«Если не любишь свое дело, бизнес будет не приносить деньги, а тянуть их»: управляющий «Веретьево» о том, как построить отель для себя, но понравиться всем

Разобраться • 1 августа 2025

«Если не любишь свое дело, бизнес будет не приносить деньги, а тянуть их»: управляющий «Веретьево» о том, как построить отель для себя, но понравиться всем

«Если не любишь свое дело, бизнес будет не приносить деньги, а тянуть их»: управляющий «Веретьево» о том, как построить отель для себя, но понравиться всем

Текст: Михаил Конев

Фото: предоставлены спикером


Арт-усадьба «Веретьево» один из многочисленных вариантов эко-отдыха в Московской области — по крайней мере, так кажется на первый взгляд. Всеобщее признание место получило во многом из-за причастности к туристической и культурной жизни России: 200 га территории с парковыми зонами, собственным зоопарком и несколькими арт-объектами ежедневно притягивают туристов со всей России. О том, как проекту удается совмещать интеллектуальный отдых с туристическим бизнесом и почему главный девиз комплекса нравиться в первую очередь самим себе, а после остальным, рассказал креативному директору «Инк» Михаилу Коневу управляющий «Веретьево» Никита Астапов.

Арт-усадьба «Веретьево» — один из многочисленных вариантов эко-отдыха в Московской области — по крайней мере, так кажется на первый взгляд. Всеобщее признание место получило во многом из-за причастности к туристической и культурной жизни России: 200 га территории с парковыми зонами, собственным зоопарком и несколькими арт-объектами ежедневно притягивают туристов со всей России. О том, как проекту удается совмещать интеллектуальный отдых с туристическим бизнесом и почему главный девиз комплекса — нравиться в первую очередь самим себе, а после — остальным, рассказал креативному директору «Инк» Михаилу Коневу управляющий «Веретьево» Никита Астапов.

История «Веретьево» уходит корнями еще в Советский Союз — здесь располагалась территория пионерлагеря, который оказался заброшен в 90-х. После перестройки территорию выкупил предприниматель Андрей Гнатюк. На благоустройство и восстановление парка он потратил следующие 7 лет. С 2005 года владелец устраивал здесь праздники, фестивали и отмечал юбилеи известных поэтов и писателей — Хармса, Чехова, Пушкина.

Долгое время «Веретьево» оставалось местом для «узкого круга». Коммерческим проектом арт-усадьба стала только в 2015 году. К этому моменту на территории уже были первые артефакты культурной жизни в виде арт-объектов, рассыпанных по территории.

В 2021 году здесь появился парк, созданный потомственным архитектором Александром Бродским. Он разместил на территории несколько новых арт-объектов, которые дополнила библиотека. Куратором проекта выступила Юлия Сенина, имеющая схожий опыт в музее «Полторы Комнаты» в Петербурге.

От закрытой тусовки к арт-ретриту

Как родилась концепция места?

— Раньше это была закрытая площадка, на которой ничего не создавалось для посетителей. Когда появился «Парк Бродского» — уже да, но и он стал тонкой гранью между чужими потребностями и нашими желаниями.

«Веретьево» создавало многие вещи до того, как они стали в действительности популярными: от парка с оленями до арт-отдыха как направления. Мы идем дальше и продолжаем создавать, пока все остальные только подхватывают наши фишки с тропинками и арт-объектами.

Но наши затеи не только из любви к искусству и экспериментам — мы думаем и про то, как привлечь людей. Наш комплекс занят на 98% в сезон — туда бывает просто не попасть.

Как чувствовал себя проект до ковида, во время пандемии и после?

— Мы начинали в 2015 году и задали темп как раз в 19–21-м, в этот период мы начали вкладываться в туризм и пожинать первые плоды. Тогда же начали строительство нашего парка.

Не сказать, что на нас как-то повлияли такие события, как ковид или февраль 2022 года. Мы сами за это время проделали колоссальную работу для привлечения гостей, увеличения номерного фонда, переформатирования зоопарка и нашей концепции.

Изменились ли гости за 10 лет вашего бизнеса? Что они ждут от «Веретьево» сегодня?

— К нам приезжают и семьи с детьми, и парочки, и люди из сферы искусства, которые интересуются, например, нашим парком. Очень важно, что мы идем своим путем, творим и создаем, не обращая внимание на то, как меняется аудитория. Как я сказал вначале, мы делаем вещи, которые нравятся нам самим. И уже впоследствии это нравится нашим гостям.

Но мы следим за трендами. Например, недавно у нас появились модульные домики.

К вам приезжали иностранцы?

— Да, но не скажу, что это был большой процент аудитории. Мы все-таки ориентируемся на российского туриста — его тонкий юмор и любовь к русской культуре. Хотя наш Парк Бродского получил шесть различных премий, в том числе, и иностранных.

Владелец «Веретьево» предприниматель Андрей Гнатюк. Он увлекается искусством?

— В том числе. У него много друзей очень творческих, интересных и неординарных.

Одна из визитных карточек отеля это номера с именами Леонида Парфенова, Ольги Солдатовой, Андрея Бильжо и многих других. Это и есть друзья «Веретьево»?

— Верно. Они же участвовали в оформлении номеров.

Другая фишка «Веретьево» зоопарк. Интерес был в том, чтобы производить фермерские продукты или вы хотели открыть именно зоопарк?

— Идея с зоопарком — это административная мера: сейчас нельзя показывать животных, не получив этот статус.

Вначале это была ферма, которая началась с одной маленькой якутской коровы Мальвины. Ее подарили нашему инвестору — она красивая, декоративная, даже не доится. Но ей было скучно, поэтому у нее появились друзья-барашки. Мы не рассчитывали на производство, но оно появилось и есть до сих пор: у нас свои молоко, сыр, творог. Эти же продукты мы используем в нашем ресторане.

Вы производите что-то на продажу?

— Продукции выходит не так много. Раньше было больше, но производство настолько убыточно, что мы сократили его до нужд своего ресторана. И для друзей.

В ресторане подается мясо животных с вашей фермы?

— Нет, только молочная продукция и яйца. Это была ферма, а теперь — контактный зоопарк: здесь живут олени и другие животные.

На территории парка есть 100 гектар с неконтактными загонами. Там животные пасутся в поле, а зимой мы подкармливаем их сеном, комбикормом и витаминами.

Ферма, к сожалению, оказалась убыточным проектом.


«Веретьево» в цифрах:

2015 год — дата открытия

200 га — территория

110 км — удаленность от Москвы

185 чел. — вместимость

64 номера — номерной фонд

от 6 до 35 тыс. руб.  — стоимость проживания в сутки без завтрака

3 бани — на территории

7 га — арт-парк архитектора Бродского

Источник: данные компании



«Веретьево» в цифрах:

Источник: данные компании


2015 год

дата открытия


200 га

территория


110 км

удаленность от Москвы


185 чел.

вместимость


64 номера

номерной фонд


от 6 до 35 тыс. руб.

стоимость проживания в сутки, без завтрака


3 бани

на территории


7 га

арт-парк архитектора Бродского

Экономика в усадьбе

«Веретьево» прибыльный бизнес?

— Да.

Приходится ли повышать стоимость проживания?

— Да, так как цены растут и будут расти и дальше. У проектов гостиничного формата много затрат, которые связаны непосредственно с закупкой.

Наша прибыль стала выше за счет повышения цен. Это, скорее, вынужденные меры, которые мы принимаем, чтобы сохранять рентабельность.

Но в следующем году мы не планируем поднимать ценник — ценообразование и без этого довольно высокое. Планируем построить больше номеров, чтобы сохранить ту же самую прибыль.

Как вы сами считаете, у вас дорогой отдых?

— Я бы сказал, что мы не бюджетный сегмент — у нас не «все включено» за 5 тысяч рублей. Но мы и не про люкс-отдых. Мы находимся в среднем сегменте, но из-за нестандартного подхода наше ценообразование выше среднего.

Для меня сегментация «люкс», «премиум», «стандарт» — это сложная грань. У нас есть разные номера. Например, те, в которых жила команда, которая делала мероприятия и перформансы, мы хотим выводить из номерного фонда. Но как только мы их закрываем, посетители спрашивают «У вас же были эконом-номера, можно мы заедем туда?».

Поэтому в «Веретьево» каждый найдет для себя тот формат отдыха, который бы сам хотел. «Веретьево» для всех.

Как о вас сегодня узнают? Вы вкладываетесь в рекламу, в пиар?

— О нас много говорят. Например, в этом году мы открывали парк, и сразу же блогеры и издания это подхватили. Это помогает нам, но работает не только это — мы сами стараемся над созданием продукта.

С 2017 года мы целенаправленно не продаемся на агрегаторах — тогда ушли с Booking и по сей день продаемся только напрямую.

Продажи — это зло. Зачем 17% комиссии агрегатору, если можно их вложить в территорию: при всей загрузке это выгоднее монетизировать в объекты, инфраструктуру.

У нас есть реклама на «Яндекс Директе» и еще мы делаем коллаборации с разными проектами — «Метрополисом», музеем «Полторы комнаты», МИРА центром в Суздале. В мае мы вместе с Музеем Бродского праздновали юбилей поэта и приурочили к нему открытие новых павильонов-библиотек в Парке.

То есть секрет успеха это коллаборация бизнеса и искусства?

— Коллаборация бизнеса и людей.

Мы не 100-долларовая купюра, чтобы нравиться всем. Угодить всем сложно — нужно быть собой. Важно оставаться уникальным и не терять это.

А кого вы считаете своими конкурентами?

— Этот вопрос мне очень часто задают. Среди глэмпингов у нас нет конкурентов: мы уникальны в своей нише. Можно создать такой же зоопарк, можно придумать арт-объекты, можно сделать уникальные номера, красивую территорию — а теперь попробуйте объединить это и выставить где-то в Подмосковье. Я не видел ничего подобного, хотя очень много путешествую.

С «Веретьево» сейчас конкурируют не другие глэмпинги, а Таиланд и Египет, в первую очередь, по ценообразованию. Съездить с семьей можно и в Египет, но многие выбирают «Веретьево».

О прибыли в индустрии туризма

Как вы считаете, в чем секрет роста популярности глэмпингов сегодня? Набирают обороты арт- и ретрит-отдых.

— После февраля 2022 года начался бум внутреннего туризма: люди стали больше путешествовать по России, и появилось колоссальное количество отелей и глэмпингов. У многих скопилась какая-то сумма, которую они начали инвестировать в маленькие проекты. Их стало больше, но, к сожалению, это не прибавило качества сервиса.

Сервис рождается, когда есть здоровая конкуренция, а в маленьких проектах она сейчас не такая. В большинстве глэмпингов по 4–10 домиков, но сервис при этом отсутствует. Эта тенденция обязательно сломается, и это уже начинает происходить.

Когда у тебя появляется 10 модулей, делать качественный сервис становится сложно: нужно ухаживать за территорией и своевременно предоставлять качественные услуги. Для этого ты должен сам туда переехать.

Что вы считаете вашей главной ошибкой в работе над проектом?

— Наша ферма.

Мы вложили больше ста миллионов в фермерскую продукцию, а когда посчитали экономику яйца, оно оказалась «золотым». Я могу из магазина в Москве доставкой на такси привезти яйца, и это выйдет дешевле.

Но они вкуснее.

— Безусловно. Там нет никакой химии. У меня один курятник без оборудования стоил 80 миллионов. И ты такой думаешь: а когда вернутся деньги? Никогда? Ну понятно.

Если мы говорим про бизнес, деньги, которые мы вложили в «Веретьево», с точки зрения бизнеса их легче было вложить во что-то еще.

С другой стороны, это часть души. Вот не было бы фермы, не было бы «Веретьево».

— Да, конечно. Просто я к тому, что прежде чем что-то делать, иногда нужно понять, что эти деньги могут не вернуться. Я не беру сетевые проекты — в них другая экономика, там все жестче: более детальный просчет, детальная регламентация.

HoReCa — это очень сложная сфера. Если вы не полюбите свое дело, через год-два вам надоест: бизнес будет не приносить деньги, а тянуть их из вас.

Многие туристические продукты сделаны на излишки средств, потому что людям просто хотелось сделать что-то. «Веретьево» тоже так создавалось — наша усадьба была не бизнесом, а загородной территорией. Мы вложили колоссальное количество времени, средств и идей, чтобы «Веретьево» стало «Веретьевым»: вечера с художниками, бесконечные переписки, звонки, работа с чертежами.

Это все стоит немаленьких денег — вложить такие средства в проект… это надо быть сумасшедшим.

О какой сумме речь?

— Эти деньги не считались.

Как вы считаете, они отбились?

— Неизвестно. Если сегодня кто-то хотел бы построить новый проект, я бы отсоветовал, если нет миллиарда. Примерно в 500 миллионов обойдется небольшой бизнес, а за миллиард уже получится что-то интересное. Сложнее всего найти территорию.

Сейчас, к сожалению, прибыль в туристической индустрии реализуется очень медленно. Если раньше можно было посчитать деньги на 3–7 лет вперед, то сейчас цены на стройку колоссально выросли и продолжают расти на 30% ежегодно. Становится в разы сложнее все это отбивать.

То есть средний ценовой сегмент самый сложный для реализации?

— Абсолютно. Нишевый класс весь забит. Пример с другим проектом — «Изумрудный лес»: чек домика, наверное, сейчас 100 тысяч плюс, и тоже все продано. И это сегмент премиум, пятизвездочный отель.

Среднему сегменту очень тяжело — он борется за предоставление хорошего качества по оптимальной цене. И это самый сложный бизнес, который всегда находится на грани.

А были моменты, когда хотелось закрыть все, бросить и уехать?

— Были моменты, когда я вообще думал: а что я делаю в туризме? Пойду на Wildberries продавать шапки — это будет выгоднее.

И что остановило?

— Я занимаюсь тем, чем мне нравится.

Какие у усадьбы планы на будущее?

— Грандиозные. Развиваемся, расширяемся, делаем интересные коллаборации, строимся и вкладываем прибыль в дальнейшее развитие.

У «Веретьево» появятся филиалы?

— Нет, но мы сейчас строим музей в Питере. Мы больше про коллаборации, про друзей.

Филиал делать очень сложно: столько всего было создано внутри. У нас очень много людей, и потребуется очень много времени, очень много денег, и, честно скажу, сил.

Последний вопрос. Как бы вы описали в двух словах концепцию «Веретьево»?

— Арт-усадьба «Веретьево» — место силы, союз природы и творчества.