Бизнес во время эпидемии: что делать и к чему готовиться

Бизнес во время эпидемии: что делать и к чему готовиться
Фото: Thomas Tolstrup

Эпидемия коронавируса внесла заметные коррективы в работу компаний: они сокращают расходы, переводят сотрудников на дистанционную работу, меняют свои бизнес-модели. Сколько продлится эта турбулентность, пока неизвестно, но нужно быть готовым к любому развитию ситуации. Вот о чем стоит задуматься прямо сейчас.

Просчитайте сценарии

Чтобы понять, как действовать в новых условиях, важно оценить риски на всех этапах. Но сделать это сейчас непросто: помимо эпидемии коронавируса, на экономике страны сказывается ослабление рубля — как следствие, падает покупательская способность населения. Многое будет зависеть также от длительности карантина и выбранной властями финансовой политики.

В условиях неопределённости нужно надеяться на лучшее, но быть готовым к худшему — чтобы беда не застала вас врасплох. Когда переменных очень много, стоит просчитать сразу несколько вариантов кризисных сценариев — и подготовиться к ним.

Допустим, ваш самый оптимистичный прогноз подразумевает падение продаж на 10%. В этом случае, возможно, придётся сократить какие-то офисные затраты и бюджеты на маркетинг. В бухгалтерии нужно будет ввести иную приоритизацию оплат — первоочередными станут жизненно важные статьи расходов.

Если же продажи упадут, скажем, на 30%, к описанным выше мерам, возможно, прибавится сокращение зарплат и бонусов. Компании также нужно будет всеми силами оптимизировать свой оборотный капитал: ускорить получение средств и попросить у банков минимальную отсрочку обязательств. Нужно сделать всё возможное, чтобы выйти по операционной деятельности в ноль.

Возьмём совсем уж пессимистичный сценарий — падение продаж на 50% в течение полугода. Тут уже придётся по-настоящему затянуть пояса — кроме всех предыдущих мер, отказаться от офиса и оплачивать только ключевые для функционирования бизнеса затраты. Фокус — на выживании любой ценой, основная задача — сохранить команду и бизнес.

Найдите узкие места

После просчета всех кризисных сценариев возьмите худший из них и посмотрите, как при нем изменится оборотный капитал (cash flow). Конечно, каждый бизнес получит свою картину. Главное — найти все узкие места и продумать варианты выхода из сложившейся ситуации. Обычно их три: увеличение маржи, привлечение дополнительного капитала либо оптимизация обязательств (отсрочка платежа).

Чтобы увеличить маржинальность, можно просто поднять цены, но это не лучший сценарий (особенно в долгосрочной перспективе). Другие варианты — создавать поток клиентов и генерировать лиды (например продавать больше рекламы) или пытаться увеличивать средний чек, допродавая товары. Здесь каждому бизнесу нужно искать свои возможности, однако во время кризиса (а в нашей стране их сейчас, по сути, даже два) повысить маржу практически невозможно. Поэтому стоит работать по двум другим направлениям.

Сейчас всем бизнесам нужно активно привлекать дополнительный капитал и оптимизировать свои обязательства — пытаться получить у банков кредиты и отсрочки платежей, обсуждать с партнёрами возможности сглаживания рисков. Поэтому важно, чтобы у вас со всеми были выстроены хорошие, открытые и прозрачные отношения. Ваши кредиторы и партнёры должны знать, что вы ничего не скрываете от них, не пытаетесь выехать за чужой счет, а, напротив, принимаете удар на себя и вводите жёсткие меры экономии.

Успокойте клиентов

Фокусируясь на развитии и оборотном капитале, не забывайте о самом важном — своих клиентах. Нужно рассказывать им о том, какие меры вы принимаете и как будете вести себя в кризис (особенно когда речь идет о здоровье людей, как сейчас).

Например, если у вас производство, убедите клиентов в том, что все ваши сотрудники соблюдают предписанные врачами меры безопасности, зоны погрузки и доставки разделены, а все поверхности регулярно обрабатываются дезинфекторами. Онлайн-магазинам и маркетплейсам важно заверить аудиторию, что их доставка, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, работает как часы. Наденьте на курьеров маски и предложите клиентам оставлять товар у их двери — чтобы они лишний раз ни с кем не контактировали. Также стоит добавить (если вы этого еще не сделали) возможность бесконтактной оплаты по карте.

Главная задача такой коммуникации — максимально снизить тревожность людей и объяснить им, что даже в сложившейся непростой ситуации у вас всё стабильно и спокойно. Важно также сформулировать официальную позицию вашей компании — так вы одновременно проявите социальную ответственность и заботу о своих клиентах. Например, Nike просит всех тренироваться дома (Play inside, play for the world), Facebook подготовил для своих пользователей рекомендации на тему коронавируса, а Макдональдс разделил половинки буквы «М» в своем логотипе — чтобы напомнить, как важно сейчас держать дистанцию.

В кризис предпринимателям важно, в первую очередь, оставаться людьми, а не пытаться заработать на панике или тревожности людей. Коронавирус пройдет, рубль окрепнет, а ваши клиенты останутся, — сейчас самое время работать над их лояльностью.