Аномально холодное лето в Москве спутало планы сезонному бизнесу. Для одних плохая погода обернулась убытками, другие — напротив, оказались в выигрыше. Владельцы и руководители московских компаний рассказали Inc., как их бизнес выживает в «не сезон».
Летние кафе, продавцы мороженого, пункты велопроката и магазины солнцезащитных очков уже подсчитывают убытки. Но и в этой ситуации некоторые предприниматели находят решения для сохранения прибыли.
НатаШа Каштанова
арт-директор веранды 32.05
— Обычно наши гости не только сидят за уличными столиками, но и лежат на газонах, танцуют и загорают в шезлонгах. Однако в этом году насладиться летом в полную силу пока не получается. Как мы ни пытались устроить дневную вечеринку на траве — всякий раз ее «смывало» дождем.
Но даже от такой погоды москвичи приноровились получать удовольствие: обедают на веранде днем (пока тепло), а ночью — пляшут внутри веранды. Возможно, мы не досчитаемся какой-то части выручки по итогам двух летних месяцев, но, с другой стороны, август и сентябрь могут быть жаркими.
Виктор Зарин
основатель велопроката «Крути педали»
— На нас погода повлияла очень сильно — заказов стало ощутимо меньше. Думаю, 30-40% клиентов мы потеряли.
Мы не пытаемся как-то дополнительно стимулировать спрос. Если погода плохая — никакими акциями людей уже не заманишь.
Анна Цфасман
основатель «Даблби»
— Наши кофейни, расположенные в парках и других местах для прогулок, конечно, страдают. А те, что рядом с офисами или жилыми домами, — наоборот, выигрывают.
Так что в целом у нас все сбалансировано. Но понимаю, что так удачно складывается не у всех.
Ирина Прохорова
руководитель отдела продаж джелатерии Tim’n’Tim
— Наши сезонные точки открываются в начале мая и закрываются ближе к концу сентября. Этим летом из-за плохой погоды они работают не более 30% всего времени. В наших магазинах под крышей тоже нет какого-то серьезного роста, который обычно наблюдается в летний сезон.
Не называя цифр, могу сказать: погода отразилась на прибыли компании. Только благодаря тому что мы торгуем еще и в магазинах, общее состояние компании не пострадало.
Олеся Ханцевич,
владелец магазина солнцезащитных очков So Sunny
— Мы продаем сезонный товар — солнцезащитные очки премиальных брендов. Поэтому наши продажи сильно зависят от погоды: как только она налаживается — наблюдается оживление (но в этом году такое бывает нечасто).
К сожалению, по сравнению с прошлыми годами, покупательская способность людей в целом уменьшилась — они реже покупают дорогие очки, предпочитая им средний ценовой сегмент. А случаи, когда клиенты покупают сразу несколько пар на все случаи жизни, — и вовсе редкость.
Некоторые компании смогли приспособиться к погодным аномалиям. Дожди и холода мало отразились на их выручке.
Елена Воронина,
менеджер по маркетингу кафе-петанк La Boule
— На нас погода повлияла почему-то положительным образом: посетителей много, как никогда. Возможно, это связано с тем, что мы работаем уже седьмой год: аудитория, которая еще перед сезоном собиралась к нам прийти, — приходит несмотря ни на что. Ну и сказывается наша атмосфера, конечно.
Ольга Калинина,
руководитель отдела маркетинга Uber в России
— Дождь и холод в июне-июле привели к росту спроса на поездки с Uber в Москве (точные цифра компания не разглашает — Inc.). Наше приложение всегда реагирует на колебания: направляет в зоны повышенного спроса водителей — чтобы гарантировать пользователям возможность заказать поездки даже в периоды пикового спроса. Предиктивные модели помогают Uber планировать инвестиции в те или иные маркетинговые направления и каналы — это в конечном итоге выражается в дополнительной рекламе, партнерствах, акциях и промо-предложениях.
Андрей Лукашевич,
управляющий директор DeliveryClub
— У интернет-сервисов похолодание всегда приводит к росту заказов: в некоторые дождливые дни — плюс 19% по сравнению с обычными будними днями. В мае 2017-го мы обслужили более 840 тысяч заказов — это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Всем интернет-сервисам я советую заготовить тексты и креативы под дождь и использовать их в своей рекламе во время плохой погоды. Мы, например, используем специальные пуш-уведомления с советом не выходить на улицу и заказывать доставку.
Юлия Петрова,
создатель проекта городских экскурсий Cozy Moscow
— Экскурсии мы делаем с 2012 года, и у нас есть постоянные клиенты, поэтому плохая погода на нас повлияла не очень сильно.
Наши экскурсанты всегда вооружены зонтами, дождевиками и резиновыми сапогами. Трехчасовая экскурсия под дождем с группой 30-40 человек — нормальная ситуация. Главное — чтобы было не холодно. Кроме того, в плохую погоду мы делаем экскурсии не только на улице, но и в помещениях, — показываем усадьбы, особняки и памятники архитектуры.
Мария Ершова,
представитель бренда резиновой обуви Swims
— Рост интереса к резиновой обуви мы заметили еще прошлым летом, и в этом году продажи у нас идут очень активно — на 30% выше, чем два года назад. Самый популярный товар — мужские галоши.
Мы не проводим никаких специальных промоакций, но контент в социальных сетях, безусловно, коррелируем с погодой. Прежде чем рекламировать тот или иной товар — сверяемся с прогнозом синоптиков.
1. Привязывайте рекламу к погодной ситуации. Публикации в соцсетях, рекламные объявления и промоакции — все это лучше делать с оглядкой на прогноз синоптиков.
2. Имейте запасной план действий. Сезонному бизнесу, который прямо зависит от температуры и осадков, нужно быть готовым к перепадам погоды. Придумайте несколько креативных решений, которые помогут привлечь клиентов в случае проблем с погодой. А летним верандам неплохо бы обзавестись обогревателями и пледами.
3. Диверсифицируйте точки продаж. Киоски и кафе в парках могут приносить сверхприбыль в жаркие дни, но точки в закрытых помещениях с меньшей проходимостью (например, в магазинах и офисных зданиях) смогут уравновесить прибыль и потери от плохой погоды.