Рубрики
Редакция
editorial@incrussia.ruРеклама
advertising@incrussia.ruРубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
В условиях пандемии и введённых из-за неё ограничений многие компании перевели своих сотрудников на дистанционный режим работы. Но некоторым, чтобы спасти свой бизнес, всё же приходится идти на непопулярные меры — сокращения и увольнения. Рассказываем, как расстаться с сотрудником на расстоянии и не нарушить при этом закон.
Для начала вспомним, как правильно перевести сотрудника на дистанционный режим работы. Это можно сделать двумя способами:
Если вы планируете сохранить удалённый режим работы и после завершения пандемии — выбирайте второй способ. Но помните: чтобы перевести сотрудника на удалёнку, вам понадобится соглашение сторон (его обязательно нужно надлежащим образом оформить).
Тем, кто только собирается применить в своей компании гибкие формы занятости, помогут соответствующие рекомендации Минтруда. Ранее это же ведомство дало разъяснения по поводу недавно закончившихся «нерабочих дней с сохранением заработной платы» (согласно указу президента, они действовали по всей стране с 30 марта по 11 мая).
Минтруд указывает, что такие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным. А значит, если в этот период ваши сотрудники продолжали трудиться — их права вы не нарушили. Кстати, в указе мэра Москвы о введении режима повышенной готовности нерабочие дни тоже рассматриваются как отдельный режим в рамках трудового законодательства, позволяющий продолжать работу в дистанционном режиме.
В обычной ситуации расторгнуть трудовой договор можно следующими способами.
Во всех перечисленных выше случаях необходимо надлежащим образом оформить документы об увольнении. В последний день работы следует составить приказ и ознакомить с ним работника под роспись. Уволенному также нужно предоставить справку о сумме его заработка и направляемых в ПФР сведениях. После окончательного расчёта ему выдается трудовая книжка с записью о прекращении трудовых отношений.
Содержать большой коллектив, когда твоя компания фактически не работает и не приносит прибыль, по карману далеко не всем. Поэтому многие работодатели всё же вынуждены идти на сокращения или, по крайней мере, задумываются об этом.
В обычной ситуации увольнение предполагает много точек «физического пересечения» — с работником нужно подписать ряд документов, ознакомить его с ними под роспись и т. д. Но как быть, если попавший под сокращение уже переведен на удалённую работу, соблюдает режим самоизоляции и поэтому не может посетить ваш офис?
По информации Минтруда, расторжение трудового договора на расстоянии возможно, но только при условии соблюдения всех требований законодательства. Однако в скупом разъяснении ведомства нет ответа на главный вопрос: к каким альтернативам строгому регламенту можно прибегнуть, не нарушив при этом закон.
В практике судов выработан простой принцип: ключевым является уведомление работника об увольнении. Сделать это без нарушения требований законодательства можно различными способами: с помощью почтового отправления либо путем передачи бумаг через курьера. Отправка документов в электронном виде также возможна, но только как дополнительный и более быстрый способ обмена информацией. Бумажные экземпляры соглашения о расторжении, приказа об увольнении и иных необходимых документов всё равно следует физически передать работнику.
Соблюсти формальности не менее важно, чем этично расстаться с работником. Ведь в случае нарушения процедуры, суд может встать на сторону уволенного — и тогда вам придется восстановить его в должности и компенсировать период отстранения от работы как «вынужденный простой».
Отдельных нормативных актов, которые регламентировали бы порядок расторжения договора дистанционным способом в связи с COVID-19, не существует в природе. Это делает правоприменительную практику в случае возникновения спора непредсказуемой. Но важно понимать, что российские суды (особенно в сегодняшних политических и экономических реалиях) склонны, в первую очередь, защищать интересы работников.