлением и только 10% — в организациях, которыми руководят женщины.
Несмотря на всемирное стремление к гендерному равенству, достичь вершин «с нуля» получается не у многих женщин. Этот факт подтверждает, например, рейтинг богатейших женщин России по версии Forbes, опубликованный в 2023 году. 16 из 20 его участниц получили свои активы по наследству, в ходе развода или благодаря участию в семейном бизнесе (в том числе от мужей или отцов, попавших в санкционные списки США и Евросоюза).
Тем не менее границы между мужским и женским в бизнесе на сегодняшний не столь уж фатальны. Гораздо сильнее прослеживается зависимость от разных типов личных стратегий: кто-то любит риск, а кто-то получил дело по наследству и вообще не склонен к бизнес-поведению, но приспосабливается. И, хотя женщинам в бизнесе чуть тяжелее, чем мужчинам, главное — это не гендерная принадлежность, а умение выбирать себе партнеров и двигаться вместе.