На волне новой золотой блокчейн-лихорадки мы каждый день слышим о стартапах, использующих революционные технологии. Банковскому сектору блокчейн может позволить экономить до $20 млрд ежегодно. Многие предприниматели задумались, не перевести ли свой бизнес на блокчейн. Определитесь, какие ваши задачи поможет решить блокчейн, во сколько обойдется разработка и хотите ли вы быть первопроходцем, прокладывающим путь для конкурентов.
С чего начать
1
Определите use case
Зачем вам блокчейн? Определитесь, как вы хотели бы «прокачать» свой бизнес. Сформулируйте задачи вашей компании и проблемы бизнес-модели.
Если необходимо предоставить покупателям историю происхождения товара, блокчейн поможет записать всю цепочку поставок: где был товар и как с ним обращались. Каждая запись в блокчейне зависит от предыдущей, и заменить данные задним числом невозможно.
Один из наиболее известных примеров такого юзкейса (use case — сценарий использования — Inc.): — инициатива Walmart, которая использует решения от IBM, чтобы формировать неизменяемую историю продуктов на протяжении всего их жизненного цикла, с момента отгрузки поставщиком и до покупки клиентом торговой сети.
Что такое блокчейн
Это реестр информации, децентрализованный и неизменяемый. Он позволяет распространять, контролировать и хранить транзакции
в полностью защищенном и прозрачном виде без посредников — правительственных учреждений или централизованных организаций. Это ускоряет, удешевляет процессинг и позволяет использовать бизнес-модели, не реализованные прежде из-за высоких издержек.
2
Поищите альтернативы
Теперь важно понять, можно ли решить ваши задачи без блокчейна — используя традиционные реляционные базы данных.
Oracle и MySQL развернуты на миллионах серверов и проверены триллионами запросов. Их код многократно протестирован, оптимизирован и потому менее подвержен вероятным ошибкам и багам. При использовании «устоявшихся» технологий гораздо легче найти специалиста для разработки и поддержки программных продуктов.
А многим блокчейн-решениям на рынке менее двух лет. Разработчики считают, что если есть выбор, не стоит обращаться к технологии, которая пока ходит «в подгузниках».
3
Изучите примеры
Если вы уверены, что хотите развернуть решение на блокчейне, проанализируйте опубликованные кейсы его внедрения в бизнесы из вашей или близкой сферы, чтобы выявить нюансы и оценить эффект от внедрения.
Анализ кейсов покажет, для каких задач используют эту технологию. Главное свойство блокчейна — неизменяемость информации — работает как обоюдоострый меч: с одной стороны, гарантирует безопасность, с другой — навсегда закрепляет ошибочную транзакцию, и чтобы ее откатить, необходимо согласие второго участника. Блокчейн можно вернуть в состояние «как было», тем самым отменив транзакции, выполненные после точки восстановления. Большое количество подобных «откатов» может повредить репутации вашего бизнеса.
4
Оцените возможные риски
Скорее всего, после внедрения блокчейна бизнес-процессы в вашей компании кардинально изменятся. Это нужно предусмотреть на этапе планирования — как минимум составить диаграмму бизнес-процессов до и после внедрения. Для корректировки привычного workflow придется потратиться на поддержку обновленной ИТ-инфраструктуры и дополнительно обучить сотрудников работе с новой технологией.
Помните: блокчейн не защищает от всего на свете. Человеческий фактор никуда не денется: сотрудники могут «обманывать компьютер», помещая в реестр заведомо ложную информацию. Если вы хотите исключить вероятность мошенничества на уровне кассира, то даже после внедрения блокчейна придется дублировать контроль за ситуацией с помощью классических средств вроде видеонаблюдения.
Не забудьте оценить технологические риски — протоколы для блокчейна новые и не лишены недостатков. В конце прошлого года монеты Ethereum, эквивалентные $300 млн, были заморожены на счетах пользователи из-за ошибки в коде. Для страховки от подобных ситуаций вам понадобятся дорогие специалисты.
Какие есть решения
1
Создать свой блокчейн
Сложнее, дольше всего и наиболее затратно создать с нуля свой блокчейн, если другие предложения на рынке не удовлетворяют требованиям бизнеса, — он даст максимальную гибкость.
Свой блокчейн Dragonchain создала одна из крупнейших корпораций в мире — Disney. Предполагается, что Dragonchain станет системой для торговли активами Disney и поможет другим компаниям создавать блокчейн-решения без затрат на наем соответствующих специалистов — уже сейчас частью Dragonchain является инкубатор блокчейн-проектов.
2
Использовать готовую платформу
Чтобы не создавать свой блокчейн с нуля, можно использовать готовую платформу, такую как Ethereum, Hyperledger или Exonum. Это ПО облегчит разработку и объединение разных компонентов большого программного проекта.
Такое решение подойдет, если у компании есть возможность взять разработчиков в штат и консультироваться у блокчейн-экспертов, как это сделала горнодобывающая компания BHP Billiton. Блокчейн на Ethereum нужен ей для отслеживания перемещения руды и угля транспортными компаниями. Сейчас эти данные фиксируют с помощью электронных таблиц и нет гарантии их целостности: любую запись можно подменить «задним числом».
С внедрением блокчейна результаты, например, минералогического анализа будут поступать напрямую от подрядчика в неизменном виде.
3
Обратиться к решению типа Blockchain-as-a-Service
Более простым решением для внедрения блокчейн-технологии в компании является BaaS — Blockchain-as-a-Service. Этот вариант подходит тем, кто не хочет тратиться на свой блокчейн и брать в штат разработчиков.Такие решения предлагают IBM и Microsoft. Здесь вы выигрываете в скорости, но попадаете в так называемый vendor-lock, что в будущем усложнит смену поставщика. По такому пути решились пойти крупные ритейлеры вроде Nestle и Unilever. Они работают с продуктами компании IBM.
К решениям IBM прибегли в транспортно-логистической компании Maersk: там блокчейн используют для управления погрузочно-разгрузочными операциями. Технология позволяет отслеживать товары в различных портах мира и отмечать их состояние. В будущем блокчейн должен помочь Maersk в оптимизации грузоперевозок — контролировать наличие пустых контейнеров на судах.
Что в итоге
Прежде чем стать «еще одной компанией, использующей блокчейн», определите, для чего он вам, и поищите альтернативы. Перестройка бизнес-процессов, затраты на разработку и внедрение, риск перехода на необкатанную технологию — не слишком ли высока цена?
Изучите ваш целевой рынок: кто в вашей или смежной сфере используют блокчейн? Есть ли кейсы реальных внедрений? Об этих внедрениях пишут общие слова или есть подробности и нюансы? Соберите максимум информации — чтобы еще раз взвесить все за и против. Вы же не хотите стать первопроходцем, на чьих ошибках будут учиться конкуренты.
Если решили пойти по «пути блокчейна», определились с кейсом, целями, задачами и возможными выгодами от внедрения, попробуйте протестировать пилотную версию решения в облаке (скорее всего, понадобятся стороннее агентство или команда разработчиков, специализирующиеся на определенных блокчейн-решениях).
После тестирования вы поймете, как вам лучше развернуть блокчейн, составите подробный план внедрения технологии в ваш бизнес и сможете выбрать, построить ли свой блокчейн, использовать готовую платформу или обратиться к BaaS.