Разобраться • 6 декабря 2021

Два совета, которые предприниматели

дали бы себе на старте

Два совета, которые предприниматели дали бы себе на старте

Текст: Павел Мосейкин, сооснователь и CEO XYZ School

Фото: David Trood / Getty Images


По данным Исследовательского проекта Barometer, у 60% действующих предпринимателей была хотя бы одна провальная попытка построить бизнес. Причины неудач разные: бесполезный для клиента продукт, большая конкуренция на рынке, неопытность. Сооснователь и CEO XYZ School Павел Мосейкин пообщался с основателями успешных стартапов и узнал, какие два совета они дали бы сами себе на старте их бизнеса.

Кирилл Пыжов

сооснователь и COO Perfluence

Я всегда думал о собственном деле. Но прежде чем приступить к его созданию, поработал в крупной компании и посмотрел на внутренние процессы и менеджмент. Благодаря полученному опыту мне удалось собрать команду и запустить свой бизнес, но проблем и косяков избежать все равно не удалось. На старте я дал бы самому себе такие два совета.

1. Все должно быть прописано и зафиксировано

Речь не только о бизнес-плане, миссии и ценностях компании. Должен быть прописан каждый процесс и любое взаимодействие отделов и сотрудников. Иначе никто не будет понимать, как и что делать в случае «пожара». И чем раньше вы начнете все это прописывать, тем меньше будет проблем и больше вероятность того, что ваш микробизнес вырастет во что-то большое и полноценное.

2. Нанимай дольше, увольняй быстрее

Не все сотрудники, с которыми ты работаешь, заслуживают второго шанса. Иногда хватает одной серьезной оплошности, чтобы попрощаться с человеком, — так вы сэкономите время и не навредите команде. Но это осознание приходит с большим опытом и набитыми шишками.

Даниэль Гальпер

CEO и сооснователь Grow Food

Шесть лет назад инвесторы отнеслись к нашей идее скептически — никто не верил в успешность проекта. Но в итоге нам удалось собрать нужную сумму и запустить бизнес. И лишь спустя время мы поняли несколько проблем, которых можно было бы избежать, если б мы выбрали другие пути развития. Самому себе я дал бы следующие два совета.

1. Сначала реши операционные проблемы, а потом газуй на полную

В первые два года мы полностью погрузились в рост — работа с блогерами, новые линейки питания, маркетинг. Благодаря этому мы привлекли много клиентов, но совсем забыли про внутренние процессы, которые перестали вывозить нагрузку. В результате стало портиться качество продукта. Мы боролись с убытками путем увеличения выручки. В конце концов нам удалось выстроить юнит-экономику, но это нужно было делать в первую очередь, — тогда и бизнес окупился бы намного раньше.

2. Запускай новые направления, когда основному уже некуда развиваться

Уже на втором году существования мы достигли месячного оборота в 100 млн руб. и подумали, что теперь можем начинать работу в новых направлениях. Стали хвататься за абсолютно разные идеи — например, хотели открыть партнерскую франшизу в Канаде. Потратив на новые направления два года, мы поняли, что фокус на главном продукте должен оставаться до тех пор, пока ему есть куда расти.

Егор Гурьев

сооснователь и CEO Enaza Group

Сейчас молодые предприниматели очень самоуверенны — им кажется, что они с самого начала делают все правильно. Но только через большие потери можно научиться думать критически и каждый раз задавать себе вопрос: «А я точно делаю что-то полезное?» Через такую боль я и пришел к нескольким советам, которые дал бы себе на старте своего бизнеса.

1. Сначала поработайте в крупном бизнесе

Я бы очень рекомендовал себе начать построение своего бизнеса с работы в большой компании. Неважно, в какой сфере, — это могли быть финансы, телеком, ретейл, IT. Работая там, я понял бы, какие проблемы есть на рынке, и благодаря этому сформулировал идею для бизнеса. Сидя дома на диване или гуляя по парку, крайне тяжело придумать что-то полезное для этого мира. Также в большой компании можно завести знакомства со специалистами в нужной тебе сфере — это упростит выстраивание нетворкинга для пользы бизнеса.

2. Рискуйте, пока вам 25

Пока ты молод, можно позволить себе все потерять — потому что будет еще много времени, чтобы начать заново. А потерять все в 50 лет — крайне опасно. Молодым людям стоит пользоваться своим возрастным преимуществом — запускать три-пять проектов, которые им интересны. Один из них обязательно выстрелит.

Денис Балюра

сооснователь и CEO Tomoru

Мы запустились в конце 2019 года и за это время успели поработать с крупными корпорациями, пивотнуться за один день и дважды перевести свой рацион на лапшу быстрого приготовления. Часть ошибок нам помог осознать период кассовых разрывов. И было бы здорово еще на старте дать самим себе некоторые советы, которые помогли бы это минимизировать.

1. Предварительно исследуй рынок и аудиторию

Стоит заранее изучить аналоги твоего продукта или услуги, чтобы посмотреть на успешные бизнес-кейсы и понять, как работают сильные конкуренты. Взять от них лучшее и придумать, как твоя компания может работать эффективнее. В идеале — пообщаться также с основателями провалившихся стартапов, которые пытались сделать такой же или смежный продукт. Ваша задача — разобраться, почему у них не получилось вырастить большой бизнес. Стоит изучить и клиентов, потому что именно аудитория дает самую полезную обратную связь.

2. Четко фокусируйся на стартапе

Наша платформа для разработки роботов выросла из совершенно другого направления. Но мы вовремя пришли к тому, чтобы закрыть классический бизнес в пользу венчурного стартапа, — и это одно из лучших решений, которое было принято нами в рамках Tomoru. Система, при которой вы качаете деньги из уже действующего прибыльного проекта в новый, не работает. Так теряется около 40% эффективности обоих бизнесов, что может привести к потере времени. А для стартапа самое важное — раньше остальных найти рычаг для захвата рынка и быстрее всех бежать к успеху.