Разобраться • 17 марта 2022

Пилюли по подписке: могут ли нейросети

и приложения заменить врача?

Пилюли по подписке: могут ли нейросети и приложения заменить врача?

Текст: Лиза Минаева

Фото: Unsplash


Любой серьезный кризис сопровождается стрессом, негативно влияющим на здоровье. В таких условиях может возникнуть потребность в различного рода витаминах и полезных веществах, призванных улучшить состояние организма и самочувствие. Сервисов, предлагающих услуги индивидуального подбора таких веществ, на российском рынке становится все больше. Inc. Russia протестировал ряд подобных компаний, чтобы разобраться, как регулируется оказание их услуг и насколько они вообще эффективны, а также на что стоит обращать внимание, чтобы не причинить себе вред.

Сдать кровь и почувствовать любовь

«Почувствуй, как твоя любовь окутывает каждую клеточку мира», — спокойно, оставляя долгие паузы между словами, вещал мужской голос в онлайн-медитации сервиса для борьбы с выгоранием Aiby. Создатели позиционируют его как целую экосистему продуктов, главной целью которых является поддержание ментального здоровья.

Согласно описанию сервиса, с его помощью можно пройти чекап и сдать анализы, получить доступ к платформе телемедицинских консультаций, рекомендации по питанию, боксы с витаминами и необходимыми макроэлементами и пробиотиками, а также консультации в чате со специалистами по их приему, программу медитаций на каждый день, лекции и курсы.

Однако на деле все оказалось немного по-другому. Новому пользователю предлагают заполнить небольшую анкету, указав в ней сведения о физической активности, типе питания, а также окрашивании волос. В зависимости от целей он может выбрать для себя индивидуальную программу без медицинского чекапа с лекциями, ментальными практиками и домашними онлайн-тренировками (6,9 тыс. — 14 тыс. руб.) или с чекапом (60 тыс. — 100 тыс. руб.). В качестве исследования у клиента берут анализ крови и волос на макро- и микроэлементы, после чего врач составляет индивидуальный план рекомендаций. В соответствии с рекомендациями клиенту доставят бокс с микро- и макроэлементами, подобранными по результатам анализов.

Вне зависимости от того, какую программу выберет пользователь, основная часть программы не будет персонализированной и не будет как-либо адаптирована под конкретного пользователя. Основная часть программы — это общение с ботом в Telegram, который регулярно присылает пользователю вопросы об эмоциях, которые он испытывает (пропустить их или не отвечать нельзя), напоминания сделать зарядку, онлайн-медитации и сказки на ночь в формате голосовых сообщений. Бот настойчив: если пропускать сообщения от него, он присылает эмоджи. Вот такие:

В Aiby можно выбрать расширенную программу с чекапом и анализами. Тогда к пользователю приедет медсестра из Центра биотической медицины — взять анализ крови и срезать несколько прядей волос, чтобы понять состояние организма пациента не только в моменте, но и за несколько месяцев до этого (это можно определить по волосам). По результатам анализов клиенту Aiby может быть назначен прием витаминов.

Как впоследствии пояснил Inc. представитель Aiby, сервис включает в себя несколько составляющих: разработанную с психологами базу лекций, сказок и медитаций, помогающую в первую очередь найти причину стресса, а не бороться с его последствиями (именно эту составляющую создатели платформы выделяют в качестве своего главного отличия от других сервисов), товары для медитации и ментального здоровья (от свечей и ароматических палочек до сушеного шалфея) и маркетплейс с БАДами и витаминами.

При этом создатели сервиса подчеркивают, что их главная цель — ментальное здоровье и борьба с выгоранием, а медицинский чекап — лишь одна из доступных потребителям дополнительных опций. В качестве еще одного отличия от других платформ в Aiby выделяют работу не с алгоритмами, а с реальными врачами, самостоятельно подбирающими микро- и макроэлементы для клиентов. По словам представителя сервиса, в данный момент он работает на договорной основе под медицинской лицензией партнера, при этом компания уже подала документы на оформление собственной лицензии. Однако пока что назначения и рекомендации по приему витаминов приходят без печати медицинского учреждения и фамилии врача.

Выглядят ли аналогичные сервисы более надежными?

Схожую с Aiby схему предлагает британский стартап с российскими корнями Bioniq. Согласно информации на сайте сервиса, помимо персонализированных витаминов по анкете (заполнить ее предлагается непосредственно перед размещением заказа на комплекс стоимостью 3,9 тыс. руб.), можно выбрать услугу подбора персонализированных витаминов по результату анализа крови или услуги «консьерж-сервиса по управлению здоровьем». В первом случае клиент получит рекомендации по итогам обследования анализа крови по 28 параметрам за 6990 руб., во втором — по 50 параметрам за 15 тыс. руб. При этом сдать кровь можно в одной из лабораторий-партнеров или забронировать визит медсестры на дом.

Главная «фишка» Bioniq — отсутствие необходимости «возиться» с саше и капсулами. По собственным данным, витаминно-минеральный комплекс компании производится в форме гранул в Швейцарии. Все компоненты комплекса (их может быть до 34) содержатся в гранулах, которые предписано принимать дважды в день вместе с приемом пищи или после него. Новый анализ рекомендуется сдавать через три месяца — в этом случае клиент получит обновленные с учетом динамики показателей рекомендации и новый комплекс. Помимо так называемой «персональной формулы», клиентам за дополнительную плату доступны также консультации нутрициолога, фитнес-пакеты и дополнительные тесты (на уровень половых гормонов, группу крови и другие показатели).

Стоит ли доверять искусственному интеллекту?

Существуют компании и с более простыми механизмами — предлагающими наборы витаминов, подобранные искусственным интеллектом по результатам теста. Например, сервис Halsa, активно продвигаемый в Instagram. Halsa предоставляет индивидуальный набор витаминов на каждый день по результатам онлайн-опроса. Чтобы получить рекомендации, нужно пройти тест, состоящий из вопросов о рационе, образе жизни, физических нагрузках, качестве сна, принимаемых препаратах, хронических заболеваниях и семейной истории (всего около 80 вопросов). По итогу клиент получает персональный набор витаминов, рассчитанный на месяц, — 30 пакетиков по пять витаминов в каждом. По окончании приема клиенту будет предложено пройти новый тест и скорректировать программу.

По результатам опроса нам было предложено приобрести витамин D (для поддержания иммунитета), Омега 3 (из-за малого количества рыбы и морепродуктов в рационе), комплекс витаминов В5, В9 и В12 (для борьбы со стрессом), триптофан (для стабилизации нервной системы) и цинк (для здоровой кожи, волос и ногтей). Дополнительно были даны рекомендации приобрести кальций (для укрепления костей и суставов) и L-карнитин (для повышения работоспособности и улучшения настроения). Все это, кстати, несмотря на оставленную при тестировании информацию о том, что недавно витамин D и цинк уже принимался. Стандартный комплекс из пяти витаминов обойдется в сумму от 2995 руб.

Другой сервис, работающий по схожей схеме, — Vitobox. Опросник на сайте компании содержит те же вопросы, что и Halsa, правда, в немного меньшем объеме, всего около 60 вопросов. Примечательно, что при аналогичных ответах на аналогичные вопросы система Vitobox выдала совсем другие рекомендации: мультивитамин (А, Е, С, В3, В6 и железо) для компенсации недостатка фруктов и овощей, магний для поддержки нервной и мышечной функций, Омега 3, 6, 9. Всего три препарата за 2350 руб.

И Halsa, и Vitobox работают с помощью искусственного интеллекта. Таким образом, исключая человеческий фактор, создатели надеются при помощи умных алгоритмов обеспечить своих клиентов наиболее точными из возможных без анализов персонализированными рекомендациями. Программа Vitobox рассчитана на курс от трех месяцев и также корректируется каждый месяц — рекомендации меняются с учетом уже подобранных витаминов и изменений, которые клиент фиксирует в своем самочувствии и образе жизни и отражает в контрольном опроснике.

Представитель Halsa заявил, что при назначении продуктов сервис использует не только информацию из опроса клиента, но и медицинские правила приема продуктов, их сочетаемость между собой. «При выдаче рекомендации мы подробно объясняем клиенту, зачем ему необходимо принимать тот или иной продукт», — утверждает представитель компании. Прокомментировать отличия между назначениями Halsa и Vitobox он затруднился, пояснив, что не в курсе, как работают алгоритмы конкурента.

Сооснователь Vitobox Александр Вученович, в свою очередь, озвучил несколько возможных причин. Так, при составлении формулы алгоритм сервиса, по его словам, ставит целью не закрыть все возможные дефициты за один раз, а сделать так, чтобы они не образовывались в течение системного приема витаминов. При этом оказалось, что Vitobox, как и Halsa, учитывает покомпонентную сочетаемость микроэлементов. В конечном итоге, по словам Вученовича, он не может быть уверен в том, что алгоритм конкурента работает верно, учитывает корректные данные от врачей и другие показатели. «У нас не просто автоматизированный алгоритм, а с завязкой на медицинские разработки и профессионалов», — подчеркнул он.

Есть ли реальная польза от подобных сервисов?

О росте популярности подобных сервисов свидетельствует то, что они регулярно привлекают средства инвесторов. Так, например, в январе этого года Vitobox привлек 107 млн руб. от инвестиционной компании Standard. Причем летом 2021 года Standard уже вкладывала в сервис 40 млн руб. Halsa в мае прошлого года привлек $200 тыс. от группы инвесторов, в числе которой были управляющие партнеры United Investors Аркадий Морейнис, Александр Горный и Алексей Черняк, президент биофармацевтической компании «Нанолек» Владимир Христенко, бизнес-ангелы Иван Иванин и другие.

Впрочем, сумма 100 млн руб. не такая большая, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Подобная инвестиция, по его мнению, свидетельствует о невысоком потенциале бизнеса, иначе суммы были бы, мягко говоря, другими. Появление новых игроков будет зависеть от того, какие «фишки», отличающие их от других сервисов, они смогут предложить. Если им удастся придумать что-то новое — места хватит с лихвой, считает Шуляк.

В настоящее время тренд на превентивную медицину наблюдается в ряде стран и перспективы у подобных компаний большие, считает основатель сервиса «Доктор на работе» Илья Куприянов. В то же время он считает, что существование стартапов, предлагающих индивидуальные наборы витаминов, — медаль с двумя сторонами. Прежде всего такие компании могут лишь давать рекомендации, а не ставить диагноз, подчеркивает Куприянов. Необходимо обязательно предупреждать клиентов о том, что подобные рекомендации не заменяют консультаций врачей. Именно с этого дисклеймера и должно начинаться общение с пациентом: «Если вы болеете, вам нужен врач. Если вы чувствуете себя хорошо и хотите поддерживать свое состояние, мы можем выдать вам рекомендации». То же касается и сервисов, подбирающих витамины на основе анализа крови. Если несколько показателей крови не в норме, есть вероятность, что человеку нужно идти к врачу и получать рекомендации от него. Вполне возможно, в таком случае проблема не в нехватке веществ, а в том, что в организме есть нарушения, которые необходимо устранять.

Но онлайн-тесты, конечно же, тоже имеют смысл — всегда лучше сдать простой тест, чем покупать витамины наобум по одному лишь описанию, считает Куприянов. По его мнению, концепция индивидуального подбора витаминов и микроэлементов сама по себе лучше, чем идея самолечения, очень развитого в России и представляющего большую проблему. Зачастую оно приводит к плачевным результатам, когда люди попадают к врачу после долгого самолечения, с уже запущенными проблемами.

«Раз в год я делаю анализ на 52 различных показателя. Если я чувствую себя хорошо, как правило, все показатели находятся в пределах нормы. Иногда находятся и те, как, допустим, витамин D, которые из нормы выпадают. Здесь поведение очевидное — при дефиците витамина D нужно начать его принимать, и через какое-то время содержание восстанавливается. Но при этом есть понимание, что употребление того же витамина D не всегда показано при определенных показателях, кроме того, существует ряд ограничений, связанных с употреблением витаминов различными группами людей в связи с заболеваниями, беременностью, и так далее», — говорит Куприянов.

Как это регулируется и регулируется ли вообще?

Для любого зарождающегося рынка нужны правила игры, как это было с телемедициной, констатирует Куприянов. Деятельность упомянутых выше сервисов можно разделить на несколько направлений: реализация БАДов и витаминов, консультации по поводу здоровья, проведение манипуляций (забор биоматериала и непосредственно лабораторные исследования), говорит адвокат, советник Orchards Анастасия Сивицкая.

Она отмечает, что по закону БАДы относятся к пищевым продуктам, поэтому их производство и реализация не подлежат лицензированию. В то же время сам процесс производства добавок должен соответствовать требованиям профильного Технического регламента ЕАЭС, а также санитарным правилам.

Регулирование подбора и рекомендаций по применению БАДов не однозначно, констатирует Сивицкая. С одной стороны, такие рекомендации могут быть формально квалифицированы как медицинский осмотр и установление диагноза и, соответственно, потребовать лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Однако если рекомендации по результатам исследования или анкетирования представлены в форме совета без постановки конкретного диагноза, то риски снижаются. Такие рекомендации представляют собой обобщение данных о клиенте, целью которых не является выяснение истинного состояния обратившегося. Также следует учитывать, что БАДы и витаминные комплексы не являются лекарственными средствами, поэтому требования об их назначении исключительно специалистами отсутствуют.

Между тем, с учетом роста популярности таких сервисов и массового и зачастую бесконтрольного потребления населением БАДов и витаминов, в ближайшее время следует ожидать появления более четкого законодательства, считает адвокат.