Кремниевая долина на Волге и губернатор в джинсах: как айтишники из Ульяновска создали фестиваль с бюджетом 26 млн рублей

Разобраться • 18 июля 2025

Кремниевая долина на Волге и губернатор в джинсах: как айтишники из Ульяновска создали фестиваль с бюджетом 26 млн рублей

Кремниевая долина на Волге и губернатор в джинсах: как айтишники из Ульяновска создали фестиваль с бюджетом 26 млн рублей

Текст: Елизавета Пикулицкая

Фото: предоставлено пресс-службой ULCAMP


Пляжный ИТ-фестиваль ULCAMP (в этом году — 18–20 июля) появился по инициативе предпринимателей из Ульяновска. В 2011 году группа друзей-бизнесменов организовала корпоратив для нескольких компаний с палатками на берегу Волги. Затею договорились повторить в следующем году. Вскоре событие разрослось в ежегодный фестиваль, ставший точкой притяжения для айтишников со всей России. За 14 лет бюджет вырос в 130 раз — с 200 тыс. до 26 млн руб., но организаторы по-прежнему считают главным не прибыль, а возможность собрать комьюнити, где серьезные люди ходят в шортах, а сделки заключают прямо на сцене.

Пляжный ИТ-фестиваль ULCAMP (в этом году — 18–20 июля) появился по инициативе предпринимателей из Ульяновска. В 2011 году группа друзей-бизнесменов организовала корпоратив для нескольких компаний с палатками на берегу Волги. Затею договорились повторить в следующем году. Вскоре событие разрослось в ежегодный фестиваль, ставший точкой притяжения для айтишников со всей России. За 14 лет бюджет вырос в 130 раз — с 200 тыс. до 26 млн руб., но организаторы по-прежнему считают главным не прибыль, а возможность собрать комьюнити, где серьезные люди ходят в шортах, а сделки заключают прямо на сцене.


ULCAMP в цифрах:

Гости

2011 год около 100;

2012 год 900;

2019 год 3,5 тыс.;

2024 год 3 тыс.

В 2025 году ожидается до 5 тыс. человек.

Бюджет

Первый фестиваль несколько сотен тыс. руб.;

2019 год — 6,7 млн руб.;

2023 год  — 8,2 млн руб.;

2024 год 20 млн руб.; 2025 (текущий) : 26 млн руб.

Билеты

Начинали с 1,5 тыс. руб.

В 2019 году — 3,5–4 тыс. руб.

В 2023 — 5 тыс. руб.

В 2024 — 6–6,5 тыс. руб.

В 2025 — 7,5 тыс. руб.

Источник: данные компании



ULCAMP в цифрах

Источник: данные компании


Гости

2011 год около 100;

2012 год 900;

2019 год 3,5 тыс.;

2024 год 3 тыс.

В 2025 году ожидается до 5 тыс. человек.


Бюджет

Первый фестиваль несколько сотен тыс. руб.;

2019 год — 6,7 млн руб.;

2023 год  — 8,2 млн руб.;

2024 год 20 млн руб.;

2025 (текущий)  26 млн руб.


Билеты

Начинали с 1,5 тыс. руб.

В 2019 году — 3,5–4 тыс. руб.

В 2023 — 5 тыс. руб.

В 2024 — 6–6,5 тыс. руб.

В 2025 — 7,5 тыс. руб.

Создать комьюнити

С идеей провести дружеский корпоратив изначально выступили ульяновские предприниматели Сергей Булаев и Олег Недерев — владельцы компании «ООО Эквит», которая занималась разработкой и поддержкой приложения «Купи батон!». Они пригласили своих близких друзей: основателя веб-интегратора ITECH Александра Щербину, создателя приложения Ecwid Руслана Фазлыева.

К ним также присоединились исполнительный директор «Купи батон!» Илья Валкин и его двоюродный брат Лев Валкин — он работал разработчиком в Apple и на тот момент на время вернулся в родной город из Калифорнии. На встрече именно он первым оценил предложение о создании IT-комьюнити и много говорил о важности коммуникаций и построении «горизонтальных связей» в профессии.

Илья Валкин также вспоминает, что в те годы многие из их сферы ощущали нехватку площадок для нетворкинга. «В начале 2000-х годов в Ульяновске сформировалось несколько достаточно крупных IT-компаний, но коммуникации между ними практически не было. А мы считали, что специалистам важно общаться. Так и решили собрать друзей-айтишников и поехать с палатками на берег Волги», — рассказывает Илья Валкин.

Только для своих

Бюджет на мероприятие выделила компания Булаева и Недерева. Организацию поручили Илье Валкину. Предприниматели закупили еду и алкоголь и арендовали на три дня турбазу «Симбирская гавань» — тогда это стоило около 200 тыс. руб.

Поскольку денег на приглашенных спикеров не было, появился формат баркемпов, который вскоре стал одной из фишек корпоратива: желающие писали свое имя на прибитых к деревьям досках и после читали доклад на импровизированной сцене. Об идее объявили заранее, чтобы у спикеров было время подготовиться.

Тогда на корпоратив собрались 115 человек. Многие не были знакомы между собой, но формат мероприятия понравился, поэтому Сергей захотел повторить затею в следующем году. «Мероприятие стало таким маленьким кусочком Кремниевой долины, но на берегу Волги», говорит Александр Щербина.

Из корпоратива в фестиваль

Вскоре друзья решили преобразовать формат мероприятия в фестиваль. Идею с палатками решили оставить, поэтому концептуально получился лагерь, или кэмп, для айтишников. Добавили Ульяновск и получилась емкая аббревиатура ULCAMP.

К организации и спонсированию присоединились компании ITECH Александра Щербины и X-Cart Руслана Фазлыева. Перед организаторами стояла масштабная задача: сделать коммерческое мероприятие, которое в несколько раз превзойдет любительский корпоратив. Все равноценно финансировали начинание, а Илья Валкин снова взял на себя операционные задачи: работу с бюджетом, координацию команды и поиск подрядчиков.

В 2024-м году число партнеров в оргкомитете увеличилось. Добавились Рамиль Зайнеев, Евгений Чернов, Виталий Романов.

Валкин вспоминает, что наличие нескольких организаторов стало большим плюсом, потому что каждый выделил своих людей: «Часть своего рабочего времени, за которое заплатила компания, сотрудник занимался фестивалем. А нам это позволяло выбрать между несколькими специалистами хорошего уровня».

Идеи и эмоции

Организаторы хотели, чтобы событие выглядело масштабно, — это было необходимо, чтобы отойти от формата корпоратива. Так, решили поставить сцену. Днем на ней читали доклады спикеры, а ночью — играли диджеи и музыканты.

Полюбившийся многим с первого ULCAMP формат баркемпов никуда не делся. Для него сделали четыре дополнительные площадки, каждая отводилась под определенную тематику: мобильная разработка, технологии программирования, менеджмент и проектное управление.

В этот раз появился бюджет и на приглашенных спикеров. В 2012 году с докладами на ULCAMP приехали создатель MySQL Ульф Майкл Видениус и миллиардер Сергей Белоусов — основатель компаний Parallels и Acronis, а также инвестиционного фонда Runa Capital. С ними предприниматели были знакомы лично. 

Дорогие гости

В разные годы на ULCAMP выступали с докладами известные специалисты: бывший директор по продукту PayPal Сидхарт Нагараджан, который тогда работал в компании Фазлыева, операционный директор компании-разработчика мобильных и веб-приложений Echo Филипп Кайрю, генеральный директор «Нетологии» Максим Спиридонов.

В 2012 году фестиваль посетил губернатор области — его пригласил Александр Щербина. А в 2014 году на ULCAMP приехали партнеры-инвесторы из Adventure Fund, которые годом ранее вложились в Delivery Club. Сотрудники фонда заключили сделку прямо на сцене.

«Те люди, которые обычно ходят в галстуках, к которым не запишешься на прием, здесь просто гуляют по пляжу в шортах. У нас даже губернатор приезжает в джинсах, а это большая редкость», — рассказывает Александр Щербина.

Накормить айтишника

Первые несколько лет питание поставлял кейтеринг: такой подход позволял сэкономить. В меню были преимущественно сосиски и шашлыки, за которыми всегда стояла очередь.

В 2016 году, вспоминает Щербина, пришлось переосмыслить концепцию: «Первое время нам почему-то казалось, что это должно быть дешево. Но уже тогда — в середине 2010-х — айтишники были богатые ребята. И мы поняли, что можно продать идею местным рестораторам, — пришли к ним и сказали, что у нас полно хороших клиентов. Так мы дали ресторанам площадку и аудиторию в 1,5 тыс. человек, а они решили нам проблему с питанием».

Одним из таких рестораторов был Дмитрий Акулин. Именно он предложил креативно организовать пространство и построить в лесу из деревянных поддонов имитрованные бунгало и резные домики с забавными вывесками.

Быстрее, выше, сильнее

В 2015 году предприниматели запустили новое мероприятие — спартакиаду. Появилась турнирная таблица, а сами соревнования проходили на протяжении трех дней. Участники играли в мини-футбол, волейбол, стреляли из лука.

Модернизировали и транспорт, который помогал добраться до фестиваля. Теперь в первый день всех забирали на теплоходе, который встречал гостей в ульяновском порту. 

В 2017 году, когда число гостей приблизилось к двум тысячам, ULCAMP пришлось искать более вместительную площадку. Выбор пал на базу отдыха «Славянское подворье», тоже на Волге, это было главным требованием, так как «река стала частью ДНК фестиваля», говорят организаторы.

Сначала ULCAMP проводился без перерывов: у фестиваля ежегодно увеличивался бюджет и росло количество участников, становилось больше партнеров. Так, в 2019 году Skillbox собрали на пляже летний кинотеатр, веб-интегратор Simtech предоставил яхту и лазертаг, а компания по организации дистанционного обучения ImageSpark организовала викторину для программистов.

А потом начались тяжелые времена. В 2020 и 2021 году из-за ковидных ограничений фестиваль пришлось перенести. В 2022 году ULCAMP и вовсе оказался на грани закрытия: Сергей Булаев и Руслан Фазлыев покинули Россию, а их компании вышли из состава спонсоров.

Снова начали сначала

Александр Щербина, оставшийся в России, решил возродить фестиваль. «После событий 2022 года я считал, что людям, как никогда, нужно общаться и делиться опытом».

С этой идеей он пошел к Илье Валкину, предложив тому профинансировать фестиваль из бюджетов их компаний (ZeBrains и ITECH — Щербины и UlskIT — Валкина). Несмотря на любовь к проекту, Илья счел, что риски слишком высоки: фестиваль не проводился уже несколько лет. Но Александр был очень настойчив и ему удалось убедить друга.

Организация фестиваля началась поздно — всего за четыре месяца до запланированной даты начала. Сайт запустился и вовсе всего за два месяца. Раньше подготовка стартовала за полгода, поэтому теперь работа велась в условиях сжатых сроков.

Четыре года назад — в докризисном 2019 году — на ULCAMP собралось 3,5 тыс. человек, но в 2023-м стало понятно, что этот рекорд не побить, — о фестивале уже успели забыть. «Мы решили, что если хотя бы 1 тыс. человек соберем, это уже будет победа», — вспоминает Щербина.

Однако из-за отсутствия конкуренции быстро нашлись спонсоры, ими стали «Ростелеком» и «Альфа Банк». В итоге, несмотря на скромные ожидания и сжатые сроки, на ULCAMP’23 приехало 1,5 тыс. человек.

При этом фестиваль все равно не покрыл расходы, хотя цены на билет росли ежегодно на 25% в среднем.

Экономика фестиваля

В большинстве лет, по словам организаторов, удавалось выходить примерно в ноль. Иногда — в небольшую прибыль (100–200 тыс. руб.), иногда — в небольшой минус. «Мы ежегодно стремимся к тому, чтобы фестиваль был прибыльным, но не стремимся делать это, что называется, любыми средствами», — говорит Илья.

Статьи расходов

  • Оформление площадки (шатры, застройка, аренда мебели и пр.) — 24%.
  • Развлечения (в т. ч. гонорары артистов) — 15%.
  • Зарплаты — 15%.
  • Аренда площадки — 12%.
  • Техобеспечение площадки — 7%.
  • Продвижение — 6%.
  • Организация санзоны — 3%.
  • Транспорт — 3%.
  • Оформление площадки (брендинг) — 3%.
  • Допрасходы — 5%.
  • Накладные расходы — 7%.

Доходы:

  • Спонсорские пакеты — 58%.
  • Билеты — 27%.
  • Услуги участникам (аренда домов + аренда палаток) — 7%.
  • Мерч — 1%.

Маржинальность не превышает 5%. Почти вся прибыль идет на подготовку следующего фестиваля. Например, в 2024 году из 21 млн выручки 20 млн составили расходы. Прибыль — 1 млн, из которой выплачивалась зарплата.

Расходная часть с увеличением масштабов тоже растет: приходится усиливать лайнап спикеров и артистов, а еще вкладываться в очистку берега, организацию и обустройство санитарной зоны: душевые, стационарные туалеты, постоянный доступ к бытовой воде.

«Раньше все приходилось завозить: воду — в цистернах, оборудование — временное. Теперь мы используем стационарные емкости и инфраструктуру, которая остается на месте. Это сильно повысило уровень комфорта и упростило подготовку», — говорит Илья.

В 2024 году бюджет ULCAMP’24 составил более 20 млн руб. — в два с половиной раза больше, чем в прошлом. На эти деньги поставили три сцены и четыре зоны для баркемпов, позвали около 63 эксперта из различных сфер IT, организовали спортивный фестиваль по семи дисциплинам и катание на сапах. В этом году бюджет вырос до 26 млн. И все же на большой доход организаторы на рассчитывают: «С самого начала и до сих пор ULCAMP — некоммерческий проект, дело по любви».