Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России

Венчурный капиталист и визионер Леонард Броди — об эволюции мышления человека, технологиях будущего и новых вызовах для бизнеса

  • Екатерина Вайнберг автор Inc.

Леонард Броди  — cерийный предприниматель, венчурный капиталист и бизнес-визионер — дважды номинировался на премию Эмми за цифровые инновации. Он консультировал Associated Press, MTV Enterprises, Pepsi, Forbes, ООН и помог многим стартапам поднять миллионные инвестиции. С компанией Onvia.com Броди провел крупнейшее IPO в истории Канады. А основанный им стартап NowPublic был продан корпорации Anschutz Entertainment Group за $25 млн. Сейчас он инвестирует в два-три десятка стартапов в год и активно участвует в улучшении предпринимательского климата Канады. Броди приехал в Россию на Moscow Urban Forum и рассказал Inc., почему компании должны стать клиентскими центрами, создавать себе конкурентов и думать как медиа.


Об успехах и провалах

Предпринимательский климат в Канаде сейчас один из лучших в мире. В этой стране 3 ведущих стартап-экосистемы: Монреаль, Торонто и Ванкувер (два  последних вошли мировой топ-20 по версии Startup Ecosystem Report 2017). Канада — лидер в области искусственного интеллекта, а Google DeepMind недавно открыл в Эдмонтоне свой первый международный офис.

Канада дала миру Java, Slack, Vision, FameBit, Shopify. В любой цифровой и мобильной отрасли, а также в сфере deep learning канадские компании — в пятерке лидеров.

Из США сейчас многие по политическим причинам переезжают в Канаду, но талантливых специалистов все равно не хватает. Страна нуждается в тех, кто уже попробовал себя в роли предпринимателя, продал свои компании и готов передавать знания новому поколению. Десять лет назад с этим была настоящая проблема, и хотя сейчас стало получше, она будет актуальна еще лет десять.


На пути предпринимателя больше провалов, чем успехов. Поэтому в комьюнити нужны люди, пережившие крупные фэйлы, — другие смогут учиться на этом. Старая канадская пословица говорит: «Ты никогда не проигрываешь: ты либо учишься, либо побеждаешь».


Американцы раньше всех научились брать на себя риски и открыто обсуждать причины своих провалов. Это элемент их культуры. Тесно взаимодействуя с США, Канада переняла этот подход и изменила отношение общества к провалам. Многие успешные предприниматели возвращают свои знания в экосистему и работают с начинающими предпринимателями. Мы научились принимать и извлекать пользу из своих ошибок.

Об эволюции и инновациях

Мы наблюдаем новый этап эволюции человека и новые бизнес-возможности. Люди изменились минимум в 3-х аспектах: биологическом, психологическом, социологическом. В 1940 году средняя продолжительность жизни составляла 45 лет, а ребенок 2017 года рождения имеет шансы прожить 100-120 лет. И, значит, наши жизненные ожидания, видение и планирование жизненного процесса (образование, работа, выход на пенсию) тоже меняются. Как результат — большие экономические сдвиги и новые возможности в бизнесе.

Все говорят об инновациях, но не придают им особого значения. Меня это печалит — и подвигло на концепцию the Great Re:Write. Ее задача — изменить систему мышления людей. В первую очередь, мы должны «переписать себя», заново себя открыть. Всё начинается не с технологий — всё начинается с нас.


The Great Re:Write

Концепция Броди The Great Re:Write предполагает что в пост-инновационном периоде развития человечества происходят системные изменения. Технологические возможности накладываются на изменения, которые происходят с людьми. По мнению Броди, меняются одновременно все сферы жизни, образуя «идеальный шторм». Мы переписываем «операционную систему планеты» с нуля. Это касается всех институтов, начиная с семьи и религии и заканчивая государством и бизнесом.

Маша Берлинер/Inc.

Колоссальные изменения затрагивают сейчас все институты. Самое масштабное институциональное изменение в истории человечества — сочетание технологических и человеческих изменений. Если к технологическим изменениям не успевают адаптироваться семья, государство, бизнес, религия, образование, медицина, то они теряют эффективность.

Следующий прорыв должен случиться в госсекторе. Ключевые изменения затронут систему выборов и принятия государственных решений. Яркий пример — Мехико, где недавно власти провели краудсорсинг-кампанию для внесения поправок в Конституцию. Чем больше людей смогут влиять на принятие управленческих решений через понятную и прозрачную систему — тем эффективнее будет работать государство.

Мы можем сравнить настоящий момент с эпохой Ренессанса — идет «перезапуск» мышления и процессов во всех отраслях. Но — большая разница — сейчас есть интернет. Впервые в истории мы сами (а не через посредников-СМИ) управляем коммуникацией и делимся мнениями в широкой аудитории. Сейчас общество имеет большее влияние на принятие решений. Раньше был период закрытых институтов — теперь они открываются.


7 грядущих глобальных изменений (форсайт от Леонарда Броди):

1. Через 20-30 лет в городских агломерациях сконцентрируется больше власти, чем в самих государствах, — так уже было в феодальной Европе (например, Флоренция и Рим в Италии).


2. Существенно изменится городская среда: на дорогах будут ездить беспилотные автомобили, а наши дети забудут, что такое водительские права.


3. Средняя продолжительность жизни увеличится до 120-140 лет.


4. Завершится «разворот на Восток»: Китай и Индия станут самыми большими мировыми экономиками и обгонят США.


5. Изменится первая десятка списка Fortune 500: Apple и Netflix уступят место новым лидерам.


6. Многие страны поймут, что гораздо выгоднее платить своим гражданам универсальный базовый доход для стабильности в экономике.


7. Доллар США перестанет быть ключевой валютой, уступив место криптовалюте, — в ней мы будем хранить примерно 40% своих сбережений (остальные 60% — в валюте своей страны).

О теории параллелизма и «концепции 10%»

Одна из ключевых особенностей пост-инновационной эпохи — перевернувшаяся структура власти. Неважно, кто — президент, премьер-министр или глава компании — «наверху пирамиды». Теперь все они должны принимать во внимание мнение общества, а в бизнесе — потребителей. Если вы продаете зубную пасту, билет на самолет или что-то еще — вы должны быть максимально осведомлены о своем покупателе, должны ежедневно взаимодействовать с ним.

Дни, когда клиент часами ждал ответа службы поддержки по телефону, остались в прошлом. Вспомните авиакомпанию United Airlines, которая несколько месяцев назад высадила врача из самолета. Еще 3 года назад ее работники и не подумали бы разъяснять ситуацию. Сейчас компания вынуждена отчитываться перед всей общественностью — другого выбора нет. При этом на бизнес могут одинаково влиять как клиенты, так и те, кто ими не является.

Вы должны быть глубоко интегрированы с клиентом, работаете ли вы в B2B или в B2С. Любой бизнесмен и его сотрудники сейчас должны знать, как удержать и сделать своих клиентов счастливыми. Компании полностью превращаются в клиентские центры.

Маша Берлинер/Inc.

Есть два ключевых подхода к внедрению изменений в компанию. Первый — нанять на работу несколько людей, которые раньше работали в стартапах, чтобы они привнесли новую культуру. Ведь сложно вносить изменения, когда одинаковые люди думают в одинаковом направлении. Второй подход — применить теорию параллелизма: создать вокруг вашей компании еще несколько, чтобы они конкурировали с основным бизнесом (даже в ущерб прибыли), и таким образом создать новые точки роста.

Когда Groupon только запускался, некоторые медийные компании поняли, что это угроза для их ключевого бизнеса. Они стали параллельно создавать с нуля компании, конкурирующие и с Groupon, и с их собственным бизнесом. По такой же модели норвежская медиа-группа Schibsted даже потеснила eBay в Европе, когда вовремя переключилась с выпуска газет на онлайн-рекламу. Внедряя этот подход, используйте «концепцию десяти процентов»: 10% времени и 10% ресурсов инвестируйте в создание параллельных структур, которые обезопасят вас в будущем.


Раньше компании отдавали маркетинг и PR на аутсорс, а сейчас каждая из них является медийным бизнесом. Неважно, кто вы, Oreo или Аэрофлот, — вам необходимо медиа-подразделение, создающее контент (в том числе — новостной).


Бизнес должен думать как новостная организация и реагировать на происходящее с такой же скоростью. Когда в United Airlines случился инцидент с высадкой врача, авиакомпания обратилась к PR-службе, которая за 3 дня так ничего и не сделала. В результате бренду, который создавался десятилетиями, нанесен огромный ущерб. И противоположный пример: когда на Super Bowl погас свет, компания Oreo в считанные секунды создала и запустила рекламную кампанию «dunk in the dark», за что еще и получила Каннского Льва. Нанимайте в компанию людей, которые думают как медиа, владеют навыками сторителлинга и действуют клиенто-ориентированно.

Об инвестициях и пирамиде Маслоу

Не приносящие добавленной ценности бизнесы будут все быстрее уходить с рынка. Меняются и инвестиционные модели. Например, хедж-фонды очень умело используют искусственный интеллект для оценки портфелей инвестируемых компаний. При выборе стартапа сейчас недостаточно просто оценивать его технологический потенциал — важно понять, как математически обосновано его развитие.

Из всех глобальных челленджей для себя я выбрал проблему доступного жилья. В основе пирамиды Маслоу — чувство безопасности. А потребность в безопасности, в первую очередь, ассоциируется с домом. Мы находимся на старте жилищного кризиса, и вскоре все это почувствуем. Вместе с компанией Bosa мы запустили проект XPrize: Affordable Housing — разрабатываем принципиально новый подход к строительству доступного жилья.

Сейчас я работаю в нескольких направлениях. Я запускаю в Ванкувере новый акселератор (название пока не разглашается). Только что мы вместе с актрисой Эммой Робертс закрыли большой инвестиционный раунд в «умном стартапе» Belletrist. Также вместе с Forbes я дописываю книгу The Great Re:Write и часть времени трачу на работу принадлежащей мне английской футбольной команды.

Фундаментальная причина провала многих предпринимателей — разделение бизнеса и собственной жизни. Они фокусируются на бизнес-модели, возможностях, кэш-флоу, но забывают «вписать» свое дело в свой жизненный путь. А потом обнаруживают себя живущими в самолетах, разведенными и одинокими. Каждый предприниматель должен периодически задавать себе вопросы: когда создать семью? сколько детей хочу иметь? сколько денег хочу зарабатывать? хочу ли я много путешествовать? Ответы могут и будут меняться — это нормально. Главное — не забывать спрашивать себя об этом.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России