Разобраться • 18 июля 2025
Кремниевая долина на Волге и губернатор в джинсах: как айтишники из Ульяновска создали фестиваль с бюджетом 26 млн рублей
Кремниевая долина на Волге и губернатор в джинсах: как айтишники из Ульяновска создали фестиваль с бюджетом 26 млн рублей

Текст: Елизавета Пикулицкая
Фото: предоставлено пресс-службой ULCAMP
Пляжный ИТ-фестиваль ULCAMP (в этом году — 18–20 июля) появился по инициативе предпринимателей из Ульяновска. В 2011 году группа друзей-бизнесменов организовала корпоратив для нескольких компаний с палатками на берегу Волги. Затею договорились повторить в следующем году. Вскоре событие разрослось в ежегодный фестиваль, ставший точкой притяжения для айтишников со всей России. За 14 лет бюджет вырос в 130 раз — с 200 тыс. до 26 млн руб., но организаторы по-прежнему считают главным не прибыль, а возможность собрать комьюнити, где серьезные люди ходят в шортах, а сделки заключают прямо на сцене.
Пляжный ИТ-фестиваль ULCAMP (в этом году — 18–20 июля) появился по инициативе предпринимателей из Ульяновска. В 2011 году группа друзей-бизнесменов организовала корпоратив для нескольких компаний с палатками на берегу Волги. Затею договорились повторить в следующем году. Вскоре событие разрослось в ежегодный фестиваль, ставший точкой притяжения для айтишников со всей России. За 14 лет бюджет вырос в 130 раз — с 200 тыс. до 26 млн руб., но организаторы по-прежнему считают главным не прибыль, а возможность собрать комьюнити, где серьезные люди ходят в шортах, а сделки заключают прямо на сцене.
ULCAMP в цифрах:
Гости
2011 год — около 100;
2012 год — 900;
2019 год — 3,5 тыс.;
2024 год — 3 тыс.
В 2025 году ожидается до 5 тыс. человек.
Бюджет
Первый фестиваль — несколько сотен тыс. руб.;
2019 год — 6,7 млн руб.;
2023 год — 8,2 млн руб.;
2024 год — 20 млн руб.; 2025 (текущий) —: 26 млн руб.
Билеты
Начинали с 1,5 тыс. руб.
В 2019 году — 3,5–4 тыс. руб.
В 2023 — 5 тыс. руб.
В 2024 — 6–6,5 тыс. руб.
В 2025 — 7,5 тыс. руб.
Источник: данные компании
ULCAMP в цифрах
Источник: данные компании
Гости
2011 год — около 100;
2012 год — 900;
2019 год — 3,5 тыс.;
2024 год — 3 тыс.
В 2025 году ожидается до 5 тыс. человек.
Бюджет
Первый фестиваль — несколько сотен тыс. руб.;
2019 год — 6,7 млн руб.;
2023 год — 8,2 млн руб.;
2024 год — 20 млн руб.;
2025 (текущий) — 26 млн руб.
Билеты
Начинали с 1,5 тыс. руб.
В 2019 году — 3,5–4 тыс. руб.
В 2023 — 5 тыс. руб.
В 2024 — 6–6,5 тыс. руб.
В 2025 — 7,5 тыс. руб.
С идеей провести дружеский корпоратив изначально выступили ульяновские предприниматели Сергей Булаев и Олег Недерев — владельцы компании «ООО Эквит», которая занималась разработкой и поддержкой приложения «Купи батон!». Они пригласили своих близких друзей: основателя веб-интегратора ITECH Александра Щербину, создателя приложения Ecwid Руслана Фазлыева.
К ним также присоединились исполнительный директор «Купи батон!» Илья Валкин и его двоюродный брат Лев Валкин — он работал разработчиком в Apple и на тот момент на время вернулся в родной город из Калифорнии. На встрече именно он первым оценил предложение о создании IT-комьюнити и много говорил о важности коммуникаций и построении «горизонтальных связей» в профессии.

Илья Валкин также вспоминает, что в те годы многие из их сферы ощущали нехватку площадок для нетворкинга. «В начале 2000-х годов в Ульяновске сформировалось несколько достаточно крупных IT-компаний, но коммуникации между ними практически не было. А мы считали, что специалистам важно общаться. Так и решили собрать друзей-айтишников и поехать с палатками на берег Волги», — рассказывает Илья Валкин.
Бюджет на мероприятие выделила компания Булаева и Недерева. Организацию поручили Илье Валкину. Предприниматели закупили еду и алкоголь и арендовали на три дня турбазу «Симбирская гавань» — тогда это стоило около 200 тыс. руб.
Поскольку денег на приглашенных спикеров не было, появился формат баркемпов, который вскоре стал одной из фишек корпоратива: желающие писали свое имя на прибитых к деревьям досках и после читали доклад на импровизированной сцене. Об идее объявили заранее, чтобы у спикеров было время подготовиться.
Тогда на корпоратив собрались 115 человек. Многие не были знакомы между собой, но формат мероприятия понравился, поэтому Сергей захотел повторить затею в следующем году. «Мероприятие стало таким маленьким кусочком Кремниевой долины, но на берегу Волги», — говорит Александр Щербина.
Вскоре друзья решили преобразовать формат мероприятия в фестиваль. Идею с палатками решили оставить, поэтому концептуально получился лагерь, или кэмп, для айтишников. Добавили Ульяновск — и получилась емкая аббревиатура ULCAMP.

К организации и спонсированию присоединились компании ITECH Александра Щербины и X-Cart Руслана Фазлыева. Перед организаторами стояла масштабная задача: сделать коммерческое мероприятие, которое в несколько раз превзойдет любительский корпоратив. Все равноценно финансировали начинание, а Илья Валкин снова взял на себя операционные задачи: работу с бюджетом, координацию команды и поиск подрядчиков.
В 2024-м году число партнеров в оргкомитете увеличилось. Добавились Рамиль Зайнеев, Евгений Чернов, Виталий Романов.
Валкин вспоминает, что наличие нескольких организаторов стало большим плюсом, потому что каждый выделил своих людей: «Часть своего рабочего времени, за которое заплатила компания, сотрудник занимался фестивалем. А нам это позволяло выбрать между несколькими специалистами хорошего уровня».
Организаторы хотели, чтобы событие выглядело масштабно, — это было необходимо, чтобы отойти от формата корпоратива. Так, решили поставить сцену. Днем на ней читали доклады спикеры, а ночью — играли диджеи и музыканты.
Полюбившийся многим с первого ULCAMP формат баркемпов никуда не делся. Для него сделали четыре дополнительные площадки, каждая отводилась под определенную тематику: мобильная разработка, технологии программирования, менеджмент и проектное управление.


В этот раз появился бюджет и на приглашенных спикеров. В 2012 году с докладами на ULCAMP приехали создатель MySQL Ульф Майкл Видениус и миллиардер Сергей Белоусов — основатель компаний Parallels и Acronis, а также инвестиционного фонда Runa Capital. С ними предприниматели были знакомы лично.
В разные годы на ULCAMP выступали с докладами известные специалисты: бывший директор по продукту PayPal Сидхарт Нагараджан, который тогда работал в компании Фазлыева, операционный директор компании-разработчика мобильных и веб-приложений Echo Филипп Кайрю, генеральный директор «Нетологии» Максим Спиридонов.
В 2012 году фестиваль посетил губернатор области — его пригласил Александр Щербина. А в 2014 году на ULCAMP приехали партнеры-инвесторы из Adventure Fund, которые годом ранее вложились в Delivery Club. Сотрудники фонда заключили сделку прямо на сцене.
«Те люди, которые обычно ходят в галстуках, к которым не запишешься на прием, здесь просто гуляют по пляжу в шортах. У нас даже губернатор приезжает в джинсах, а это большая редкость», — рассказывает Александр Щербина.
Первые несколько лет питание поставлял кейтеринг: такой подход позволял сэкономить. В меню были преимущественно сосиски и шашлыки, за которыми всегда стояла очередь.

В 2016 году, вспоминает Щербина, пришлось переосмыслить концепцию: «Первое время нам почему-то казалось, что это должно быть дешево. Но уже тогда — в середине 2010-х — айтишники были богатые ребята. И мы поняли, что можно продать идею местным рестораторам, — пришли к ним и сказали, что у нас полно хороших клиентов. Так мы дали ресторанам площадку и аудиторию в 1,5 тыс. человек, а они решили нам проблему с питанием».
Одним из таких рестораторов был Дмитрий Акулин. Именно он предложил креативно организовать пространство и построить в лесу из деревянных поддонов имитрованные бунгало и резные домики с забавными вывесками.
В 2015 году предприниматели запустили новое мероприятие — спартакиаду. Появилась турнирная таблица, а сами соревнования проходили на протяжении трех дней. Участники играли в мини-футбол, волейбол, стреляли из лука.
Модернизировали и транспорт, который помогал добраться до фестиваля. Теперь в первый день всех забирали на теплоходе, который встречал гостей в ульяновском порту.

В 2017 году, когда число гостей приблизилось к двум тысячам, ULCAMP пришлось искать более вместительную площадку. Выбор пал на базу отдыха «Славянское подворье», тоже на Волге, — это было главным требованием, так как «река стала частью ДНК фестиваля», говорят организаторы.
Сначала ULCAMP проводился без перерывов: у фестиваля ежегодно увеличивался бюджет и росло количество участников, становилось больше партнеров. Так, в 2019 году Skillbox собрали на пляже летний кинотеатр, веб-интегратор Simtech предоставил яхту и лазертаг, а компания по организации дистанционного обучения ImageSpark организовала викторину для программистов.
А потом начались тяжелые времена. В 2020 и 2021 году из-за ковидных ограничений фестиваль пришлось перенести. В 2022 году ULCAMP и вовсе оказался на грани закрытия: Сергей Булаев и Руслан Фазлыев покинули Россию, а их компании вышли из состава спонсоров.
Александр Щербина, оставшийся в России, решил возродить фестиваль. «После событий 2022 года я считал, что людям, как никогда, нужно общаться и делиться опытом».
С этой идеей он пошел к Илье Валкину, предложив тому профинансировать фестиваль из бюджетов их компаний (ZeBrains и ITECH — Щербины и UlskIT — Валкина). Несмотря на любовь к проекту, Илья счел, что риски слишком высоки: фестиваль не проводился уже несколько лет. Но Александр был очень настойчив и ему удалось убедить друга.
Организация фестиваля началась поздно — всего за четыре месяца до запланированной даты начала. Сайт запустился и вовсе всего за два месяца. Раньше подготовка стартовала за полгода, поэтому теперь работа велась в условиях сжатых сроков.

Четыре года назад — в докризисном 2019 году — на ULCAMP собралось 3,5 тыс. человек, но в 2023-м стало понятно, что этот рекорд не побить, — о фестивале уже успели забыть. «Мы решили, что если хотя бы 1 тыс. человек соберем, это уже будет победа», — вспоминает Щербина.
Однако из-за отсутствия конкуренции быстро нашлись спонсоры, ими стали «Ростелеком» и «Альфа Банк». В итоге, несмотря на скромные ожидания и сжатые сроки, на ULCAMP’23 приехало 1,5 тыс. человек.
При этом фестиваль все равно не покрыл расходы, хотя цены на билет росли ежегодно на 25% в среднем.
В большинстве лет, по словам организаторов, удавалось выходить примерно в ноль. Иногда — в небольшую прибыль (100–200 тыс. руб.), иногда — в небольшой минус. «Мы ежегодно стремимся к тому, чтобы фестиваль был прибыльным, но не стремимся делать это, что называется, любыми средствами», — говорит Илья.


Маржинальность не превышает 5%. Почти вся прибыль идет на подготовку следующего фестиваля. Например, в 2024 году из 21 млн выручки 20 млн составили расходы. Прибыль — 1 млн, из которой выплачивалась зарплата.
Расходная часть с увеличением масштабов тоже растет: приходится усиливать лайнап спикеров и артистов, а еще вкладываться в очистку берега, организацию и обустройство санитарной зоны: душевые, стационарные туалеты, постоянный доступ к бытовой воде.
«Раньше все приходилось завозить: воду — в цистернах, оборудование — временное. Теперь мы используем стационарные емкости и инфраструктуру, которая остается на месте. Это сильно повысило уровень комфорта и упростило подготовку», — говорит Илья.
В 2024 году бюджет ULCAMP’24 составил более 20 млн руб. — в два с половиной раза больше, чем в прошлом. На эти деньги поставили три сцены и четыре зоны для баркемпов, позвали около 63 эксперта из различных сфер IT, организовали спортивный фестиваль по семи дисциплинам и катание на сапах. В этом году бюджет вырос до 26 млн. И все же на большой доход организаторы на рассчитывают: «С самого начала и до сих пор ULCAMP — некоммерческий проект, дело по любви».