Разобраться • 12 августа 2024
vk.com: как компания растит ID-сервис и показатели для российского бизнеса
vk.com: как компания растит ID-сервис и показатели для российского бизнеса
Текст: Иван Смирнов, директор бизнес-юнита по экосистемным сервисам VK
Фото: VK
Современный человек уже давно не может представить свою жизнь без онлайн-шоппинга, стриминговых сервисов, почты и других благ цифровой культуры. При этом одно из главных преимуществ онлайна заключается в скорости: чтобы сделать покупку или связаться с партнером из другой страны теперь достаточно одного клика мышкой. Неудивительно, что пользователей обычно раздражает и отталкивает долгий процесс регистрации. Сайтов и приложений со сложной процедурой аутентификации люди стараются избегать. В том, как ID-сервисы помогают клиентам не тратить время на ввод данных, а бизнесу — больше зарабатывать, для Inc. разобрался директор бизнес-юнита по экосистемным сервисам VK Иван Смирнов.
Сейчас у бизнеса есть самые разные инструменты для привлечения клиентов и упрощения их пути к покупке. Это выход на маркетплейсы, доставка по клику, подключение BNPL-сервисов (Buy now pay later (BNPL), «Покупай сейчас, заплати потом», — это возможность разбить стоимость покупки на несколько платежей с выплатами в течение нескольких месяцев. — Прим. ред.). Вместе с классическими инструментами вроде акций и сезонности это помогает стимулировать не только первые, но и последующие заказы.
Вроде бы все понятно: нужно упростить процессы заказа и оплаты, показать выгодное предложение, быстро доставить и вернуть клиента в воронку через рассылки или ремаркетинг. Но часто движение клиента по этой воронке «ломается» на этапе оформления заказа. Чем сложнее процесс регистрации или авторизации, тем выше шансы, что консьюмер просто «бросит» корзину и уйдет на другой сервис. Кстати, иногда для этого достаточно одного наличия формы регистрации на сайте.
Смотреть на регистрацию и авторизацию как на простой способ сбора информации о клиенте не совсем правильно. ID-сервисы помогают растить конверсии, узнать больше о клиенте, понять закономерности в его поведении и даже защитить бизнес от фрода (англ. «fraud» — обман, мошенничество. — Прим. ред.). Вот пять реальных преимуществ, которые дают компаниям сервисы авторизации.
ID-сервисы — это сервисы для авторизации пользователей на внешних ресурсах. Единая аутентификация позволяет сократить путь пользователя от регистрации до совершения покупки или другого целевого действия на сайте, передавая уже сохраненные данные на другую площадку и автоматически заполняя пользовательскую анкету.
Сейчас большинство ID-сервисов предлагают авторизацию в один клик, если на устройстве пользователя заведена активная сессия. Например, у VK ID есть кнопка One Tap, с которой можно моментально зарегистрироваться на сайте или в приложении. Информация о клиенте передается и автозаполняется в профиле пользователя. Так ему легче совершать целевые действия, потому что не надо вводить вручную имя, телефон или, самое страшное, email.
Сокращение пути клиента влечет за собой значительный рост маркетинговой эффективности. Внутреннее исследование VK среди компаний-партнеров VK ID показало, что рост конверсии в авторизации на сайте при интеграции сервиса составляет 20%. Чуть менее очевидное преимущество ID-сервисов — интегрируя их и размещая рекламу в соцсетях, почтовых сервисах, приложениях, на маркетплейсах и других площадках, бизнес может более точно выходить на целевую аудиторию. Таким образом можно привлекать качественно таргетированных пользователей.
Провайдеры сервисов авторизации, на ресурсах или через инструменты которых размещается реклама, знают о предпочтениях и интересах своих пользователей. А значит, рекламу увидит более «качественная» аудитория, которая кликнет по условному баннеру, авторизуется в один клик на сайте и сразу перейдет на этап оформления заказа.
С корпоративными ID площадки экономят ресурсы на разработку собственного решения, доставку SMS при авторизации, шифрование и на систему восстановления доступа. Организовывать базы данных тоже не нужно — вся информация передается от ID-сервиса в упорядоченном виде. Плюс разгружается служба поддержки, которая может уделять больше времени консультированию по товарам, а не проблемам с регистрацией и восстановлением доступа.
Конечно, появляются и продуктовые обновления, которые еще больше упрощают интеграцию. Например, недавно VK запустила единый центр авторизации VK ID: из одного селф-сервиса теперь можно сразу подключить авторизации через «ВКонтакте» «Одноклассников» и Mail.ru. Раньше это нужно было делать в разных местах, то есть бизнес теперь тратит на интеграцию в три раза меньше времени.
Большинство ID-сервисов, разрабатываемых российскими экосистемными компаниями и банками, хорошо защищают данные пользователей. Но ключевая уязвимость здесь — слабые пароли и использование одних и тех же комбинаций символов для нескольких сервисов. И масштаб бедствия довольно серьезный: в целом около 65% человек используют одинаковые пароли для нескольких аккаунтов, а 13% вообще имеют один единственный пароль для всего в интернете.
Очевидно, что пароль нельзя взломать, если его нет. Поэтому проблему решают беспарольные методы входа: либо в качестве дополнения к паролю, либо как единственная опция. Реализовать такое решение непросто силами своей разработки, а провайдеры ID-сервисов предлагают его «из коробки».
При этом безопасность повышается и для бизнеса. Например, VK ID снижает для владельцев сайтов риски от регистрации ботов благодаря инструментам по их детекции и механизмам антибрутфорса (противодействие брутфорсу, англ. brute force, — методу взлома учетных записей путем подбора логина и пароля. — Прим. ред.). Так фродеры не смогут злоупотреблять скидками и другими предложениями, например, через массовое создание аккаунтов для безлимитного получения скидок на «первый заказ».
Интегрируя сервисы авторизации, бизнесы могут собирать и анализировать информацию о своих клиентах. Можно изучать интересы пользователей, их предпочтения и поведенческие паттерны. Смотреть на социально-демографические показатели аудитории и сегментировать ее.
Такая аналитика помогает улучшать сервис, оптимизировать процессы и выстраивать маркетинг на основе данных. Собранные данные помогают точнее настраивать рекомендательную систему и таргетинг, оптимизировать расходы на рекламу, в целом выстраивать рекламные кампании и CRM-системы, разрабатывать больше персонализированных предложений и продуктов.
Добавить ко всему можно еще и упрощенный чекаут (англ. check out — процесс заполнения формы во время оформления покупки в интернете. — Прим. ред.). Сервисы авторизации сейчас поставляются вместе с платежными инструментами: это платежная шторка, решение для рассрочки, оплата долями, кешбэк и прочие опции. Получается, что условный онлайн-магазин, интегрируя себе ID-сервисы, может поднять конверсии сразу на нескольких шагах: от привлечения качественно таргетированного пользователя до оформления заказа.