Российский рынок меняется слишком быстро, и многие предприниматели просто не успевают подстраиваться под него. Василий Алексеев, генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр, рассуждает о том, почему современным бизнесменам нужно учиться и какими качествами они должны обладать.
Мы все учились понемногу
Если оценивать, какое образование получили бизнесмены из списка богатейших россиян Forbes, то может показаться, что в России картина достаточно консервативная. Главной alma mater большинства российских бизнесов стал МГУ, 15 выпускников этого вуза входят в российский список Forbes. На втором месте оказался МФТИ — в топе богатейших россиян 10 его выпускников. «Бронза» — у МГИМО, 8 выпускников в списке. Олег Тиньков, который не получил высшего образования, скорее исключение, а таких self-made man, как основатель компании Inditex Амансио Ортега, который не окончил даже школу, в России известно совсем мало.
Однако рейтинги богатейших людей не всегда отражают реальную картину. Сегодня для предпринимателей малого и среднего бизнеса диплом вуза все больше превращается в грамоту «Хороший парень». В университете учат решать совсем не те проблемы, которые возникают в бизнесе. Опыт и горизонтальные связи подменяются искусством заучивать, списывать, считывать настроение преподавателей. Международная практика показывает, что опыт реального ведения дела может подкрепить теоретические знания, а в некоторых случаях заменить их.
История из жизни: у меня есть друг, которого отчислили с первого курса университета, и все время, пока я учился, он строил бизнес. Когда мы начали работать над совместным проектом, стало понятно, что мой красный диплом и экономическая специальность не помогают на деле. Правильный подсчет прибыли, отличие выручки от объема продаж — давались сначала нелегко и требовали закрепления на практике. Мой друг без высшего образования, который занимался бизнесом каждый день как предприниматель, был кратно сильнее меня и уже лет 10 назад появился на обложке Forbes. Это подводит к тому, что фундаментальное образование — хорошая стартовая точка, но она не гарантирует дальнейший успех, более важными являются опыт и окружение.
Российский бизнесмен: какой он
Сейчас среднего российского бизнесмена (микро- и малый бизнес) можно охарактеризовать тремя словами: гибкий, самообучаемый и нетехнологичный. Так, будучи гибким, он всегда подстроится под ситуацию: ввели локдаун — за день перевел бизнес в онлайн, меняется налоговый режим — найдет пути обхода. В среде предпринимателей шустрость и адаптивность становятся теми качествами, по которым узнают своих. Если же предприниматель ошибается, то учится, как правило, на собственных граблях: обычно не у кого попросить совета, как поступить в той или иной ситуации, потому что культура наставничества крайне неразвита. Многие бизнесмены до сих пор все важные показатели записывают в тетради: не знают, что такое CRM-система, unit-экономика, и ведут бизнес по наитию.
Подавляющее большинство предпринимателей осознают, что образование — необходимый инструмент для развития бизнеса. Наше внутреннее исследование, проведенное среди более 1,1 тыс. собственников бизнеса из 66 регионов РФ, показало, что представители микро- и малого бизнеса чаще инвестируют деньги в обучение в сфере маркетинга и продаж. Предприниматели с ежемесячной выручкой до 100 тыс. руб. вкладывают в обучение около трети полученных средств. При этом средняя стоимость курса по бизнес-образованию, согласно исследованию Smart Ranking, варьируется от 15 тыс. руб. до 150 тыс. руб.
Часто обучение бизнесу путают с MBA. Действительно, в аббревиатуре зашифрован важный элемент бизнес-образования: экономическое управление (Business Administration). Но одного MBA недостаточно, чтобы вести бизнес. Это сильная школа для топ-менеджеров крупных корпораций. На более базовом уровне и «в поле» нужны другие предпринимательские навыки: умение правильно выбрать нишу, тестировать гипотезы, анализ конкурентов, поиск инвесторов, формирование команды, управление и другие.
Каким должно быть бизнес-образование
До запуска своего дела важно обладать базовыми знаниями: понимать, что такое воронка продаж и как ее использовать, а также разбираться в unit-экономике и мыслить гипотезами. Без этих составляющих дальнейшее освоение этой сферы практически невозможно. Мотивационные выступления спикеров заряжают и дают уверенность в своих силах, но без усвоения основ ведения бизнеса и его проверки на практике — образование будет безрезультатным.
Бизнес-образование мало чем отличается от профессионального. Например, программисту можно долго рассказывать, почему программирование — важно, но он ничего не поймет, пока его не обучат конкретным стекам. То же самое и в бизнес-образовании: теория — это важно, но практика — еще важнее.
Чем государственная школа из нашего детства отличается от частной? Тем, что в государственных ученик попадал в строгую структуру с единой системой оценок и правил, где сложно было быть не таким, как все. В частной — к каждому ученику относятся как к особенному. Бизнес-образование должно быть как частная школа, с выстроенной личной траекторией развития каждого участника.
Человек должен четко понимать: сейчас он приложит усилия, а в конце получит результат, — без него просто не будет мотивации двигаться дальше. Эффективность бизнес-образования оценивается именно по результату.
На практике самым сложным для предпринимателя оказывается прохождение «долины смерти» — периода, когда он уже начал заниматься бизнесом, но еще не получил первой прибыли. Он тестирует, пробует, где-то получается, где-то не очень — в это время для человека крайне важна поддержка. К сожалению, до сих пор самым большим барьером в решении открыть свое дело остается не финансирование, а страх ошибки, который мы сами сформировали. Нет людей, которые не могут начать бегать, шить или готовить. Кто-то говорит, что не предрасположен к этому (чаще это лень и предрассудки), но любого из нас можно этому научить. С бизнесом то же самое. Это просто технология и навыки. Чуть сложнее, чем сварить борщ, но легче, чем написать программный код.