Разобраться • 18 ноября 2024

Управление смыслами: с какими вызовами сталкивается топ-менеджер сегодня

Управление смыслами: с какими вызовами сталкивается топ-менеджер сегодня

Текст: Дамир Хайров, директор корпоративных программ AntiMBA и сооснователь бизнес-школы «Университет Эволюции»

Фото: Braden Collum, Unsplash


Вследствие изменений внешнеполитической обстановки за последние три года традиционные подходы к управлению командами, с множеством согласований и бюрократией, устарели: они не позволяют компаниям быстро расти. За это время перед управленцами встали новые задачи, в их решении формируется портрет лидера быстрорастущей компании. С какими вызовами сталкивается топ-менеджмент сегодня и как их преодолеть, разобрался для Inc. директор корпоративных программ AntiMBA и сооснователь бизнес-школы «Университет Эволюции» Дамир Хайров.

В мире современного бизнеса необходимы не жесткие структуры и долгие процессы согласования, а гибкость, способность быстро реагировать на изменения, приспосабливаться к динамичным условиям. Профессиональный руководитель должен обладать острым чувством реальности, уметь видеть перспективы и быстро перестраиваться под новые требования. Важно не только управлять коллективом, но и вдохновлять его, создавая атмосферу доверительной работы и совместного достижения результатов. Современный лидер — это не только стратег, но и мотиватор, учитель и наставник, способный выстроить сильную и сплоченную команду, готовую к преодолению любых препятствий на пути к успеху.

Скорость принятия решений

Чтобы успеть справиться с внешними изменениями (последствиями политических событий 2022 года) и сохранить компанию на плаву, необходимо было оперативно принимать решения. Хотя организационная структура многих компаний не была к этому готова.

Выстроенные годами бизнес-процессы, включающие множество согласований и бюрократии, препятствовали адаптации бизнеса. В результате владельцам корпораций пришлось предоставить командам — от руководителей до сотрудников на местах — больше свободы в принятии решений.

Согласно исследованию консалтинговой компании «Экопси» на тему «Как частный бизнес пережил 2022–2023 гг.», вынужденная свобода и ослабление регламентов побуждали сотрудников брать на себя личную ответственность за результаты работы. Команды проявили творческую энергию и ускорили генерацию новых идей, что, в свою очередь, повышало уровень счастья сотрудников. Как следствие, компании смогли раскрыть предпринимательский потенциал бизнес-лидеров и вернуть драйв в работу команд.

Однако наряду с позитивными изменениями возникла новая проблема: при увеличении свободы действий многие менеджеры следовали собственным траекториям, создавая изолированные бизнес-процессы вокруг своих подразделений, чтобы обеспечить их выживание. Пришло осознание, что сегодня цель заработать деньги для акционеров теряет актуальность. Теперь перед руководителями встает важный вопрос: «Ради чего я работаю?»

Данная трансформация требует от лидеров не только гибкости в управлении, но и переосмысления своей деятельности.

Горизонт планирования

После начала «спецоперации» в 2022 году мир начал меняться настолько быстро, что топ-менеджеры стали осознавать: их долгосрочные планы могут и вовсе не реализоваться. Осознание факта, что работа ради целей акционеров больше не мотивирует, заставило их переосмыслить приоритеты. Теперь бизнес-лидеры стремятся уделять больше времени не материальным, а духовным аспектам жизни.

Исследование «Экопси» показывает, что руководители стали меньше гнаться за чем-то большим и больше ценить малое, отдавая приоритет личным потребностям и семье. Если раньше они работали 24/7 с целью посвятить себя детям и увлечениям после выхода на пенсию, то сейчас они понимают, что долгосрочные планы могут оказаться невыполнимыми. Поэтому они начинают жить здесь и сейчас, уделяя внимание здоровью, семье и личным целям.

Лидеры понимают, что больше не хотят много работать. Однако, чтобы меньше работать, необходимо тратить меньше времени на контроль. А если контроль ослабевает, системе нужны другие типы сотрудников — более автономные и сильные, которые могут объединять своих коллег вокруг больших целей и смыслов.

Поколение Z выросло

Сегодня поколение Z (родившиеся с 1997 по 2012 год) становится основной рабочей силой на рынке. В отличие от предыдущих поколений, зумеров сложно мотивировать с помощью «цифровых» показателей: конкуренция, KPI и премии интересуют их меньше, чем наличие у компании эволюционной цели. Это ставит перед топ-менеджерами задачу определить основные ценности компании.

С таким вызовом сталкиваются работодатели по всему миру. По данным CO2 Coaching, компании по коучингу для руководителей, миллениалы и поколение Z, которые в совокупности составляют почти половину рабочей силы в США, ожидают от компаний наличия цели, выходящей за рамки получения прибыли или увеличения акционерной стоимости. А согласно опросу McKinsey, 42% потребителей — миллениалов и представителей поколения Z указали, что наличие такой цели — главная причина смены брендов. Они отдают предпочтение компаниям, которые разделяют их ценности и заботятся о сотрудниках.

Примеры эволюционной цели:

  • «Организовать всю информацию в мире» (Google);
  • «Сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому» («ВкусВилл»);.
  • «Все скважины в мире построены и эксплуатируются бережно, с применением качественных и безопасных материалов» («Ойл Энерджи»);
  • «Поменять стиль менеджмента в России, чтобы работа стала синонимом творчества» («Университет Эволюции»).

Важно отметить, что наличие заявленных ценностей на сайте компании может привлечь представителей поколения Z. Однако это не гарантирует их удержания. Обозначенные на собеседовании смыслы должны находить подтверждение в бизнес-процессах. Специалисты не готовы работать в компании, которая не соответствует заявленным ценностям.

Потребность в новых вызовах

В прошлом году, после периода выживания, наступило затишье и топ-менеджеры компаний осознали, что им не хватает смыслов — новых вызовов, которые они могли бы преодолеть. А 2022 год, согласно исследованию «Экопси», многие руководители и их команды восприняли как интересный вызов, а не кризис. Это подчеркивает, что лидерство в современных реалиях не должно сводиться только к выполнению KPI или конкретных задач.

Сегодня перед бизнес-лидерами стоит задача найти новый смысл, который будет объединять и мотивировать как их самих, так и команды.

Современный лидер — это тот, кто управляет не системой или функциями, а смыслами. Мы находимся на этапе, когда традиционные методы управления теряют актуальность. В компаниях на ключевые должности стали назначать не тех, кто хорошо владеет операционной эффективностью, а тех, кто умеет применять менеджмент смыслов.

Топ-менеджеру сегодня необходимо предлагать нечто большее — долгосрочные смыслы и цели. Эти ценности должны быть частью эволюционного развития общества, а не находиться за горизонтами жизни. Только так можно действительно объединить автономных лидеров.