Уходя – уходи правильно. Как отойти от дел в компании и не погубить ее

Уходя – уходи правильно. Как отойти от дел в компании и не погубить ее
Фото: Lambert/Getty Images

Бизнес для владельца — все равно что дитя: растишь его и развиваешь, вкладываешь душу и силы, холишь и лелеешь… Но рано или поздно настает момент, когда ребенок вырастает и начинает жить своей жизнью, — а значит, пора дать ему больше свободы и двигаться дальше. С бизнесом точно так же: в какой-то момент понимаешь, что твоя роль по большей части сыграна, —процессы отлажены, всё работает и, в общем-то, уже может обходиться без операционного контроля со стороны владельца. Но как правильно отойти от непосредственного управления компанией? Вот ключевые моменты, которым стоит уделить особое внимание (чтобы избежать финансовых потерь или даже банкротства).


Стратегия и тактика


Важно понимать: именно от основателя бизнеса зависит, как и в каком направлении он развивается. Если собственник совсем дистанцировался от дел, отошел от оперативного управления и никак не участвует в формировании стратегии, компания может свернуть с выбранного им пути. Вспомните «Кинопоиск»: после его покупки «Яндекс» решил сменить концепцию проекта на «более современную». В результате ресурс потерял 96% своей аудитории и масштабные изменения пришлось срочно отменять (а на них, между прочим, потратили более 50 млн руб.). Если бы стратегию предыдущих владельцев не меняли настолько резко, этих потерь можно было избежать.

Поэтому, передавая кому бы то ни было «штурвал», убедитесь, что новый глава компании понимает ваше видение стратегии. И всегда держите руку на пульсе: регулярно следите за общим состоянием бизнеса и внимательно проверяйте ключевые показатели.

Например, основатель «Интерлогики» Алексей Баранов вышел из оперативного управления своим бизнесом 5 лет назад. При этом он ежедневно получает от своего управляющего утреннюю сводку по актуальным показателям — и если какие-то цифры вызывают сомнения, тут же приступает к более подробному изучению отчетов.


Ключевые сотрудники


Наем финансового директора, бухгалтера и СЕО всегда должен оставаться под полным контролем собственника. При этом важно найти людей, с которыми вы сможете работать долго и успешно.

Исследования FTI Consulting показывают: смена генерального директора компании влечет за собой наиболее высокий риск падения акций (75% при увольнении, 40% при добровольном уходе). Чтобы наем нового СЕО не обеспокоил инвесторов, убедите их, что он поддерживает выбранную вами линию развития и общая стратегия остается неизменной. И критически важно, чтобы этот генеральный директор проработал в компании долго. Поэтому не спешите отходить от операционного управления, если не уверены в кандидате, — лучше поискать еще варианты.

Обращайте внимание не только на профессиональные компетенции соискателя вакансии, но и на психологическую совместимость. Важно, чтобы вы могли доверять не только опыту и навыкам кандидата, но и ему лично, — знали, что этот человек понимает, чего вы от него ждете. И это еще одна причина проводить собеседование лично.


Контроль над чистой прибылью


Главный показатель, за которым вам необходимо следить, — чистая прибыль: она должна быть не ниже определенного уровня. Стабильность дохода напрямую свидетельствует о финансовом благополучии компании, грамотном менеджменте и верном выборе стратегии. А еще это залог хорошей репутации, которая в бизнесе дороже денег.

Да, оборот увеличить проще, но если бизнес для этого жертвует качеством услуг или их стоимостью, в таком «росте» нет никакого смысла. Новая система мотивации (любимый инструмент многих СЕО) тоже может принести убытки — и их нужно грамотно компенсировать. Вспомните историю Zirtual: собственница стартапа слишком поздно обнаружила, что после увеличения штата в отчетах была неверно отражена возросшая финансовая нагрузка, — и компания просто обанкротилась.

Особое внимание обращайте на неспрогнозированные изменения чистой прибыли: если она заметно меняется (а вы не предполагали большой динамики на рынке) — это повод внимательно присмотреться к положению дел в компании. Возможно, существуют неучтенные вами факторы — и они могут в будущем сыграть негативную роль.