16 февраля 2022 • Разобраться • Партнерский материал

Взлетающий рынок: кому и зачем нужны вертолёты

Текст: Виктория Скребцова


Наравне с владением суперъяхтой или виллой на Лазурном побережье, незаменимым статусным атрибутом в поп-культуре считается личный самолёт. Но почему-то не личный вертолёт, хотя у него бо́льшие возможности?

За последние два года спрос на вертолёты среди частных клиентов вырос в три раза. Генеральный директор компании «Вертолётные технологии» Виктор Мартынов рассказал Inc., кто покупает вертолёты и зачем.

16 февраля 2022 • Разобраться • Партнерский материал

Взлетающий рынок: кому и зачем нужны вертолёты

Текст: Виктория Скребцова


Наравне с владением суперъяхтой или виллой на Лазурном побережье, незаменимым статусным атрибутом в поп-культуре считается личный самолёт. Но почему-то не личный вертолёт, хотя у него бо́льшие возможности?

За последние два года спрос на вертолёты среди частных клиентов вырос в три раза. Генеральный директор компании «Вертолётные технологии» Виктор Мартынов рассказал Inc., кто покупает вертолёты и зачем.


Новые возможности

Во-первых, личный вертолёт — это путешествия. На собственном воздушном судне можно добраться до ещё нетронутых природных локаций (слетать на охоту или рыбалку). Во-вторых — это эмоции, новые впечатления: на вертолёте можно «зависнуть» в конкретной точке, будь то собственные владения, территории бизнеса (завода или производства) или достопримечательности. В-третьих, это экономия времени: взлёт не требует специальной полосы, поэтому не нужно ехать в аэропорт.

Отсутствие информации — основная причина малой популярности вертолётов в России: продавцы не рассказывают в СМИ, насколько это удобно и увлекательно. Людям, которые уже многое успели попробовать в своей жизни, вертолёт открывает новые возможности, говорит Мартынов. Собственное судно — больше, чем «просто техника»: это новые впечатления, новые друзья, в каком-то смысле — новый образ жизни. Оно даёт владельцам определённую свободу и спокойствие, которые они раньше искали у тибетских монахов и индийских практиков, — «помогает успокоить мозг».

Дмитрий Волков,

основатель SDVentures, инвестор, серийный предприниматель

Лицензию пилота я получил семь лет назад. С тех пор по выходным летаю. В Подмосковье я тренируюсь: это в основном отработка особых ситуаций вроде остановки двигателя, отказа рулевого винта. А когда появляется возможность, я путешествую на вертолёте — туда, куда сложно добраться на машине или даже на самолёте. Летал на Валаам, на Камчатку в труднодоступный поселок, где в детстве прожил с родителями два-три года, на Соловки. Особенно запомнились полёты в Танзании, на озеро Натрон, где живут колонии Фламинго, в Исландии, в ЮАР над мысом Доброй Надежды, недавно летал в Греции над островом Миконос.


Какие вертолёты используют в России

В первую очередь вертолёты нужны различным спасательным службам (МЧС, санитарная авиация), а также — нефтегазовому сектору. На последний приходится до 40% запросов на новые вертолёты. Поэтому обладатели крупнейшего парка вертолётов в России — «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» и «Транснефть».

В стране налажено собственное производство вертолётов «Ансат», Ми-8, Ми-26, Ка-32. Около 80% из них закупаются для государственных нужд. И если при раскатке линий электропередач или монтажных работах в горной местности они незаменимы, то для частных полётов неоправданны. Себестоимость лётного часа на Ми-8 составляет около 120 тыс. руб. против примерно 40 тыс. руб. при полёте на судне иностранного производства — Airbus Helicopters H125.


Рынок вертолётов в цифрах:

Источник: Росавиация


970 иностранных вертолётов

зарегистрировано в России на январь 2022 года


2-3 месяца

— средний срок поставки ресурсного вертолёта из Европы


В 3 раза

вырос объём заказов на вертолёты за последние два года


250 иностранных вертолётов

было продано за этот период


50 из них

— импортировано в Россию с начала 2020 года

В начале 2010-х наибольшей популярностью в России пользовались американские суда Robinson Helicopter. Причина в том, что они считаются одними из наиболее доступных в ценовом сегменте. Стоимость Robinson R44 начинается от $500 тыс. — это в пять раз меньше стоимости популярных в Европе Airbus Helicopters H125. Однако большинство ввезенных американских судов уже выработали свой ресурс. Теперь рынок перенасыщен предложениями б/у вертолётов под капремонт (оверхол), и на популярных досках объявлений некоторые владельцы готовы отдать их по цене Porsche Cayenne.

Сегодня в России набирают популярность машины Airbus Helicopters, Leonardo Helicopters и Bell Helicopter. Первая компания лидирует в общемировом гражданском вертолётостроении. Её доля в суммарном объёме поставок на 2017 год — почти 50%.


Кто покупает европейские и американские вертолёты

За последние два года сформировался новый тип покупателя — 35-летние предприниматели и инвесторы, в том числе криптовалютные. У последних с ростом биткоина высвободились финансовые ресурсы и, соответственно, расширился спектр интересов. А с тех пор, как возможностей регулярно выезжать за рубеж стало меньше, эти люди ищут новые виды развлечений и досуга внутри страны — например, путешествуют на Камчатку, Алтай и Байкал, в Карелию, Мурманскую область и Дагестан.

Виктор Мартынов,

генеральный директор «Вертолётных технологий»

В начале осени я вернулся из путешествия по Исландии. Там всего 15 вертолётов, и на них очередь — не только из-за количества желающих, но и из-за погоды (осенью сильные ветры). Так совпало, что в Рейкьявике был свободен вертолёт, и за один день я облетел вулкан и ледник, посмотрел на гейзер, слетал искупаться в геотермальном источнике. На машине на это ушло бы минимум три-четыре дня.

Обычно российские пользователи арендуют вертолёты и затем присматриваются к покупке собственного судна. Управление им может стать полноценным хобби: одним приятно просто подняться в небо и получить новые впечатления, другим — совместить полёт с активностями (например, отправиться на охоту или гольф).

Несмотря на то что вертолётами всё больше интересуются предприниматели нового поколения, основной кластер по-прежнему — управленцы от 50 лет: собственники крупного бизнеса, зачастую руководители строительных, горнорудных, лесодобывающих, фармацевтических компаний. Они отличаются более консервативным покупательским поведением: выбирают технически оснащённые модели с дополнительным оборудованием и более комфортным салоном — и, как следствие, дорогие. Такие люди, как правило, не планируют пилотировать сами и нанимают пилотов. У покупателей этой категории популярны Airbus Helicopters H125, H130, H135 на пять-шесть пассажиров (от €2,5 млн), Leonardo AW109 и Leonardo AW119 на пять—семь мест (от €5 млн). К слову, сейчас выгодно привозить из Европы ресурсные вертолёты с небольшим налётом часов. В России до 2023 года отменён НДС 20% на ввоз иностранной техники и снижена ставка таможенной пошлины.

Борис Юнанов,

основатель инвестиционной компании Alias Group

Мне, как предпринимателю, бизнес которого находится в разных городах, необходимо использовать транспорт, который гарантирует удобство, надёжность и быстрые передвижения. Ключевые инвестиционные проекты нашей компании находятся в городах Южного федерального округа. Растущая деловая активность и, как следствие, количество рабочих встреч заставили подумать об оптимизации.

Вертолёт как корпоративное транспортное средство сильно экономит время на перелётах, повышается эффективность работы команды: можно за полдня посетить несколько точек на карте, оперативно решить рабочие вопросы и в тот же день вернуться обратно. Для меня главный KPI — максимальный результат за минимальное количество времени. А сэкономленные часы я с радостью трачу на семью.


Содержание вертолёта предполагает несколько составляющих:

зарплата пилота (а также в некоторых случаях и инженера)

хранение воздушного судна

КАСКО (около 2-3% в год от стоимости вертолёта)

транспортный налог

топливо (условный Airbus Helicopters H130 потребляет 160–180 литров в час при текущей стоимости 65 рублей за литр)


Содержание вертолёта предполагает несколько составляющих:

зарплата пилота (а также в некоторых случаях и инженера)

хранение воздушного судна

топливо (условный Airbus Helicopters H130 потребляет 160–180 литров в час при текущей стоимости 65 рублей за литр)

КАСКО (около 2-3% в год от стоимости вертолёта)

транспортный налог

Вертолёты базируются в ангарах. Если это охраняемая площадка, страховка обходится дешевле. Стоимость аренды парковочного места варьируется от 50 до 200 тыс. рублей в месяц. В отдалённых регионах (например, на Урале или Дальнем Востоке), где таких парковок почти нет, владельцы возводят надувные ангары. Цена вопроса — от 1,5 млн рублей.


Особенности покупки

Чтобы научиться управлять вертолётом, необходимо прослушать курс теории (230 часов), пройти 40 часов лётной практики — и свидетельство частного пилота на руках. Это три—пять месяцев в размеренном режиме. В одной только Москве четыре учебных центра, в других регионах они тоже есть. Найти квалифицированного пилота, если не хотите учиться, просто: на рынке достаточно профессионалов, которых можно привлечь.

Самое важное при покупке — подобрать подходящую модель и сделать правильный выбор. Вертолёты — сложный товар, покупка подразумевает не всегда очевидные нюансы. Рынок знает немало примеров, когда, желая сэкономить на экспертизе, неопытные покупатели переплачивали. Поэтому стоит заранее предусмотреть комиссионные брокера.

Например, один предприниматель купил ресурсный Bell 430, прочитав в интернете, что его дальность 800 км — столько же, сколько до его завода в Сибири. Но он не учёл, что это максимальная дальность при безветренной погоде, с дополнительными баками и без багажа, с ними — около 400 км. Саму модель давно сняли с производства, а в России только четыре пилота имеют допуск к управлению ими. В итоге владелец просто поставил вертолёт в ангар и потерял всякий интерес к авиации. Это стоило ему $2 млн.

Другой свежий кейс: при приёмке вертолёта на заводе фюзеляж оказался на несколько лет старше двигателя. Дело в том, что из-за высокой загруженности производства планер взяли со склада. При этом полное обслуживание планера должно выполняться каждые десять лет — это дорогостоящие и длительные работы. Получилось, что покупатель, сам того не зная, приобрел вертолёт с сокращённым остатком ресурса.

Подобные нюансы могут сильно огорчить будущего владельца, значительно снизить удовольствие от покупки и испортить опыт эксплуатации. Неопытный покупатель не сможет заранее предусмотреть все тонкости. Поэтому важно привлечь специалиста: брокер проконтролирует весь процесс: организует приёмку и возьмёт на себя заботы по ввозу и регистрации воздушного судна.