• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Умны и опасны: куда движется рынок голосовых помощников и как на нем заработать

Умны и опасны: куда движется рынок голосовых помощников и как на нем заработать
Фото: Andrew Burton/Getty Images

«Умные» колонки и другие устройства с технологией разговорного искусственного интеллекта (Conversational AI) покоряют мир. По итогам этого года во всем мире продадут около 98 млн таких девайсов, а в 2019-м этот показатель вырастет до 164 млн (по прогнозу Deloitte). О том, какие идеи могут «полететь» на рынке голосовых помощников и станут ли «говорящие» колонки хабами для устройств «умного» дома (или победит их развлекательная функция), спорили на конференции Conversations’18. Inc. публикует самые интересные выводы из этой дискуссии.


Лидерам расслабляться рано


На рынке «умных» устройств разворачивается драматическая борьба. Поначалу казалось, что лидерство Amazon Echo в США неоспоримо (все-таки они первопроходцы), но затем Google выпустил свою колонку и всего год спустя вырвался вперед по объемам продаж с Google Home. Правда, судя по последним данным Canalys, по итогам 3 квартала 2018 года Amazon снова у руля и удерживает 31,9% мирового рынка (Google отстает незначительно — у них 29,8%, у Alibaba и Xiaomi — 11,1% и 9,7% соответственно). В общем, ситуация постоянно меняется. Сейчас Amazon набирает команды лингвистов во всех европейских странах, чтобы локализовать ассистента Echo и запустить продажи своих «умных» устройств в Европе. Пока в Россию они не собираются, но зато к нам приходят китайские компании.


В России безусловный лидер — «Яндекс», и вряд ли в ближайшее время это изменится. Хотя не стоит забывать, что у нашего рынка много особенностей, — например, он сильно подвержен влиянию азиатских игроков.


Если говорить о смартфонах, то у Xiaomi (помимо Китая) — самые сильные позиции в России и в Индии, Huawei и Samsung — тоже одни из наших лидеров. И можно не сомневаться: они очень скоро придут на рынок «умных» устройств. Многие российские компании тоже планируют запуск собственных ассистентов. И, конечно же, не забываем про Google. Никто точно не знает, но вполне вероятно, что активную экспансию начнет и Apple. Так что трудно предсказать, что произойдет на очень молодом в этом отношении европейском рынке (и уж тем более — на российском). Но очевидно, что лидерам расслабляться рано.

По опыту с «Алисой» пользователи знают: голосовой помощник может говорить с тобой, понимать и отвечать впопад. Теперь нам нужно решить, как мы будем в этом направлении развиваться. Мы надеемся, что на рынке всегда будет место для 2-3 игроков. И у Mail.ru есть все возможности, чтобы придумать продукт, выпустить его и занять определенную долю рынка.

Но нужна очень сильная технологическая база, чтобы выйти на этот рынок. Потому что «умные» устройства — это не «умный» металл, а «умные» технологии. Кроме того, особенность нашего рынка — русский язык. Так что в первую очередь внимание бизнеса и аудитории будет обращено к сильным игрокам, которые имеют серьезные технологические и дистрибутивные возможности.


Не обязательно изобретать велосипед


Стартапы (особенно в области гаджетов, железных платформ) будут появляться все чаще и чаще. Они будут инкорпорировать в себя технологии, которые большие IT-компании развивают и для них в том числе.

Традиционно для российских компаний производство устройств — это нечто очень сложное: мало команд, которые умеют делать свои гаджеты. В Китае, наоборот, производителей устройств много и компании стараются от этого уйти, а в России реального опыта в этой сфере не хватает. Для стартапов здесь высокий порог вхождения — нужно понять, как проектировать устройства, как работать с китайскими фабриками, какие компоненты есть на рынке.


Мы же подразумеваем под рынком не только распознавание речи. На самом деле рынок гораздо шире. Google и Amazon сегодня вкладывают огромные средства в монетизацию этих продуктов.


В мае Amazon запустил Echo Kids Edition — компания уходит в нишу для детей и начинает коммерциализировать эту историю. А Google анонсировал программу поддержки стартапов по взаимодействию с «умным» домом. Речь не только об устройстве, которое слышит, важны еще и паттерны поведения. И это как раз преимущество Mail.ru и «Яндекса»: в отличие от любых западных игроков, они знают своих пользователей. А в России паттерны поведения совсем не такие, как в США, Англии или Германии.

Технологии сегодня доступны, и сейчас гораздо быстрее можно сделать вещи, на которые раньше уходило несколько лет. Из этих кубиков, технологий, которые развиваются сами по себе, стартап сможет создать продукт, который по количеству пользователей обгонит все крупные компании. Какой он — идеальный голосовой помощник, компаньон и ассистент? Место для экспериментов и поиска по-прежнему есть.


Оторвать людей от экрана и зарабатывать на разговорном AI


Самая простая и наглядная аналогия с рынками, на которых формировались похожие экосистемы, — это эппсторы. Фактически в сегменте разговорного AI сейчас почти полностью отсутствует инфраструктура. Ключевые компании — «Яндекс», Google, Amazon — активно работают над понятием app discovery: чтобы экосистема была прозрачной, навыки легко находились и обращаться к ним было удобно. Но эта задача — не только для Amazon или «Яндекс», но и для тех компаний, которые будут создавать экосистему для трафика, рекламы, кросс-обмена аудиторий между скиллами. Это большая и совершенно новая задача.


Есть перспективы в области IoT. Например, с появлением 5G-сетей будет развиваться направление «умных» городов — это различные сценарии, связанные с общественным транспортом и инфосистемами города.


Остановка подскажет, когда будет следующий автобус до Эрмитажа. Сейчас только-только зарождается интерес к этой области. Лас-Вегас, например, уже начинает имплементацию точечных решений, в том числе для туристов.

В любом случае голосовой ассистент должен упрощать жизнь человека. Безусловно, сейчас есть приложения, позволяющие узнать расписание транспорта. Но вы тратите время, чтобы получить эту информацию: нужно включить приложение и посмотреть, как двигаются автобусы. «Умный» ассистент сокращает время достижения вашей цели — ради этого люди будут их использовать, выработается привычка. И это самое важное — чтобы станция или любое другое «умное» устройство было не только игрушкой.


Взрослые игрушки


Люди испытывают опасения по поводу «умных» устройств и голосовых ассистентов — относительно сохранности своих личных данных. В США семьи отключают голосовых помощников, когда в доме дети. Родители опасаются, что разговор с ребенком будет передан куда-то, они боятся ювенальной юстиции — там действительно можно лишиться родительских прав за подзатыльник.


Поэтому важным моментом становится верификация контента для пользователей и обеспечение уровня его качества. Детский голос отличить от взрослого не составляет большого труда, и с развитием технологий ассистенты будут по голосу определять примерный возраст собеседника и блокировать определенные сервисы, запускать другой уровень доступа.


И это тоже огромное поле для стартапов. Родители хотят получить устройство, которое сразу работало бы корректно и которое они спокойно дадут ребенку.

В Яндекс.Диалогах есть метка 18+, и компания просит разработчиков указывать, есть ли у их навыка ограничение по возрасту. Модераторы проверяют, чтобы контент соответствовал содержанию. Детские часы подразумевают детский контент, и будет странно, если там появится навык знакомств, который пользуется популярностью у взрослых. Модераторы сервиса пользуются скриптом, есть методики, которые позволяют проверять очень многое и довольно жестко.


Жесткий самоконтроль


Законодательная база, скорее всего, будет развиваться вместе с рынком. Основа под базу для распространения «умных» устройств в целом есть — иначе не вышли бы Яндекс.Станция и другие девайсы. Микрофоны есть и у вас в телефоне — законодатели об этом знают, но каких-то сверхусилий по контролю не прилагают. Рынок еще формируется, но сюрпризов не предвидится. Но здесь должен быть — и есть! — довольно жесткий самоконтроль самих игроков.

В дискуссии участвовали: Анна Вьюгина, руководитель направления разговорного AI умных устройств, Just AI, Елена Першина, маркетолог b2b-сервисов «Поиска Яндекса», «Яндекс» Вера Козырь, CEO, NotAnotherOne Алексей Кривенков, руководитель продуктов, Mail.Ru, Кирилл Петров, управляющий директор, Just AI, Андрей Тесленко, основатель и управляющий директор, Mishka AI.