Тени на парковке: как вашему бизнесу помогут спутниковые снимки

Тени на парковке: как вашему бизнесу помогут спутниковые снимки
Фото: Getty Images

Космос, с точки зрения бизнеса, всегда виделся сферой крупных конструкторских бюро, корпораций и государственных космических агентств с многомиллиардным бюджетом. Однако в последние 5-7 лет основным локомотивом космической промышленности стали частные компании. Пока Илон Маск готовит Tesla к отправке на Марс, множество компаний поднимают многомиллионные инвестиции в бизнес на данных с околоземной орбиты. Разбираемся, зачем это ретейлу, страхованию, недвижимости и другим отраслям, далеким от космоса.


Причины революции в космической промышленности (ее называют New Space или Space 2.0) — развитие технологий и всплеск интереса инвесторов к космосу.

Для технологий главным драйвером стало стремительное развитие «бытовой» (commercial-off-the-shelf) электроники, применяемой и в космической технике: платы, что стоят в обычном смартфоне, зачастую находятся и на спутнике в 800 км над Землей или испытывают перегрузки в 10g в составе одного из блоков ракеты. Результат — существенное снижение стоимости космической техники и, соответственно, снижение входа для новых компаний.

Этот факт не остался без внимания венчурных инвесторов, увидевших здесь большие возможности. Так, в 2015 году объем венчурных инвестиций в частную космонавтику составил $1,8 млрд — в 2 раза больше, чем все частные инвестиции в отрасль за последние 15 лет. В 2016 году тенденция сохранилась: объем инвестиций составил $1,46 млрд. Важно отметить, что в качестве инвесторов выступали «главные» фонды Кремниевой Долины — Sequoia, DFJ, Google Ventures и Bessemer Venture Partners, — ранее никак не связанные с космонавтикой.


Большое видится на расстоянии 800 км


Основным сегментом, в который вкладывались венчурные фонды, стало дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), — по сути, это съемка поверхности планеты в различных оптических диапазонах, чтобы получить какую-либо информацию. На текущий момент более 15 стартапов заявили о запуске группировки ДЗЗ-спутников, а «чемпионом» в этой категории можно назвать компанию Planet Labs, которая привлекла $183 млн венчурных инвестиций и получает данные более чем с 200 собственных спутников на орбите.

Один спутник ДЗЗ в среднем передает на Землю 1 терабайт данных в день, а всего таких аппаратов на текущий момент насчитывается более 400 — и это количество будет увеличиваться за счет как финансируемых государством программ (например серия аппаратов Sentinel, разработанных Европейским Космическим Агентством, данные с которых распространяются бесплатно), так и стартапов, связывающих свой бизнес с ДЗЗ. По оценкам аналитического агентства Euroconsult, в течение ближайших 10 лет будет запущено более 600 спутников дистанционного зондирования Земли.


Сверху видно все: как спрогнозировать выручку по снимкам из космоса


Когда речь заходит о больших объемах данных, всегда вспоминают о машинном обучении. Пример того, как оно применяется к данным из космоса, — прогнозирование выручки торговой сети с помощью спутниковых фото.


1

Сначала нужно научиться распознавать на спутниковом снимке тот или иной объект — в нашем случае автомобиль на парковке у торгового центра.


2

Затем научиться распознавать эти объекты в большем масштабе и в разных контекстах — в нашем случае на всей территории страны, где представлена торговая сеть.


3

Теперь нужно «создать признак» (feature) — сформулировать его на основе работы алгоритмов и научиться подсчитывать количественную величину. В нашем случае — «количество машин на парковках торговой сети на всей территории страны».


4

Чтобы увеличить точность решения задачи, полученную со спутниковых снимков информацию иногда дополняют данными из других источников, — нам подойдут данные о «пешеходном» трафике в магазинах торговой сети.


5

Когда все данные подготовлены, остается разбить их на выборки, подобрать наиболее подходящий алгоритм (или архитектуру нейронной сети) и, наконец, получить решение задачи.

Космические снимки — очень интересный, объективный и одновременно достаточно доступный источник информации о физических, экономических и социальных процессах в масштабах города, страны и даже всей планеты.


Кому пригодятся снимки из космоса


Эта технология уже сегодня применяется на практике в самых разных отраслях.

Ретейл

Информация со спутниковых снимков подскажет, где открыть новую торговую точку. Проходимость можно оценить и другими способами, но данные Росстата о жилищном фонде не всегда актуальны, а данные банков (о транзакциях клиентов) или телеком-операторов (о местоположении абонентов) стоят заоблачных денег. С помощью космических снимков можно достоверно оценить заселенность того или иного дома,  поселка и объем автомобильного траффика на определенном участке шоссе.


Александр Кирьянов

CEO компании Bestplace (прогнозирует торговый потенциал недвижимости для ретейла):


Для нас космические снимки — это, в первую очередь, дополнительный источник данных. Раньше для оценки населения в небольших городах на 3-5 тыс. человек необходимо было выезжать на место, смотреть «глазами» на дома и застройку. Сейчас достаточно загрузить снимок города в систему, построенную на специальных алгоритмах распознавания, и через 8 секунд мы получаем ответ: сколько в поселке частных домов, сколько многоэтажных, каков доход домохозяйств. На основании такой информации можно быстро оценить размер рынка потребления без выезда на местность.


Финансы

По некоторым данным, извлеченным из ряда спутниковых снимков (например по количеству автомобилей на парковках торговой сети), можно сделать вывод о выручке той или иной компании до выхода квартальной/годовой отчетности — и заработать на этом, торгуя на бирже. Пионером такого подхода стал американский стартап Orbital Insight, привлекший $78,7 млн венчурных инвестиций от таких фондов, как Sequoia и Google Ventures, и продающий результаты анализа парковок более чем 70 хедж-фондам. Другой вариант — использовать косвенные признаки для оценки макроэкономических показателей (объема мировых запасов нефти или темпов экономического роста). Измеряя длину теней от строящегося здания, можно вычислить его высоту и оценить прогресс строительства. По теням на стенках нефтяного резервуара с плавающей крышкой — измерить объем нефти. Здесь можно отметить компанию Spaceknow ($5,2 млн венчурных инвестиций), которая интегрировала в терминалы Bloomberg индекс ночной освещенности, рассчитываемый на основе снимков из космоса.


Страхование

Из космических снимков можно извлечь довольно много информации о застрахованных объектах — состояние крыши, изменение земельных участков. Получать эту информацию можно с высокой частотой (в том числе и по запросу) и без выезда инспектора, что позволяет снижать издержки. Наиболее известная компания, работающая в этом направлении, — американский стартап Cape Analytics, привлекший $14 млн венчурных инвестиций от фондов Khosla Ventures, Lux Capital и Data Collective.


Недвижимость

По признакам, видным из космических снимков (например по наличию парков, этажности домов или качеству воздуха), можно оценить стоимость того или иного объекта недвижимости или определить достаток местного населения. Уже сейчас этот метод применяется общественными организациями (например World Bank) для измерения уровня бедности, т.к. сбор информации традиционными методами (опросами) часто бывает затруднителен.


Экология

Анализируя космические снимки, можно следить за объемом вырубки лесов (и контролировать ее законность), в автоматическом режиме обнаруживать загрязнения на водной поверхности, мониторить обстановку при чрезвычайных ситуациях (например наводнениях или пожарах), анализировать качество воздуха.


Дмитрий Соломенцев

CEO компании Aerostate (работает над созданием SaaS-платформы для Smart City решений):


Данные ДЗЗ лежат в самой основе мониторинга состава и динамики атмосферы. Наша платформа по анализу и управлению качеством воздуха использует в числе прочего спутниковые снимки для локации лесных пожаров. Судя по первым результатам, использование данных ДЗЗ в предиктивной аналитике для городов — очень перспективное направление.


Количество информации, которую можно извлечь из спутниковых снимков, очень велико, а область ее применения ограничена разве что фантазией. Этот источник доступен уже сейчас, а в перспективе его качество будет расти, стоимость — снижаться, использование станет проще благодаря web-платформам и API. Интерес к этим данным активно проявляют крупные компании, в том числе и из России, — конкурс по распознаванию информации на космических снимках анонсировал «Тинькофф».