Разобраться • 21 апреля 2022

Почему «Дядя Ваня» поступил плохо

и как работает регистрация товарного знака

Почему «Дядя Ваня» поступил плохо и как работает регистрация товарного знака

Текст: Юлия Арнаутова

Фото: Stephanie Keith/Getty Images


Пока зарубежные компании уходят из России, некоторые отечественные предприниматели решили воспользоваться ситуацией и зарегистрировать товарные знаки, похожие на айдентику западных брендов. Роман Горбачев, основатель брендингового агентства «Логомашина», рассказывает, почему российским владельцам бизнеса не удастся зарегистрировать обозначения, слишком похожие на иностранные бренды.

Что такое товарный знак

Товарный знак — это уникальное обозначение вашей компании, которое принадлежит только вам. В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только логотип, но и слоган, название компании и даже фирменную мелодию.

Регистрация товарного знака не обязательна: некоторые предприниматели отказываются от нее, чтобы сэкономить деньги и время при открытии бизнеса. Но если вы планируете масштабировать свой бизнес, товарный знак может стать гарантом защиты вашей компании.

Например, вы открыли салон красоты «Апрель», наработали большую клиентскую базу и неплохую репутацию, а потом узнаете, что недобросовестный предприниматель решил открыть свой салон красоты под таким же названием. Его мотивы понятны — у бренда «Апрель» уже есть лояльные клиенты и известность, можно сэкономить на рекламе. Однако, если вы зарегистрировали название «Апрель» как товарный знак, вы можете обратиться в Роспотребнадзор: тогда предпринимателю придется выплатить вам до 200 тыс. руб. в качестве штрафа и компенсацию — от 10 тыс. до 5 млн руб.

Есть и другие случаи, когда товарный знак защищает своего правообладателя. Так, в 2018 году Мегафон разместил на своем сайте изображение «Ждуна», который оказался зарегистрированным товарным знаком. За это суд постановил взыскать с мобильного оператора 8,6 млн руб.

Предприниматели могут пойти другим путем и попытаться открыть свою сеть под именем иностранного бренда, не отправляя заявку в Роспатент. Однако и в этом случае они столкнутся со сложностями.

Несмотря на то что некоторые зарубежные компании и приостановили свою работу на рынке России, их товарные знаки все еще действуют и защищены законом.

Товарный знак перестает действовать только в трех случаях.

  1. Компания сама отказалась от знака.
  2. Срок действия регистрации истек, и его не продлили.
  3. Регистрацию отменили по решению Роспатента или суда.

Уход компании из России не является причиной для прекращения охраны ее товарного знака, поэтому его использование другими предпринимателями будет преследоваться по закону.

Как компании используют товарные знаки ушедших из России брендов

Недавно в сети появились новости о предпринимателях, которые пытались зарегистрировать товарные знаки, слишком напоминающие компании, ушедшие с рынка России.

В марте компания «Русское поле — Логистик» подала заявку на регистрацию товарного знака сети ресторанов быстрого питания «Дядя Ваня». В логотипе бренда прослеживается явное сходство с фирменным знаком Макдоналдса — идентичные фирменные цвета и все та же буква М, но в другом положении.

История спровоцировала много споров в сети: некоторые люди убеждены, что такая айдентика может ввести покупателей в заблуждение, а «Дядя Ваня» занимается «паразитическим» маркетингом и пытается присвоить себе известность другой компании.

В итоге компания «Русское поле — Логистик» отозвала заявку, но получила больше 30 тыс. упоминаний в СМИ. Это может сыграть на руку компании: теперь любые новые проекты от создателей «Дяди Вани» не останутся без внимания медиа.

Еще один пример неоднозначной заявки на регистрацию товарного знака — мебельный магазин «Идея». Графические элементы логотипа, фирменные цвета и шрифт — все напоминает айдентику международной сети магазинов IKEA. Такой патент вряд ли удастся зарегистрировать, и дело не только в схожих фирменных цветах и дизайне логотипа, но и в самом названии.

По звучанию название «Идея» очень похоже на IKEA — в разговорной речи магазин часто называют «Икея». Названия отличаются одной буквой, а этого недостаточно, чтобы показать оригинальность имени новой компании.

Регистрируя товарный знак, вы можете ограничить конкурентов в выборе некоторых слов для имени их компании. Например, если бы бренды Abibas или Nkie захотели зарегистрировать свои товарные знаки, у них бы ничего не вышло. Дело в том, что по звучанию эти названия до степени смешения похожи на имена уже существующих компаний — Adidas и Nike, — а значит, могут ввести в заблуждение покупателей.

Понятие «схожесть до степени смешения» во многом субъективно: оно опирается на ассоциации и общее впечатление от поданного на регистрацию товарного знака и регламентируется приказом Роспатента.

Как защитить свой товарный знак

Процесс регистрации товарного знака очень сложный и долгий: нужно собрать необходимые документы, оплатить пошлину и дождаться решения Роспатента. Обычно с момента подачи заявки до регистрации товарного знака проходит около года.

Шаг 1

Проверьте, не дублируют ли фирменные элементы вашей компании уже зарегистрированные бренды.

Вы можете скопировать чужой товарный знак не намеренно: даже самое оригинальное название или необычный логотип могут уже использоваться другой компанией. Перед подачей заявки в Роспатент обратитесь к юристам или найдите информацию в открытых базах товарных знаков, чтобы убедиться, что товарный знак свободен. Например, проверить уникальность названия вашей компании можно с помощью сервиса Линмарк.ру.

Шаг 2

Подготовьте необходимые документы для подачи заявки.

Вам потребуется:

  • ОГРН заявителя и юридический адрес;
  • обозначение, которое требуется зарегистрировать: это может быть, например, слово, изображение или музыка;
  • информация о товарах и видах деятельности, для которых вы планируете использовать обозначение;
  • простая письменная доверенность на патентного поверенного — юриста, помогающего вам с регистрацией товарного знака.

Шаг 3

Если вы собираетесь выходить на зарубежный рынок, зарегистрируйте свой товарный знак в других странах. Есть несколько вариантов, как это сделать.

  • Вы можете оформить заявку по Мадридской системе — она защитит ваш бренд сразу в 124 странах мира, в том числе во Франции, Китае и Турции.
  • Национальная заявка поможет зарегистрировать товарный знак в странах, которые не покрывает Мадридская система, например в ОАЭ, Саудовской Аравии и Гонконге.
  • Региональная заявка защитит ваш товарный знак в определенном регионе, например в Европейском союзе.

Шаг 4

Не забывайте вовремя продлевать регистрацию товарного знака.

Помните, что патент действует только 10 лет, затем действие товарного знака прекращается. Если вовремя не продлить право на патент, придется потратить несколько месяцев на его восстановление.

Вывод

Товарный знак — это не обязательный, но очень важный правовой инструмент, помогающий владельцам бизнеса защитить свой бренд и сохранить уникальность его фирменных элементов.

Сегодня, когда компании уходят из России, некоторые предприниматели пытаются зарегистрировать их товарные знаки. Все эти попытки не доходят до регистрации патента, так как уход компании с рынка не является основанием для прекращения действия ее товарного знака.

Если вы хотите зарегистрировать свой товарный знак, проверьте, не похожи ли его элементы на уже существующие бренды. Такая процедура поможет вам снизить вероятность получения отказа от Роспатента и оперативно пройти весь процесс регистрации товарного знака.