Чикаго — это не только джаз и мафия, но и стартапы. В отчете KPMG Чикаго — претендент на роль международного центра инноваций: в прошлом году чикагские стартапы привлекли $1,7 млрд, а Uptake обошел Slack и Uber в рейтинге самых привлекательных компаний 2015 года. Рассказываем, почему Чикаго — конкурент Кремниевой долины и ему на руку отсутствие «чужих денег» (спойлер: чикагцы привыкли «жить на свои»).
Чикаго — среди первых по увеличению числа рабочих мест в технологическом секторе США: у многих IT- и техно-компаний офисы в Чикаго и поблизости (Salesforce, Google, CareerBuilder, Orbitz, Groupon, Redbox, Motorola).
Но уникальный актив Чикаго — его культура.
Кремниевая долина привлекает технарей, Нью-Йорк — желающих крупно заработать, а в Чикаго стремятся деловые лидеры. Ценности этого мегаполиса — тяжелая работа, дисциплина, самоотверженность, а также и прагматизм, который ограничивает творчество и мышление, — но не в Чикаго.
Кремниевая долина уже не торт
Сегодня для технологической сферы венчурный капитал доступен как никогда. После того как привлекли внимание венчурных инвесторов, лидеры технологических компаний становятся больше похожи на знаменитостей, чем на изобретателей.
Когда Snapchat была близка к бесславному падению, ее генеральный директор Эван Шпигель появился на обложке модного журнала. Поведение Мариссы Мэйер, и Дэвида Карпа, и Денниса Кроули показывает, что сегодняшних технологических лидеров больше волнует внимание публики, чем инновации.
Стартапы Кремниевой долины привлекают лучших специалистов со всего мира и миллионы долларов, чтобы выдумать новое применение для свайпа и тапа по экрану смартфона, — потому что они это могут, а не потому что это кому-нибудь нужно. А теперь вспомните электричество, водопровод, воздухоплавание, теорию относительности — изобретения и открытия, которые сформировали эволюцию нашего вида.
Прибыльность — лучшая мера успеха
Чикаго недолюбливает стартапы, не способные быстро выйти на прибыль: это… не прагматично. Google, Uber и Facebook потребовались годы, чтобы стать прибыльными. В Чикаго, где мерилом всего служит прибыль, они бы вряд ли преуспели.
Чикагские предприниматели не погонятся за ростом числа пользователей, отложив монетизацию на потом. Здесь большинство компаний ориентированы на денежный поток и потому заключается меньше сделок, но доходность венчурного капитала в Чикаго — самая высокая в стране.
Если в Долине считают, что ошибаться нужно «быстро и часто», а риски смягчать деньгами инвесторов, то прагматичные чикагские бизнесмены изначально охотятся за деньгами клиентов, как за самым лучшим подтверждением своих бизнес-идей.
Почему в Чикаго всегда меньше венчурного капитала — загадка, но из-за этого порог входа для новых компаний здесь выше. Однако отсутствие финансирования может быть даже полезным — в таких условиях будут развиваться только самые значительные инновации.
Как обойтись без внешнего финансирования
Хорошим примером служит рождение величайшей инновации в истории человечества. Компания братьев Райт, Wright Cycle Company изготовляла и продавала две модели велосипедов — Dan Cleve и St. Clair. На вырученные деньги братья проводили авиационные эксперименты и с небольшими издержками успешно разработали свой первый самолет. Такой прагматичный подход позволяет новаторам правильно распоряжаться ресурсами и формировать стратегию, основанную на спросе, а не на пожеланиях инвесторов.
Этим же подходом руководствовался Джейсон Фрид, когда довел число пользователей своей компании Basecamp до 15 млн, не привлекая внешнего финансирования. Basecamp появился как внутренний инструмент управления проектами веб-студии 37 Signals. Клиенты студии просили разрешения использовать его в собственных проектах, аудитория росла — и в итоге Basecamp вывели на рынок. Сегодня это один из самых популярных инструментов управления проектами.
Обаяние Кремниевой Долины слабеет, и, возможно, чикагский прагматизм придется кстати.
Зависимость от венчурного капитала стала проблемой для стартап-культуры Кремниевой долины: главное — очаровать инвесторов, а не создать по-настоящему ценный продукт. А по мнению чикагцев, если ваш бизнес убыточен и у вас нет средств на зарплаты и накладные расходы, нечего и ждать от вас переворота в технологической сфере.
Прибыльность — лучшая мера успеха: она позволяет отделить зерна от плевел и однажды сделает «второй город» США первым на пути прогресса.