«Задушит скидками». Как заход маркетплейсов изменит туристический рынок и что будет с профессией турагента

Разобраться • 11 ноября 2025

«Задушит скидками». Как заход маркетплейсов изменит туристический рынок и что будет с профессией турагента

«Задушит скидками». Как заход маркетплейсов изменит туристический рынок и что будет с профессией турагента

Обложка

Автор: Любовь Середа

Обложка: Unsplash 


Wildberries продает на своей площадке все — от носков до холодильников. Теперь к ассортименту добавились туры в Турцию и Египет. Осенью маркетплейс запустил продажи путевок от FUN&SUN, одного из крупнейших игроков отрасли, и сразу предложил скидку 7%. Турагенты восприняли это как объявление войны: поползли слухи о покупке туроператора за сотни миллионов долларов и грядущем «удушении скидками».

Но действительно ли маркетплейс способен перевернуть туристический рынок? Почему россияне до сих пор не привыкли покупать путевки онлайн, хотя авиабилеты выбирают исключительно в интернете, и исчезнет ли профессия турагента? «Инк» разбирался в ситуации вместе с экспертами отрасли.

Wildberries продает на своей площадке все — от носков до холодильников. Теперь к ассортименту добавились туры в Турцию и Египет. Осенью маркетплейс запустил продажи путевок от FUN&SUN, одного из крупнейших игроков отрасли, и сразу предложил скидку 7%. Турагенты восприняли это как объявление войны: поползли слухи о покупке туроператора за сотни миллионов долларов и грядущем «удушении скидками».

Но действительно ли маркетплейс способен перевернуть туристический рынок? Почему россияне до сих пор не привыкли покупать путевки онлайн, хотя авиабилеты выбирают исключительно в интернете, и исчезнет ли профессия турагента? «Инк» разбирался в ситуации вместе с экспертами отрасли.

Больше чем друзья?

Слухи о покупке туроператора FUN&SUN маркетплейсом Wildberries (точнее, объединенной компанией Wildberries & Russ, ООО РВБ) начали ходить по рынку еще летом. 12 сентября компании выпустили совместный пресс-релиз о начале стратегического партнерства. Туроператор FUN&SUN получил на Wildberries вкладку «туры» на эксклюзивной основе — там сейчас выставлены только его турпакеты.

Хотя во многих федеральных СМИ недавно была опубликована информация о приобретении (называется даже сумма — 50 млрд руб., т.е. около $600 млн) FUN&SUN, официального подтверждения этого факта нет. А источники «Инка» из разных сфер туристической отрасли говорят, что сделка по меньшей мере еще не завершена. Косвенно об этом говорит и то, что обе стороны не комментируют любую такую информацию. Но и не опровергают впрямую.

Тем не менее показательно: несмотря на то что онлайн-продажи туристических услуг Wildberries развивает с 2023 года, отдельное юрлицо «РВБ Тревел» было зарегистрировано только в июле 2025 года. То есть ровно тогда, когда на рынке стали говорить о покупке FUN&SUN.

Сделка, если она есть или реально планируется, будет сложной, учитывая разницу сфер и моделей бизнеса двух компаний. И, скорее всего, этапной — сначала стратегическое партнерство с эксклюзивом для FUN&SUN на крупнейшей онлайн-витрине России, тестирование различных способов продаж, оценка эффективности, аудит, и уже затем следующие шаги.

Два титана

Если (и когда) сделка состоится, ее масштаб будет сложно переоценить. Wildberries, по данным ФАС за 2024 год, маркетплейс №1 в РФ (около 47% этого сегмента рынка). По данным аналитической компании INFOLine, за этой площадкой — 33% всего рынка онлайн-торговли в стране и 20% всех розничных продаж в России.

Стоимость бизнеса только маркетплейса до слияния с RUSS была $7,9 млрд. Чистая прибыль объединенной компании Wildberries & Russ в 2024 году — 104 млрд руб.

FUN&SUN, в свою очередь, один из крупнейших туроператоров России. Количество франчайзинговых турагентств (работающих под вывеской туроператора) в 2025 году достигло 630 — это второе место после Coral Travel и Sunmar. Чистая прибыль FUN&SUN составила в 2024 году чуть менее 5 млрд руб. Это единственная компания из туриндустрии, вошедшая в рейтинг ТОП-500 крупнейших предприятий России по объему выручки по версии РБК.

Основа бизнеса — продажа пакетных туров за границу. По официальным данным ЕФРТ, в 2024 году только пакетных туров в зарубежные страны FUN&SUN продал на 91,4 млрд руб. По данным турецких источников интернет-портала АТОР, близких к TÜRSAB (Ассоциации туристических агентств Турции), FUN&SUN по итогам 2024 года стал крупнейшим продавцом туров в Турцию, направлении №1 по объемам в выездном туризме России, обслужив более 1 млн туристов и обогнав прежнего лидера — группу Anex (туроператоры Anex и «Интурист»).

У FUN&SUN самая большая на всем рынке страховка — на гигантскую для туротрасли сумму 6,5 млрд руб. И самая большая общая сумма резервов, накопленных в государственных фондах, — уже более 2 млрд руб.

Чего боятся турагенты

Сразу после начала стратегического партнерства с FUN&SUN маркетплейс в сентябре начал активность для нового ассортимента. В частности, запустил масштабную рекламную кампанию в интернете, а также на наружных носителях.

Список сейчас включает только пять зарубежных направлений (Турция, Египет, ОАЭ, Таиланд и Вьетнам). В начале продаж стран было 10 (были также туры по России, в Абхазию, на Маврикий, в Венесуэлу и Азербайджан). Часть из них, очевидно, сняты в силу сезонности (Абхазия, Азербайджан). Другие, вероятно, не зашли, и туроператор в онлайне сосредоточился только на простом массовом продукте.

Wildberries-RUSS

Пресс-служба объединенной компании Wildberries-RUSS

«Стратегическое партнерство с FUN&SUN и появление платформы туров стало ответом на запрос пользователей Wildberries на сервис высокого уровня в привычной для них цифровой среде… В топ направлений по популярности у потребителей на WB Travel входят туры в Египет (35% от общих продаж) и Турцию (35%), ОАЭ (20%), а также Таиланд и Вьетнам».

Отметим, что FUN&SUN продает через площадку Wildberries только туры на моментальном подтверждении, то есть со стопроцентной оплатой, без рассрочек. При этом скидка при оплате через WB-кошелек, которая широко используется для других товаров на маркетплейсе, отсутствует.

В сентябре Wildberries Travel продавал туры FUN&SUN со скидкой 7%. Это вызвало резко негативную реакцию турагентств, особенно франчайзи. На встрече с руководством туроператора последние пожаловались на нарушение принципа паритета цен (7% — это фактически размер базовой агентской комиссии). Звучали также обвинения, что «Wildberries уводит клиентов у агентств».

Туроператор парировал: маркетплейс запустил свою краткосрочную акцию, имеет право. Об «уводе клиентов» тоже поспорили: в онлайн, по мнению FUN&SUN, идет иная аудитория, чем в агентства, а громкая рекламная кампания лишь принесла пользу франчайзинговой сети. Плюс у турагентов есть масса инструментов, отсутствующих у Wildberries, например возможность бронирования тура в глубину с беспроцентной рассрочкой (минимальный первый взнос и далее полная оплата за две недели до вылета).

Однако через некоторое время Wildberries Travel демпинговать прекратил. Вообще подобная практика со скидками вовсе не новинка для российских туроператоров. На днях «Библио-Глобус» клиентам, приобретающим путевки онлайн на сайте компании, давал скидку в размере 10% от стоимости тура, что вдвое превышает агентскую комиссию его партнерам.

Можно предположить, что в случае FUN&SUN страхи были преувеличены из-за новостей о покупке маркетплейсом туроператора. Если суммировать слухи, они сводятся к тому, что в итоге будущей сделки с Wildberries FUN&SUN начнет продавать туры преимущественно напрямую, онлайн, а «маркетплейс задушит агентов скидками».

Впрочем, повторим, что о подробностях сделки Wildberries и FUN&SUN, если она и планируется, достоверно не известно ничего. И хорошо бы сначала посмотреть, а сможет ли вообще онлайн-канал заменить или хотя бы сильно сократить офлайновые продажи туров у классических агентств.

Купить у «живого человека»

Основатель интернет-магазина пакетных туров Onlinetours.ru Константин Победкин оценивает сегмент онлайн-продаж на рынке пакетных туров примерно в 15%. Эта цифра включает как продажи через крупнейшие ОТА (Travelata.ru, Onlinetours.ru, Level. Travel, «Слетать.ру»), так и прямые онлайн-продажи на сайтах туроператоров. В последние несколько лет сегмент растет невысокими темпами, прибавляя 2–3% в год.

Людмила Бурлакова, директор по тренд-аналитике компании «Ипсос Комкон», говорит, что по данным исследования «РосИндекс» (первое полугодие 2025 года), среди россиян, совершавших поездки за рубеж, 14% покупали туруслуги через интернет за последние три месяца и эта доля стабильна в последние три года.

Константин Победкин

Константин Победкин

Основатель интернет-магазина пакетных туров Onlinetours.ru

«Сильный толчок росту дала пандемия — по нашим оценкам, в 2019 году доля онлайна была втрое меньше нынешней. Но сейчас бума уже нет. Хотя сами по себе онлайн-продажи в туризме появились достаточно давно».

Для сравнения: по последним оценкам «М.Видео-Эльдорадо», доля онлайн-продаж бытовой техники и электроники на российском рынке составляет 60%, в сегменте аксессуаров — 90%.

И тем не менее 15% от рынка продаж пакетных туров — это сотни тысяч россиян.

Как отмечает Константин Победкин из Onlinetours, рассуждения о том, что туристы боятся идти в онлайн, а предпочитают «живого человека в офисе и договор с печатью», — скорее, из разряда стереотипов. В России как раз в принципе не боятся покупать онлайн. Факт: почти 100% авиабилетов в России выбирают и приобретают в Интернете. То же и в отельной отрасли: по данным Traveline, в 2024 году доля бронирований отелей через OTA составила 58%, но почти все остальное — тоже онлайн, только на сайтах самих гостиниц.

«Не менее половины “обычных” турагентов работают с клиентами удаленно — через WhatsApp или другие мессенджеры, по телефону и пр. Договора высылаются там же, сама оплата тоже происходит онлайн, по ссылке», — рассказывает Константин Победкин.

Эксперт подчеркивает, что барьер — в другом моменте.

Константин Победкин

Константин Победкин

Основатель интернет-магазина пакетных туров Onlinetours.ru

«Туры — тяжелый продукт для покупки в онлайне. И еще относительно дорогой. Но главное — на российском рынке есть сформировавшаяся привычка покупать этот продукт с ассистированием от специалиста. Люди привыкли к тому, что «с той стороны» сидит человек, который тебе поможет подобрать отель, перелет и пр. Многолетнюю привычку сломать очень сложно, хотя постепенно она меняется».

Сейчас у онлайна и офлайна принципиально разная аудитория. По оценкам экспертов, в Сети покупают туры:

  • те, кто знает, куда и в какой отель ему надо (бывал, посоветовали знакомые, видел в Интернете, у блогеров и пр.);
  • те, кто считает, что сам в состоянии выбрать тур (берут хиты, скажем, «Турция все включено с прямым перелетом»);
  • те, кто гонится за горящими турами и кому не столь важны детали.

Остальные пойдут к классическому турагенту. Среди них те, кому нужен сложный тур со стыковочным перелетом, несколькими отелями. Или очень дорогой, где важны все детали. Интересно, что российские онлайн-агрегаторы туров для таких клиентов в итоге создали и свои офлайн-агентства по франшизе, например «Слетать.ру», Travelata.ru, Onlinetours.ru.

И вот еще что интересно. На самом деле для покупателей туров не особо важна «поддержка во время путешествия». Тезис «а кто же будет разруливать проблемы туриста на отдыхе» — классическая «ошибка выжившего».

Но офлайн-турагенты успешно продают такую опцию как свою дополнительную ценность. В результате их аудитория приучена, что «по любым вопросам» можно писать агенту. Однако те, кто продает туры в онлайне, говорят, что такой привычки у их туристов нет.

По данным Onlinetours, больше 80% их покупателей не беспокоят продавца ни по каким поводам. Обращаются с жалобами и просьбами решить проблему на отдыхе только 3%.

Меняются ли правила игры

В ответе на этот вопрос важны несколько моментов. Во-первых, какова будет бизнес-модель у маркетплейса именно в плане продажи туров. Если там будут продукты только одного туроператора, как сейчас, это возможное ограничение ниши. И маркетплейс в этом плане, скорее, будет сосуществовать, а не конкурировать с офлайном.

Пока что у WB Travel нет сервиса подбора и консультирования перед покупкой. То есть фактор «ассистирования», вероятно, не заложен в модель продаж.

Потребительскую психологию клиентов, привыкших к решению их проблем, описывает глава турагентства «Изюм Тур» Екатерина Рыбкина:

Екатерина Рыбкина

Екатерина Рыбкина

глава турагентства «Изюм Тур»

«На маркетплейсе нет человека, который может проконсультировать, и это очень важно. Если я, допустим, смотрю туры во Вьетнам и есть 10 отелей примерно по одной цене, выбрать сложно. Даже на онлайн-агрегаторах можно написать в чат поддержки».

Но Константин Победкин из Onlinetours отмечает, что создание кол-центра и службы поддержки туристов — стандартная задача, которая вполне по силам и средствам даже средней компании, не то что гиганту Wildberries. У российских OTA в таких службах работают 40–50 человек. Другие эксперты высказывают предположение, что в будущем (и уже недалеком) роль первичного ассистента мог бы взять на себя ИИ.

По мнению Рыбкиной, WB Travel не будет вступать в прямую конкуренцию и с онлайн-агрегаторами пакетных туров.

Екатерина Рыбкина

Екатерина Рыбкина

глава турагентства «Изюм Тур»

«Последние могут предложить туры от множества туроператоров, а здесь на онлайн-витрине только один».

Константин Победкин согласен с коллегой. «У WB Travel сейчас модель продаж монопродукта стратегического партнера маркетплейса — FUN&SUN. Пока что ценности агрегатора туров нет и мы не видим попыток ее создать. Так что пока не опасаемся конкуренции», — говорит эксперт.

Второй вопрос: на какую аудиторию будет работать WB Travel? Как замечает Алексей Комолов, ведущий консультант по вопросам клиентской лояльности, автор канала LokomoLoyalty, маркетплейсы работают в значительной степени на привлечение новой аудитории, выходя в новые продуктовые сегменты. Для многих игроков это еще и вопрос повышения их капитализации. И низкая цена является ключевым фактором стратегии привлечения.

Не исключено, что расчет WB Travel и состоял в том, что в России есть масса людей, которые не путешествуют, или покупают туры редко, эпизодически, или привыкли планировать путешествия самостоятельно, что сегодня сложнее, чем в 2019 году. И выгодное предложение от маркетплейса, которому они доверяют, может привлечь эту новую аудиторию.

Константин Победкин не исключает, что новый игрок с большими бюджетами и огромной аудиторией может в целом подстегнуть интерес к онлайн-продажам туров.

Константин Победкин

Константин Победкин

Основатель интернет-магазина пакетных туров Onlinetours.ru

«У определенного количества людей появится новый опыт, и это нам уже в плюс».

Уронят ли цены

В привлечении новой аудитории туристов маркетплейс однозначно будет делать ставку на цену и скидки.

Косвенно это подтвердили «Инку» и в пресс-службе объединенной компании Wildberries-RUSS. «Планы по развитию WB Travel и повышению интереса к платформе и представленным на ней туристическим продуктам предусматривают интеграцию с разными системами лояльности, которые есть у “РВБ”», — рассказали там.

Алексей Комолов

ведущий консультант по вопросам клиентской лояльности, автор канала LokomoLoyalty

«Покупатели ждут от маркетплейсов прежде всего низких цен. Инструмент в виде скидок или квазискидок (кешбэк) обязательно будет. Он привычен для этих игроков, и они, видимо, будут пытаться его активно внедрить и на туристический рынок, где он до сих пор использовался достаточно ограниченно».

«Wildberries — это огромный игрок, вышедший за границы просто маркетплейса. У них огромная аудитория. Если она лояльна, то купит и туры на Wildberries. Но я думаю, что их основной клиент — та категория туристов, что ищет выгоднее, дешевле. Именно поэтому WB Travel сразу заходили со скидок, потому что это основное, чем они могут конкурировать», — считает Екатерина Рыбкина из «Изюм Тура».

Согласно ежегодному исследованию «РосИндекс», в среднем 61–62% респондентов всех возрастов в последние три года «ищут предложения со скидкой». Причем это более характерно для родителей детей до 12 лет — среди них в 2025 году так отвечают 68%. А наиболее «устойчивы» к акциям, как ни странно, пенсионеры (58%), уточняет г-жа Бурлакова.

Константин Победкин из Onlinetours не исключает, что при определенных условиях новый большой онлайн-игрок может нащупать «рычаг», который мог бы изменить саму привычку покупать тур «с ассистированием».

Константин Победкин

Константин Победкин

Основатель интернет-магазина пакетных туров Onlinetours.ru

«Вспомним “Яндекс-такси”. В самом начале это же был просто заказ машины через “Яндекс”. А потом оказалось, что сервис соединяет два преимущества: он и удобнее, и дешевле. Такой “коктейль” изменил и саму потребительскую привычку, и весь тогдашний рынок такси».

Но заранее оговаривается, что в туризме это сделать сложнее: продукт более комплексный.

Как бы то ни было, подчеркивает эксперт, если Wildberries и вправду осуществит слияние с FUN&SUN, то, сделав такую огромную ставку, этот игрок с туристического рынка уже не уйдет.