Разобраться • 4 апреля 2022

Стоки, съемки и продакшн: где теперь брать

контент, если вы привыкли к фотобанкам

Стоки, съемки и продакшн: где теперь брать контент, если вы привыкли к фотобанкам

Фото: Mitsuru Sakurai / Getty Images


Работать с привычными фото- и видеостоками стало сложнее: на одних цена за единицу контента выросла пропорционально курсу, другие невозможно оплатить российскими картами, а третьи больше вообще не работают с пользователями из России.

Ксюша Жаворонок и Стася Маскаева (SETTERS) рассказывают, есть ли альтернатива привычным площадкам для контент-мейкеров, стоит ли компаниям перераспределить бюджеты на продакшн и почему он необязательно будет дорогим.

Depositphotos больше не функционирует в России, а Shutterstock теперь работает через официального представителя Fotodom: он гарантирует все выданные лицензии по материалам стока, даже если его отключат или ограничат в России. Контент по-прежнему можно покупать как по предоплате, так и поштучно с постоплатой.

Так или иначе, средняя подписка на Shutterstock в месяц стоит $250 — и для российского пользователя становится дороже из-за курса. С подписками рост цен, кажется, не такой критичный, но, если говорить про покупку лицензий, например, под ТВ, это будет стоить от $300 за одну фотографию — а это уже ощутимый кост для проекта.

Первый выход — освоить альтернативные фото- и видеостоки

Например, «Лори», Pressfoto, ​​iStock или Getty Images — их можно оплачивать российскими картами. С переходом на новый сток траты на фото- и видеоконтент останутся примерно теми же, к которыми вы привыкли: фотографии в среднем могут стоить от 60 до 6 000 рублей в зависимости от лицензии, размера и тиража. Но может пострадать качество материала. Новые стоки были не так популярны, поэтому здесь и база меньше, и качество некоторых снимков может быть хуже привычного.

Кроме того, можно обратиться к фотографам, которые раньше продавали фотографии на стоках, но остались их правообладателями — их также можно выкупить или пользоваться по лицензии для работы. Еще один ход — обратиться к графическим или моушн-дизайнерам, которые регулярно работали со стоками и за это время собрали свою базы выкупленных фотографий. Пользоваться ими можно без проблем, но только для внутреннего пользования.

Некоторым стоит присмотреться к фотобанкам российских СМИ, например «Коммерсанта», ТАСС, АГН «Москва». В них преимущественно репортажные съемки и нет классических фотографий для коммерческого направления — такие изображения не подойдут для создания рекламных баннеров. Зато их, например, могут использовать компании, которые занимаются мероприятиями и городской инфраструктурой, информационные и образовательные медиа или блоги компаний, которым важно проиллюстрировать статью обложкой, подходящей по смыслу: пишем про релокацию — ставим фото девушки с ноутбуком в аэропорту.

Второй выход — обратиться к продакшн-подрядчикам

Стоковые изображения зачастую дешевле и быстрее в производстве, но не работают так, как уникальный продакшн, — кроме очевидной демонстрации товаров, он способен рассказывать историю бренда, вовлечь нужную аудиторию и удержать ее внимание, сформировать эмоциональную связь. Преимуществом данной опции будут самобытные фотографии и национальный колорит. Это стратегия вдолгую, инвестиция в коммуникацию с вашим зрителем.

Если контент продает ваш продукт — самое время идти в продакшн.

Где можно искать подрядчиков

  • Сарафанное радио. Личная рекомендация от продюсеров или других компаний, которые уже работали с этим фотографом, надежнее всего. Так вы будете знать о нюансах, которых не предскажешь по портфолио: не срывает ли подрядчик сроки, работает ли четко по брифу.
  • Социальные сети. Проще всего искать исполнителей в Instagram (принадлежит запрещенной в России Meta). Например, через поиск по хештегам, аккаунтам продакшн-студий и прямо под рекламными проектами, которые вам понравились. Обычно под ними есть кредитсы с упоминанием команды проекта — к ней можно обратиться напрямую. Сейчас многие исполнители, скорее всего, будут обновлять свои портфолио «ВКонтакте» — тут принцип поиска тот же.
  • Профильные чаты. Из-за ситуации на рынке в марте 2022 года в Telegram собралось комьюнити «Мир креаторов» — это база специалистов креативных индустрий на 18 тыс. человек, где можно делиться вакансиями и быстро находить исполнителей. Плюс такой базы в том, что она открытая и общая: здесь можно найти не только операторов, видеографов и фотографов, но и креаторов, сценаристов или графических дизайнеров, чья помощь тоже нужна для продакшна. Чаще всего здесь специалисты среднего звена или начинающие, которые точно справятся с несложными съемками по четкому ТЗ.
  • Сервисы по поиску исполнителей. На «Юду», «Авито» или «Профи.ру» можно найти хороших подрядчиков под задачу, но придется потратить время — здесь очень разные по уровню и стилистике фотографы или видеографы.
  • Продюсеры, профильные агентства или студии. Если у вас есть команда или человек, который понимает процессинг продакшна, может собрать команду под проект, разобраться с арендой техники, найти и освоить локацию, провести съемку и доработать материал на постпродакшене, — это поможет не растягивать сроки и держаться в рамках согласованной сметы. Здесь есть два формата работы — студия или независимый продюсер могут взять производство контента под ключ или предложить консультацию, если с вашими бюджетами они не работают. В рамках консультации агентство может помочь выстроить процесс, найти подрядчиков из своих контактов, подстраховать юридически, чтобы с передачей прав не было проблем, и ответить на конкретные вопросы: как работать с фотографом, какие документы обязательно подписать — даже составить гайды специально под вашу задачу. Часто клиенты не понимают, насколько сложная у них задумка и справится ли с этим штатный джун-фотограф — или нужен кто-то в рынке, кого агентство сможет порекомендовать. Особенно актуально это для малого и среднего бизнеса или блогеров — так вы избежите ошибок в организации процесса, не потратите лишних денег на сомнительных подрядчиков и будете защищены юридически. Это не расход, а инвестиция — вполне возможно, что в будущем вы сможете обходиться бюджетом на аренду локации, техники и гонорар фотографа и не привлекать продюсера на ведение продакшна за дополнительный кост.

Как понять, что подрядчик вам подходит

Портфолио не всегда отражает талант человека, и не всегда это единственный показатель того, что подрядчик справится с вашей задачей.

О чем стоит заранее спросить

  • Какой у подрядчика опыт: как давно работает человек, с какими запросами и клиентами чаще сталкивается. Все это есть в портфолио, но если фотограф может объяснить, что одно дело — собирать предметную съемку, а другое — снимать животных или репортаж, и подробно про это говорит — скорее всего, перед вами профессионал.
  • В каких жанрах человек чувствует себя более уверенно, а какие вызывают вопросы. Чаще всего исполнители хорошо работают со статикой: с предметными съемками или подготовленными моделями в студии с хорошим светом — а репортажные и лайфстайл-съемки, где человека и его эмоции нужно «поймать», вызывают больше сложностей.
  • Как будет строиться работа и в какие сроки: чем четче фотограф или видеограф может рассказать про этапы и тайминг работ, тем больше шансов, что весь процесс поставлен у него на рельсы и работа будет организованной. Сроки производства зависят от задачи и от самого исполнителя. Если создание креатива физически не умещается в сроки, профессиональный подрядчик скажет об этом уже на этапе брифа — и предложит либо скорректировать задачу, либо увеличить дедлайн.

Сколько стоит продакшн

Производить контент можно и в небольших бюджетах. Предположим, у нас свой бренд пальто в Москве — и нам нужно отснять новую коллекцию из десяти моделей. Если я сммщик или даже владелец бизнеса и беру организацию съемки на себя, минимальными расходами будут:

  • гонорар фотографа: от 40 тыс. руб.;
  • аренда студии на 10 часов: от 15 тыс. руб.;
  • аренда техники (объектив, камера, свет, фильтры): от 7 тыс. до 12 тыс. руб.;
  • стилист и визажист (если у бренда нет своего): от 20 тыс. руб. на стилиста и от 15 тыс. руб. на визажиста;
  • гонорар одной модели: от 5 тыс. до 8 тыс. руб.

Разумеется, цена зависит от сложности производственного процесса и от чего-то можно отказаться: самый простой вариант — выйти на улицу в хорошую погоду и отснять пальто на девушке в репортажном стиле. Тогда из расходов останется только гонорар фотографа и модели.

Если же нам нужна продуктовая съемка — например, отснять баночки со смузи на цветных фонах, — достаточно будет заплатить фотографу и реквизитору, который поможет оформить кадр, и включить расход на аренду реквизита. Можно обойтись даже без аренды студии, если съемка будет в офисе клиента.

Очень многие агентства работают в таких бюджетах и делают такие продакшены под ключ — сюда добавится только гонорар продюсера, который организует весь процесс, и процент студии за то, что она взяла эту задачу в работу.

Сколько контента можно отснять за раз

За одну смену (до 12 часов) можно отснять 10–15 сюжетов. Сюжет — это идея, микро-концепция кадра (например, модель в образе маляра), которую можно отснять с разных ракурсов, но наполнение будет одно и то же. Параллельно можно снимать несложные видеосюжеты — по каждому сюжету может появиться один-два ролика в стиле сторис.

На съемку полноценного видео нужна минимум одна смена — дальше все зависит от сложности сценария.

Можно ли создать свой фотобанк?

Да, можно — в будущем правильно отснятую базу продуктов удобно, например, использовать для создания рекламных имиджей, баннеров для наружной или таргетированной рекламы, плюс с ними легко работать графическим дизайнерам. Для крупного бизнеса это хороший вариант.

Представим, что мы — компания, которая продает бытовую технику. Если для фотобанка нужны просто макеты техники — съемку можно реализовать в несколько смен: доставить все товары в павильон, отснять на хромакее с разных ракурсов. Для такой съемки понадобится фотограф, осветитель, аренда студии, более сложный комплект техники (от 20 тыс. руб.), грузчики и ассистент.

Если бизнесу нужен сток не с макетами, а с людьми, — например, как холодильник встроен в реальную кухню и счастливый ребенок достает из него сок, — для такой съемки есть два формата.

  • Техника добавляется на постпродакшене с помощью фотошопа — тогда нужно отснять только локации и людей. Это будет дешевле, но ракурсы, скорее всего, будут однотипными, чтобы технику можно было органично «дорисовать».
  • Техника встраивается на локации — так съемка получается более живой, но будет стоить в разы дороже.

Гонорар фотографа, оператора и всех причастных к такой съемке специалистов вырастет, если мы хотим, чтобы контент полностью принадлежал нам и будем отчуждать права, — в два-три раза, в зависимости от того, где будут использоваться кадры. Здесь подрядчик не пытается вас обмануть — это оплата полного объема прав.

Реализовать такую съемку с агентством будет еще дороже, потому что оно возьмет на себя весь цикл создания фотобанка под ключ, включая логистику, — но получится организованнее, качественнее и быстрее.

Третий выход — изменить визуальную концепцию

Глобально у брендов два пути: продолжить работать с фотографиями с помощью альтернативных стоков и собственного продакшна — или отказаться от фотографий. Но не для всех брендов это будет хорошим решением.

Для некоторых изображение — часть фирменного стиля, и без них бренд может отдалиться от потребителя: скажем, если ваша аудитория — люди в возрасте и картинки могут быть не настолько близки и понятны им, как живые фотографии. Или если вашей компании важно показывать прозрачность — так, компания Greenpeace может использовать стоковые фотографии, чтобы показать, например, тушение лесов, — но если в постах с отчетами о расходах фонда будут картинки, у пользователя может сложиться впечатление, что его деньги тратятся не на реальную помощь.