Разобраться • 3 октября 2025
3 бизнес-ошибки соосновательницы образовательного проекта Step by Step Ольги Зарубиной
3 бизнес-ошибки соосновательницы образовательного проекта Step by Step Ольги Зарубиной

Текст: Виктория Яруничева
Фото: предоставлено Ольгой Зарубиной
Ольга Зарубина не понаслышке знакома с трудностями, через которые проходят родители, выбирая школу для своих детей. Мама троих, она сначала доверила их обучение престижной частной школе, а затем перевела на домашний формат: самостоятельно составляла расписание и помогала тьюторам с учебным планом. Настоящим испытанием стала подготовка к поступлению за границу — именно тогда Ольга поняла, сколько на самом деле это требует времени. Но у ее детей все получилось, и девушка превратила свой опыт в бизнес-модель, которая отличалась от конкурентов — вместо контрактов с агентствами, которые обычно заключают частные зарубежные вузы, она создала продукт, который позволял поступать детям от выбора карьеры до дверей университета в любой вуз мира. Так появился ее бизнес Step by Step — проект, который создает персонализированные образовательные стратегии для детей и подростков. О том, как она строила инновационный образовательный бизнес, Ольга рассказала «Инку».
Ольга Зарубина не понаслышке знакома с трудностями, через которые проходят родители, выбирая школу для своих детей. Мама троих, она сначала доверила их обучение престижной частной школе, а затем перевела на домашний формат: самостоятельно составляла расписание и помогала тьюторам с учебным планом. Настоящим испытанием стала подготовка к поступлению за границу — именно тогда Ольга поняла, сколько на самом деле это требует времени. Но у ее детей все получилось, и девушка превратила свой опыт в бизнес-модель, которая отличалась от конкурентов — вместо контрактов с агентствами, которые обычно заключают частные зарубежные вузы, она создала продукт, который позволял поступать детям от выбора карьеры до дверей университета в любой вуз мира. Так появился ее бизнес Step by Step — проект, который создает персонализированные образовательные стратегии для детей и подростков. О том, как она строила инновационный образовательный бизнес, Ольга рассказала «Инку».
Мама двух сыновей и дочери, Ольга всегда хотела дать своим детям лучшее образование. Сначала она отдала их в престижную частную школу, но с наступлением пандемии решила перевести на домашнее обучение — Ольга увидела, что учеба в стенах частной школы, пусть даже одной из лучших в Москве, оставляет пробелы в знаниях.
Когда она начала самостоятельно подбирать учителей и обсуждать учебные планы и цели для своих детей, она поняла: в классической системе образования ей не хватало фигуры персонального стратега, который бы комплексно смотрел на образование ее детей, того, кто помогал бы сделать их обучение персонализированным и интересным. И хотя для многих пандемия и вынужденный переход на удаленку стали источником стресса, для Ольги Зарубиной — идеальным временем для старта ее нового проекта.
Сегодня Ольга вместе с командой специалистов помогает детям и подросткам выстраивать индивидуальные образовательные стратегии — с учетом сильных сторон, целей и их желаний.
Ольга Зарубина
основательница Step by Step
Организовали структуру «на вырост»
Команда Step by Step росла постепенно. Начинали в составе 7 человек, но проект быстро набирал обороты. В основном благодаря тому, что Ольга попала в запрос рынка: многие семьи действительно были готовы платить за то, чтобы контрагент помогал их детям выбрать образование своей мечты. За спросом росла и команда, и вскоре в SbS работало уже более 30 человек — бОльшую часть сотрудников составили различные эксперты из сферы образования. Встал вопрос о том, как эффективно управлять растущей компанией.
Тогда Ольга решила создать новую структуру управления. Она разделила команду на несколько отделов — их назвали «лабораториями». Нейминг нес маркетинговый окрас: для сотрудников, специалистов индустрии и клиентов это сразу говорило о научном и изобретательском подходе в работе с их детьми. «У нас была задача делать “дизрапт” — открытия, которые позволяют делать образование лучше», — вспоминает предпринимательница.
В лабораториях действовала новая управленческая структура. На каждом этапе обучения ребенка сопровождал специалист из определенного отдела, например, человека с экспертизой в карьерной навигации или тот, кто готовил к экзаменам. Такой сотрудник подчинялся руководителю-методологу и владельцу продукта.
Однако вскоре Ольга поняла, что ее желание систематизировать процесс в новой структуре не оправдывает ожиданий. Появилось три основных проблемы:
Ольга поняла: модель неэффективна, ведь компания стала медленнее принимать решения, а качество услуг снизилось. Через несколько месяцев она упразднила лаборатории и сосредоточила всю экспертизу внутри двух проектов. Бывшие руководители перешли на позиции аналитиков и теперь работали не по «карьерным шагам», а по возрасту ребенка: группа 6–12 лет и другая — 13–18.
Несмотря на то, что от структы пришлось отойти, Ольга не исключает, что компания может к ней вернуться. Предпринимательница считает, что такой метод работы отлично показал бы себя в зрелой организации с соответствующим бюджетом.
Вывод: при росте компании важно своевременно выбрать подходящую модель, по которой она будет работать. Для этого важно понимать, вокруг чего выстраивается ваш бизнес — делаете ли вы продукт, которому нужна детальная проработка на каждом этапе или же предлагаете комплексную экспертизу по примеру Step by Step. Важно учитывать и размер компании: когда число сотрудников и процессов растет, любой компании потребуется больше контроля, чтобы сохранять качество продукта на уровне.
Разделение цельного продукта на мелкие услуги
Еще до перехода на новую структуру, Step by Step наняли нового сотрудника — в команду требовался «крепкий» операционный директор. На роль зашел человек, который заслужил доверие в других проектах ее семьи.
Через несколько месяцев работы он пришел с предложением сегментировать крупные, дорогостоящие программы на более короткие в прохождении и, как следствие, менее дорогие. Ольга посчитала, что это поможет привлечь больше клиентов, поэтому согласилась.
Так для всей программы по выбору университета в компании выделили несколько самостоятельных блоков. Это действительно увеличило воронку: продуктом стали интересоваться не только представители сегмента HNWI и UGNWI, но и middle-up и premium- клиентов. На первый взгляд все работало по плану.
Однако после нескольких кейсов Ольга начала сомневаться в том, что компания приняла правильное решение. Клиентов действительно стало больше, но их потребности оставались незакрытыми. Многие дети проходили один блок, например, карьерное исследование, но на следующем этапе семьи не были готовы платить аналогичную сумму — это выходило за их бюджет.
Тогда Ольга поняла, что решение не соответствует миссии компании — выстроить комплексную стратегию для обучения, которая поможет детям сознательно выбирать свое будущее. Команде пришлось отказаться от неполных услуг и вернуться к первоначальному плану.
Вывод: Не всегда стоит дробить комплексный продукт в погоне за количеством покупателей, особенно если предложение перестает соответствовать вашим ценностям. Расширение воронки может привести к тому, что клиенты не понимают, за что платят, а также к снижению уровня доверия и ценности вашего бренда.
Бизнес-ассистент вместо методолога
По мере укрепления методологии Ольга решила перенести в свой бизнес больше бизнесовых практик, чтобы выстроить работу «как по учебнику». Для этого пригласили владельца продукта с классическим профилем — человека, который ориентируется на метрики и развивает продукт «по цифрам». Одновременно в команде с ним на аналогичной позиции работали и два других сотрудника, с той лишь разницей, что они выросли внутри компании и представляли из себя скорее научных руководителей.
На практике оказалось, что новый человек без богатой экспертизы в организации обучения сталкивается с трудностями. Даже при хорошем опыте работы в образовании, сотрудник не мог в одиночку закрыть все направления — ему попросту не хватало знаний в тонких вопросах, которые касаются обучения детей. В предыдущей структуре эти знания давали руководители лабораторий, но к тому моменту их роль упразднили.
В то же время аналогичные сотрудники с бэкграундом в обучении, выросшие внутри команды, гораздо лучше понимали, как устроены процессы. Это показало, что для компании важнее портрет продакта-научного руководителя, чем высококвалифицированный специалист с крепким опытом в EdTech.
Вывод: В проектах, где все строится вокруг предметной экспертизы, лучше выращивать продуктовую роль изнутри, а не пытаться механически перенести готовую бизнес-структуру. Важно учитывать специфику вашей отрасли при взаимодействии с сотрудниками: педагоги не смогут заговорить с вами на бизнес-языке, равно как топовый продакт-менеджер не составит вам план урока.
здесь и далее — сокр. Step by Step