• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Этот кейс делает токсичными любые инвестиции в Россию — инвесторы о задержании главы Baring Vostok

Этот кейс делает токсичными любые инвестиции в Россию — инвесторы о задержании главы Baring Vostok

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Тара господня. Как спасти мир от экологической катастрофы (и не потерять клиентов)

Тара господня. Как спасти мир от экологической катастрофы (и не потерять клиентов)
Фото: Jason Alden/Getty Images

Растущее потребление — это не только экономический рост, стимулирование производства и новые рабочие места. Это еще и мусорная нагрузка на мир. Твердые бытовые отходы сейчас почти на 50% состоят из упаковки использованных товаров. Но уже есть способы облегчить нагрузку на окружающую среду: съедобные стаканчики для кофе, картонные, собранные без клея коробки для косметики или шоколада, в дальнейшем предназначенные для рассады. Вот как и вы можете сделать планету чище.


Прогрессивный мир не сбавляет темпы потребления, но пытается потреблять более осознанно. Ключевое слово — «пытается», потому что отказ от пластиковых пакетов, мода на эко-сумки и бумажную упаковку распространены далеко не везде и пока не очень заметно помогают сберечь планету. Например, одноразовая бумажная посуда сделана не только из бумаги: на нее и другие виды упаковки для пищевых продуктов нанесена полимерная пленка с барьерными свойствами. Способ полной переработки таких материалов пока не придумали.

Перемены в прогрессивном мире, где заботятся об окружающей среде, по своей сути не должны быть выгодны производителям товаров — международным корпорациям. Их задача, как и всегда, — стимулировать массовое потребление и минимизировать издержки. А разработка технологий производства упаковки с барьерными свойствами без полимеров стоит миллионы долларов. Но игнорировать давление общества сейчас обойдется еще дороже.


Франсуа Мартен

директор по коммуникациям Bobst, крупнейшего мирового производителя оборудования для упаковщиков


Мы работаем с Amazon и Nestle, которые задают направление развития для всей отрасли упаковки. Недавно они заявили: «К 2025 году 100% нашей упаковки можно будет перерабатывать или повторно использовать». Остальные бренды подтягиваются и честно хотят снизить использование пластика — например, используют вместо него картон, где это возможно. Там, где пластик заменить пока нечем, его всячески пытаются «улучшить»: сделать более тонким и годным для переработки. Если на упаковке надпись designed for recycling, она состоит из материалов разделяемых, возобновляемых или моно-материалов. Например, сейчас большинство сухих завтраков и снеков продаются в запечатанных бумажных упаковках из моно-материала и могут быть полностью переработаны. Главное, бренды постепенно учатся не упаковывать товары многослойно — как для магазинов, так и для доставки на дом.

Nestle слов на ветер не бросает: известные бутылки Eco-Shape объемом 0,5 литра в версии 2010 года содержали уже на четверть меньше пластика, чем в 2007-м. А за год до Nestle похожее обещание дал и Unilever: добиться, чтобы к 2025 году пластиковая тара была пригодна для вторичного использования, подлежала переработке или разлагалась в биосреде. Для этого компания сейчас сокращает вес используемой пластиковой упаковки. Другой гигант, Colgate Palmolive, интенсивно работает над созданием перерабатываемых тюбиков для зубной пасты.


Но это решения на ближайшие 5-20 лет, ориентировочно до 2025 года. В долгосрочной перспективе надежда на разработку биоразлагаемого пластика, который удовлетворит самым строгим требованиям к упаковке еды.


Биоразлагаемый пластик должен «научиться» легко разлагаться микроорганизмами — для пищевой упаковки это особенно важно, потому что упаковка и содержимое чаще всего попадают в мусор вместе (капсулы из-под кофе, чайные пакетики и т. п.). Австрийский бренд Amann Kaffee уже производит первую полностью биоразлагаемую кофейную капсулу. 

В сфере e-commerce к упаковке тоже предъявляются особые требования, хотя и другого характера: она должна быть прежде всего очень прочной, чтобы сохранить потребительские свойства товара и пережить транспортировку. Некоторые компании делают незатейливую и не особенно экологичную «матрешку»: упаковывают одну коробку в другую, укутывают товар пенополистиролом и обильно обматывают конструкцию скотчем. Решением может стать развитие особой сферы — упаковки специально для e-commerce. А пока созданы упаковочные материалы из кукурузного крахмала, сорго и даже грибов.

Еще одна проблема: упаковка из перерабатываемого сырья в некоторых случаях может утратить свои свойства. Коробка из-под пиццы непригодна для переработки, если она пропиталась жиром и соусом. Для превращения бумаги во вторсырье ее смешивают с водой и получают взвесь. Простой химический процесс нельзя провести с загрязненной коробкой: жир остается в верхней части взвеси, и бумага не отделяется от него. По этой же причине не подлежат переработке бумажные салфетки, пропитанные любым жиром. Уже есть идеи, как защитить коробку от жира без использования супердорогих материалов, но они еще не получили массового распространения.

Пока большие корпорации дают обязательства подружить технический прогресс и природу, маленькие компании получают известность благодаря своим идеям экологичной упаковки. Например, создают ее буквально из мусора, как косметический бренд Pangea Organics, который поставляет наборы в коробках из газетной бумаги, собранных без клея.

Несколько промышленных дизайнеров независимо друг от друга предложили идеи картонных коробок, которые можно использовать как горшки для рассады: в зависимости от начинки шоколада Bloom Everlasting Chocolate, в его упаковке можно прорастить апельсиновую семечку или мяту, а в бумажных свертках из ресторана для веганов в Торонто Food Bar — орегано или базилик.

Размеры и материалы упаковки — одни из самых важных факторов в ее переработке: чем она меньше и чем больше материалов в ней использовано, тем сложнее ее утилизировать для повторного использования. Решением стала съедобная упаковка: в коробочки WikiCell из пищевых мембран можно упаковывать пищевые продукты и съедать, не доставая оттуда. А KFC к своему 50-летию поставил в британские рестораны съедобные стаканчики для кофе — из печенья, сахарной бумаги и шоколада.

Все эти идеи с рассадой и съедобной или безотходной тарой для еды привлекательны и кажутся достойным развитием ресайклинга. Проблема в том, что они относятся к малотиражным продуктам, а потому не сильно меняют ситуацию. Если обычная упаковка для шоколада и та, в которой можно проращивать семена, сделаны из одного и того же картона, то очевидно, что проще и дешевле выпускать обычный вариант. Массовая замена пластика на бумагу там, где это возможно, — палка о двух концах: экологичность этой идеи заканчивается там, где возникает проблема вырубки лесов с неизбежными последствиями для их обитателей. Да, бумагу можно перерабатывать, но насколько это распространено в тех странах, которые еще не привыкли к раздельному сбору мусора?

Мировой ретейл нуждается в многофункциональной упаковке, которая будет соответствовать сразу нескольким параметрам. Она должна быть экологичной, то есть изготовленной из перерабатываемых материалов или хотя бы с минимальным содержанием пластика. Прочной, способной сохранять потребительские свойства товаров (температуру, форму). Привлекательной с маркетинговой точки зрения (сохраняющей индивидуальность бренда). И, по возможности, недорогой: мир помешался на ресайклинге, но не настолько, чтобы платить больше только за экологичную упаковку.


Франсуа Мартен

директор по коммуникациям Bobst, крупнейшего мирового производителя оборудования для упаковщиков


«Дорога к экологичности — хорошая дорога, но если по ней пойдут одни бренды, далеко они не уйдут. Чтобы прогресс в области ресайклинга приобрел системный характер, на поле нужны одновременно четыре ключевых игрока:

  1. Производители товаров (Nestle, Unilever и т.д.), которые будут заказывать экологичную упаковку.
  2. Упаковщики и производители оборудования для упаковки, которые будут инвестировать в новые машины, новые материалы и новые производственные процессы, чтобы соответствовать требованиям к экологичности.
  3. Потребители (вы, я и все остальные), которые будут готовы потратить время и разделить мусор.
  4. Государство (на уровне городского и регионального управления), которое деньгами и конкретными действиями поддержит экологичное потребление.

Первое и второе уже активно делается. Но заметных изменений не будет, пока в процесс не включены третьи и четвертые».

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России