Компания Мэтта Фидлера Vinyl Me, Please — это сервис продажи виниловых пластинок по подписке. За $81 можно оформить подписку на 3 месяца и получать в месяц по одной записи на выбор — от классики джаза до винтажных («Paranoid» Black Sabbath) и экзотических («Watch Out!» группы 1970-х из Зимбабве с ироничным названием Wells Fargo) треков. На сегодняшний день компания уже выпустила более 1 млн пластинок и работает с 30 тыс. подписчиков в 40 странах мира. В 2017 году компания из Денвера (Колорадо) принесла владельцу $10 млн дохода и вошла в рейтинг самых быстрорастущих бизнесов США Inc. 5000. Но успехи сопровождали этот стартап не всегда: в 2015 году Фидлер довел компанию до кассового разрыва и сам оказался на грани нервного срыва. Маленькая ошибка почти уничтожила этот стартап и едва не отправила его основателя на обочину жизни. Мэтт Фидлер рассказал американскому Inc., как справился с неприятностями и как сумел построить многомиллионный бизнес на $1,5 тысячи с кредитной карты.
Основатель Vinyl Me, Please Мэтт Фидлер окончил Белмонтский университет в Нэшвилле по специальности музыкальный бизнес и хотел работать в этом направлении. Когда он выпустился из колледжа в 2006 году, в США появился сервис потокового аудио Spotify и покорил будущего бизнесмена: он и его приятели пересылали друг другу песни, прокачивая музыкальные вкусы друг друга. А запуск Vinyl Me, Please изначально был попыткой создать музыкальное сообщество. Теперь уже Фидлер противопоставляет свою компанию музыкальному техногиганту: сервис подписки на музыкальные новинки на виниле дает клиентам шанс познакомиться с музыкой, которая не может попасть в стриминговые сервисы, построенные на рекомендациях.
Фидлер запустил стартап вместе с компаньоном Тайлером Бастроу в 2013 году в Чикаго. Первыми инвестициями стали $1,5 тысячи с кредитной карты. Оба в это время работали по найму, а концепцию прорывного стартапа писали по ночам и по выходным.
Поначалу у компании было всего 12 подписчиков — из членов семьи и друзей. Через несколько месяцев после запуска продажи пластинок, в конце 2013 года, Фидлеру предложили работу в Колорадо. Уже в 2014 году штат компании вырос до 4 человек и все сотрудники оставили наемную работу, сосредоточившись на бизнесе. Штаб-квартиру тоже перенесли в Колорадо.
После активного продвижения проекта и благодаря росту популярности винила, количество подписчиков достигло «психологически значимой отметки» в 500 человек, и бизнесу стало гораздо легче работать, — компанию стали замечать серьезные артисты, развитие пошло быстрее. Фидлер уверен, что завоевать значительную долю рынка помогла особая маркетинговая стратегия: компания предлагает клиентам стать членами клуба и коллекционерами пластинок — крутого премиального товара — за относительно приемлемые деньги.
Страна победившего винила
Несмотря на технический прогресс, за последнее десятилетие в США продажи виниловых пластинок выросли в 10 раз. По данным Ассоциации звукозаписывающих компаний США, в 2017 году пластинки обогнали по объемам продаж цифровые копии: звукозаписывающие компании США получили от продаж винила и CD $1,5 млрд против $1,3 млрд, потраченных американцами на покупку музыки онлайн.
Когда ты много планируешь
Занимаясь поначалу оптовыми продажами пластинок, предприниматель постепенно сменил модель на производственную. Он стал искать записи, получать на них авторские права, выпускать пластинки и рассылать их по подписке. Первый провал случился в 2014 году: перед Днем благодарения 2014 года бизнесмен ждал декабрьский хит, но партия пластинок все не приходила. Производитель сообщил, что выпуск партии отложен на 6 недель. А значит, подписчики не дождутся своих заказов. В итоге катастрофу удалось предотвратить, объяснив клиентам ситуацию. Но создатель компании решил больше не допускать таких провалов и закупать записи заранее.
Фидлер был уверен, что такой простой метод поможет бизнесу развиваться в прежнем темпе. Но все опять пошло не так.
место в рейтинге Inc.5000 2018 года.
— год основания.
тыс. — инвестиции в запуск.
млн. — доход в 2017 году.
— рост за 3 года.
сотрудников.
На ноябрь и декабрь 2015 года компания заказала 25 тыс. пластинок. Но скоро стало ясно, что столько клиентов у стартапа просто нет. Прогнозы Фидлера по спросу не сбывались, на складе копились непроданные экземпляры. «Это все было похоже на автомобильную аварию в замедленной съемке: было понятно, что бизнес гибнет и с этим ничего нельзя сделать», – вспоминает Фидлер.
Теперь предприниматель признается, что октябрь 2015 года стал переломным: он был в Таиланде с женой и новорожденной дочкой. Услышав, что в Колорадо пришла партия записей на месяц, превышающая количество клиентов компании, он сломался. «Я довольно уравновешенный и позитивный человек, мне не свойственны эмоциональные перепады, но в тот момент я был просто на грани нервного срыва. Я понимал, что совершил ужасную ошибку, и не мог перестать мысленно прокручивать в голове сценарии, как мне стоило бы поступить, если бы я был умнее и компетентнее. Я потерял сон и просто не мог ничего делать, так я был подавлен», — вспоминает он.
Сотрудники стартапа тоже чувствовали неладное и постоянно спрашивали владельца компании: «Будет ли у меня работа на следующей неделе?»
Я не знал, что им ответить. Мне было 26 лет, я никогда прежде не работал гендиректором и оказался недостаточно эмоционально зрелым человеком, чтобы с этим справиться. Команде удалось как-то самостоятельно собраться; я не был с ними, когда должен был. Кому-то в офисе пришлось сесть и сказать мне: «Эмоции, которые ты транслируешь, негативно отражаются на атмосфере в коллективе. Даже если ты сам не уверен, что мы можем справиться с проблемой, ты должен хотя бы сделать вид, что ты в это веришь». Я последовал этому совету, и вопреки всему моя команда собралась и мы преодолели все трудности. Мы вернули кое-какие закупки, отсрочили некоторые ссуды, и все вернулось на круги своя. Мы бы никогда не оказались там, где мы сегодня, без этого опыта. Я сильнее, и моя компания тоже сильнее, потому что мы прошли через это.
Новый ритм бизнеса
Сегодня, рассуждая о том, что можно было бы изменить при запуске бизнеса, Мэтт Фидлер говорит, что, если можно было бы отмотать назад, он гораздо раньше нанял бы человека, который отвечал бы за финансы.
Теперь он спит по 8 часов, бегает каждое утро, чтобы быть способным нормально работать, и позволяет сотрудникам дважды в неделю работать из дома: они смогут сэкономить время на дорогу в офис и, например, устроить большую стирку или сходить к врачу.
А в интервью изданию Bollboard Мэтт Фидлер признался: «Лучший урок, который я получил за время работы: каждый раз, когда ты вырастаешь вдвое, все ломается. Это относится ко всему — к команде, к клиентской базе, к бюджетам. Системы и процессы, которые есть у тебя сегодня, не будут работать, когда бизнес удвоится. Нужно заранее продумывать эти проблемы и решать их до того, как они приведут бизнес к краху».