Разобраться • 7 мая 2025
Wildberries vs. Ozon: что выбирают селлеры?
Wildberries vs. Ozon: что выбирают селлеры?
Текст: Ксения Славина
Объем рынка ecommerce в России в 2024 году достиг 11,3 трлн руб. Крупнейшие торговые онлайн-площадки — маркетплейсы Wildberries и Ozon — занимают 56,7% рынка с оборотом 3,75 и 2,69 трлн руб. соответственно. По прогнозам, в 2025 году отрасль вырастет еще примерно на 32%.
Активное развитие онлайн-торговли увеличивает требования к бизнесу и запросы пользователей. «Инк.» пообщался с селлерами и выяснил, в чем разница между Wildberries и Ozon, на какой площадке удобнее работать и чем отличаются предпочтения покупателей.
Объем рынка ecommerce в России в 2024 году достиг 11,3 трлн руб. Крупнейшие торговые онлайн-площадки — маркетплейсы Wildberries и Ozon — занимают 56,7% рынка с оборотом 3,75 и 2,69 трлн руб. соответственно. По прогнозам, в 2025 году отрасль вырастет еще примерно на 32%.
Активное развитие онлайн-торговли увеличивает требования к бизнесу и запросы пользователей. «Инк.» пообщался с селлерами и выяснил, в чем разница между Wildberries и Ozon, на какой площадке удобнее работать и чем отличаются предпочтения покупателей.
Бренд японской косметики Bohicare начал работу с маркетплейсами одновременно с открытием своего онлайн-магазина в 2023 году. Сначала компания освоила Wildberries и Ozon, а уже потом другие российские и международные площадки. Первыми товарами Bohicare стали концентрированные ампулы с идебеноном и комплексом из семи видов пептидов.
Светлана Сон
основательница Bohicare
«Современный бизнес, ориентированный на рост, расширение аудитории и развитие, практически не может обойтись без e-commerce. За последние годы электронная коммерция настолько прочно вошла в повседневную жизнь, что в четырех случаях из пяти покупатель, особенно если речь идет о знакомом ему продукте, выберет онлайн-покупки».
Процесс регистрации на Ozon оказался интуитивно более понятным для команды Bohicare благодаря быстрому введению данных и автоматизации ряда операций. Wildberries потребовал большего внимания к деталям, например в части подготовки штрих-кодов и работы с Excel-файлами.
Светлана отмечает, что Ozon выделяется своим функционалом и инструментами для продвижения товаров и работы с карточками продуктов. В то время как Wildberries предоставляет более доступные условия для поставок и частые выплаты, что выгоднее для продавцов с большим товарооборотом. «Оба маркетплейса значительно расширяют свою функциональность и предоставляют мощные инструменты для продавцов, что значительно упрощает взаимодействие с покупателями: на Ozon активно внедряются финансовые услуги и системы лояльности, а Wildberries усиливает персонализированные рекомендации», — добавляет основательница Bohicare.
Бренд ореховых паст MaryJane’s начал производство в 2016 году, но на Ozon и WB продукция появилась только в 2020 году — в самый разгар пандемии COVID, когда команда искала новый рынок сбыта в условиях закрытых офлайн-магазинов. Регистрация на площадках требовала наличие ЭЦП, электронного документооборота и зарегистрированного товарного знака, и это долгое время останавливало основательницу бренда Марию Анкудинову от сотрудничества с маркетплейсами.
Сегодня система регистрации намного проще, а самое сложное для команды MaryJane’s — «выловить» лимиты на поставку.
Мария Анкудинова
основательница MaryJane’s
«Товар лучше продается, когда он лежит на складе маркетплейса по системе ФБО, при которой все операции, связанные с продажей, осуществляет сама площадка. Так он дойдет до покупателя намного быстрее — его начнут собирать и отправлять условно уже через две минуты после заказа. У маркетплейсов склады не резиновые и часто нет места, также может произойти пожар или потоп, что уже было в нашей практике. Так что мы постоянно ловим места. А если не получается, упаковываем по одному товару и сами везем на пункт приема».
Основательница MaryJane’s отмечает, что комиссии и логистика у Ozon и Wildberries примерно одинаковые. При этом она считает, что один маркетплейс не заменяет другой как для покупателей, так и для поставщиков, — продавцам лучше присутствовать везде и охватывать разную аудиторию. А еще обязательно следить за нововведениями.
Мария Анкудинова
основательница MaryJane’s
«У меня есть менеджер по маркетплейсам, который проходит обучение, общается в чатах и в курсе всех обновлений, которые нужно отслеживать. Можно пропустить одну галочку, и товар просто перестанет продаваться».
Компания Sofia mom начала работать с Wildberries и Ozon во второй половине 2018 года. Семейный бренд для мам вначале продавал на электронных площадках одежду для беременных и кормящих, а затем добавил различные аксессуары — сумки в роддом, карточки для фотосессии, сумки на коляску, бандажи, масла от растяжек и папки для документов.
Анастасия Шмелева
основательница Sofia mom
«Пожалуй, самое сложное для меня в работе на маркетплейсах — проверять отчеты и считать юнит-экономику. У каждого маркетплейса здесь свои тонкости. Но это необходимо делать, чтобы видеть реальную прибыль. Еще один непростой момент — распределение товара по всем регионам страны, особенно в категории одежды. Очень важно, чтобы в максимальном количестве регионов страны была быстрая доставка наших товаров покупателям. Плюс скорость доставки влияет на ранжирование товара в поисковой выдаче».
Принципиальная разница между площадками, по мнению Анастасии Шмелевой, — в техподдержке. «На Ozon больше шансов добиться быстрого решения вопроса, в то время как до службы поддержки WB сложно достучаться через шаблонные ответы». Основательница Sofia mom отмечает, что у Ozon также есть бесплатная обучающая платформа с уроками, что особенно удобно для новичков. А еще маркетплейс проводит еженедельные онлайн-встречи с поставщиками и экспертами на актуальные для продавцов темы.
Анастасия Шмелева
основательница Sofia mom
«Сейчас мне проще работать с Ozon — нет проблем с поставками на склады, не нужно искать окошки для поставок по системе ФБО. И на этой площадке, на мой взгляд, проще вывести товар на одну страницу, не все места заняты внутренней рекламой, в отличие от WB. Ozon для меня выигрывает по удобству, прозрачности и адекватной техподдержке».
Далия Гайнанова
основатель бренда GT Dress
«У нас необычная категория, мы шьем адаптивную одежду для детей. Нам важно, чтобы покупатель знал, что товары можно купить на маркетплейсе, и мог их найти».
Основная сложность для бренда при выходе на маркетплейсы была в отсутствии нужной категории на площадках. Ozon пошел навстречу и создал отдельную группу для подобной продукции. Команда GT Dress также просила создать отдельную категорию и на Wildberries, но их запрос не был удовлетворен. Поэтому там товар найти намного сложнее.
Далия Гайнанова
основатель бренда GT Dress
«Очень важно, чтобы такие площадки слышали просьбы предпринимателей. Ozon в этом плане идет быстрее, в ногу со временем, — он более социально адаптированный. Для нашей аудитории также есть возможность платить социальными сертификатами, которые предоставляет государство».
Она также отмечает, что поддержка Ozon работает намного быстрее и всегда отвечает, в отличие от WB, где очень сложно связаться со специалистами. При этом создание поставок и работа с клиентами не вызывает труда ни на одном маркетплейсе.
Максим Попов
сооснователь бренда Paragraph Collection и автор Telegram-канала «Развитие на маркетплейсах»
«Самое сложное в самом начале — разобраться в алгоритмах и понять, как правильно запустить товар и сделать так, чтобы он хорошо продавался. Главное удобство WB — огромное количество сервисов аналитики для изучения конкурентов и поиска свободных рынков и более востребованных ниш. В дополнение площадка предлагает более выгодные комиссии и логистику. На Ozon мы тоже торгуем, но нам в разы удобнее работать на Wildberries, потому что он полностью оцифрован и прозрачен для нас, а также очень предсказуем как маркетплейс».
Однако, кроме удобства, есть и трудности. «WB постоянно проводит акции и часто вынуждает сильно опускать цену. Нужно искать варианты избежать этих акций, но при этом сделать так, чтобы товар продолжал нормально продаваться», — добавляет Максим Попов. А вот самый большой недостаток Ozon, по мнению предпринимателя, — неудобно сделанная реклама, которую невозможно точно настроить и проанализировать. Сейчас возможностей стало больше, но Wildberries все равно сильно опережает в этом направлении.
Максим Попов
сооснователь бренда Paragraph Collection и автор Telegram-канала «Развитие на маркетплейсах»
«На Ozon немного удобнее работать с отзывами, но есть и другой нюанс. Маркетплейс сам принимает решение о возврате товара, в то время как на Wildberries продавец решает, одобрять или не одобрять возврат. Очень часто покупатели пытаются вернуть другой товар или тот, который они сами сломали».
Светлана Сон
основательница Bohicare
«Одна из самых больших трудностей — непредсказуемость скидок, установленных маркетплейсами. Мы вынуждены корректировать цены, чтобы поддерживать конкурентоспособность наших партнеров в B2B-сегменте. Стоимость товаров с учетом скидок, которые устанавливаются платформами, часто оказывается ниже розничной цены. Это требует адаптации наших предложений и корректировки изначальных цен, чтобы избежать демпинга».
Далия Гайнанова
основатель бренда GT Dress
«Самый большой минус — то, что сама площадка может в любой момент снизить цену товара и сделать ее даже ниже себестоимости. И любят они делать это ровно в полночь, поэтому наутро может быть сюрприз».
Максим Попов
сооснователь бренда Paragraph Collection и автор Telegram-канала «Развитие на маркетплейсах»
«Раньше товар регулярно терялся, его неправильно принимали и в результате покупатели получали не то, что заказывали. Сейчас такие случаи происходят гораздо реже и маркетплейсы сами компенсируют потерю, если все же она произошла. В редких случаях приходится писать запросы в поддержку, разбираться и предоставлять доказательства, что мы правильно все отгрузили».
Далия Гайнанова
основатель бренда GT Dress
«Иногда мы сталкиваемся с расхождениями при поставке. Но площадки предоставляют видеоподтверждение приемки товара и мы можем посмотреть и все перепроверить».
С потерей товара ни разу за семь лет работы с маркетплейсами не сталкивалась и Анастасия Шмелева. Однако два года назад Wildberries совершенно неожиданно удалил с сайта одно из топовых платьев бренда в пяти цветах.
Анастасия Шмелева
основательница Sofia mom
«Это произошло как раз в тот момент, когда мы готовились к летнему сезону и отгрузили большую партию товара на склады. Техподдержка не смогла быстро исправить ошибку, и платья вернулись на сайт только в конце лета, когда сезон уже прошел. При этом часть размеров на карточках удвоилась и эту проблему техническая поддержка не могла решить в течение следующего года, даже несмотря на письма в Минпромторг».
Команда MaryJane’s один раз потеряла партию товара во время потопа на складе маркетплейса, но площадка компенсировала все потери. Однако основательница компании вспоминает еще один случай, когда сам бренд отгрузил не совсем проверенную продукцию — первую партию кокосовой сгущенки.
Мария Анкудинова
основательница MaryJane’s
«Через некоторое время она начала вздуваться, киснуть и лопаться прямо в банке. Оформить возврат было очень сложно и дорого — надо было заплатить за сборку каждой единицы и вывезти все со склада в другом городе. В итоге мы сами выкупали всю партию, по 10–20 банок».
По мнению Светланы Сон, Ozon привлекает более платежеспособных клиентов, что делает его интересным для брендов, ориентированных на высокие доходы. Wildberries, в свою очередь, охватывает более широкую аудиторию и активно работает с большими объемами продаж.
На Wildberries больше категорий и шире ассортимент, поэтому и продажи также гораздо активнее, добавляет Максим Попов.
Максим Попов
сооснователь бренда Paragraph Collection и автор Telegram-канала «Развитие на маркетплейсах»
«У нас на WB примерно в пять раз больше обороты, чем на Ozon, и, соответственно, прибыль. На Ozon сейчас хорошо идет техника и одежда — все равно меньше, чем на WB, но зато именно по одежде у Ozon лучше условия».
Анастасия Шмелева
основательница Sofia mom
«На мой взгляд, на Wildberries пользователи больше склонны к импульсивному шопингу, на Ozon же приходят с четким намерением приобрести определенный товар, используя фильтры и текстовые описания. У Wildberries сильные позиции в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. А Ozon активно расширяет присутствие в регионах, открывая пункты выдачи даже в отдаленных маленьких городах и селах».
Активность покупателей также сильно зависит от категории товара и наличия рекламы, добавляет предпринимательница.
Анастасия Шмелева
основательница Sofia mom
«Несколько лет назад Wildberries лидировал и по трафику покупателей, но сейчас цифры маркетплейсов выравниваются. Например, раньше одежду многие покупатели заказывали именно на WB, Ozon даже не рассматривали для таких покупок. Потом Ozon стал активно развивать направление fashion, реализация таких товаров сильно выросла и сейчас иногда даже превышает продажи тех же товаров на WB».
Соглашается с этим мнением и Мария Анкудинова.
Мария Анкудинова
основательница MaryJane’s
«До прошлого года активнее покупали на Wildberries, но в последнее время цифры примерно одинаковые. Как я понимаю, Ozon сам начал вкладываться в маркетинг и рекламу и увеличил продажи, занимая все большую долю рынка. К тому же на Wildberries очень плохое SEO и поиск по запросу».
Несмотря на внезапные скидки, не всегда грамотную техподдержку и чрезвычайные происшествия, селлеры согласны в одном: работать с маркетплейсами в современном мире, скорее, необходимость для предпринимателей.
Максим Попов
сооснователь бренда Paragraph Collection и автор Telegram-канала «Развитие на маркетплейсах»
«Любая компания, которая что-то продает, должна выходить на маркетплейсы, если это условно не продуктовый супермаркет. В остальных случаях — это один из классных способов развития любого бизнеса».
Светлана Сон
основательница Bohicare
«Для брендов маркетплейсы — не только канал продаж, но и инструмент продвижения. Платформы активно развивают рекламные возможности, системы аналитики и персонализированные рекомендации, что позволяет эффективно работать с целевой аудиторией. Некоторые компании успешно обходятся без онлайн-продаж, но это, скорее, исключение, чем правило. В современном мире игнорировать возможности e-commerce — сознательно ограничивать свой потенциал роста».
Далия Гайнанова
основатель бренда GT Dress
«Маркетплейсы — огромная возможность расширить географию продаж, увеличить узнаваемость бренда и привлечь новую аудиторию».