Разобраться • 31 декабря 2021

«Взлет, душнилово, надежда» —

предприниматели выбирают слово года

«Взлет, душнилово, надежда» — предприниматели выбирают слово года

Фото: Daria Botieva / Getty Images


По версии Оксфордского словаря, словом 2021 года стала «вакцинация», по версии Кембриджского — «настойчивость». Представители российского бизнеса рассказывают для Inc. Russia, что они считают главной своей победой года, а что — главным поражением. А также выбирают слово, которое лучше всего охарактеризовало бы уходящий год лично для них.

«Душнилово»

Александр Ларьяновский

управляющий партнер Skyeng

Для нас 2021 год прошел лучше, чем предыдущий, но надежды тоже отнял больше. Главная победа заключается в том, что мы, предприниматели, выжили, хотя нас и выживают. Поражение — мы не умеем за себя постоять.

«Надежда»

Анатолий Сморгонский

CEO Gett в России

Надежда — хорошее, жаль, давно забытое женское имя. А если серьезно, слово уходящего года с большой буквы — «Надежда». Появились вакцины от COVID-19, границы стали постепенно открываться, бизнес смог перестроиться под новую реальность, а люди снова стали строить планы на будущее.

На мой взгляд, 2021 год оказался гораздо лучше для бизнеса, чем предыдущий. Пандемия застала всех врасплох: предпринимали во многом действовали интуитивно, не было времени протестировать гипотезы, необходимо было принимать рискованные решения. Большинству предпринимателей в 2021 году все же удалось адаптироваться, подготовиться к внезапным локдаунам и все же принять факт, что все контролировать — невозможно.

Для Gett победой года стала трансформация из ride-hailer компании в международную software-платформу для бизнеса по управлению наземным транспортом. Процесс трансформации начался в ноябре 2019 года — вместе с российской командой удалось вывести компанию на новую ступень развития.

Поражение года, на мой взгляд, — прививочная кампания. Темпы вакцинации в России по-прежнему очень низкие, а заболеваемость и смертность растут. Второй провал — это отсутствие взаимного признания вакцин между многими странами. ВОЗ до сих пор не одобрила ни одну из российских вакцин, что усложняет и путешествия по миру, и коммуникацию с зарубежными партнерами. Например, иностранные коллеги не могут приезжать в Россию, что для нас, как международной компании, очень важно. Туристы не могут путешествовать по России, хотя опыт проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году показал, насколько иностранцам интересна наша страна.

«Фешенебельно»

Валерий Шарипов

основатель Malivar

Если говорить коротко и в рамках бизнес-показателей, 2021 год прошел лучше предыдущего. Для нас он оказался поворотным: мы стали продавать за рубеж, открыли американскую компанию и шаг за шагом становимся международным игроком. На рынке происходит бум метавселенных, быстрое развитие AI и рост вычислительных мощностей — и все это играет на руку. Многие компании поняли, зачем им виртуальные аватары в коммуникациях. Из трудностей могу отметить сокращение рекламных бюджетов в целом по рынку — многие бизнесы пострадали в пандемию. Но появились и новые ниши.

Победа года: мы стали международными и успешно привлекаем клиентов. Поражение: провалы в найме в условиях роста — резко потребовались редкие специалисты. Поэтому, чтобы все настроить, потребовалось больше времени.

«Взлет»

Илья Сотонин

основатель и директор Doma.ai

(входит в «Сбер»)

Наш 2021 год прошел весьма позитивно. Doma.ai стал частью экосистемы «Сбера» — сделку закрыли весной. Примечательно, что из-за пандемии мы готовили сделку удаленно, но все прошло лучше всяких ожиданий.

Еще одно важное достижение года — успешный экзит из «Лиги ЖКХ». Активность на рынке, когда управляющие компании покупают и продают, показывает, что он развивается. И предприниматели, создавая УК, могут рассчитывать на кешаут и продажу своей компании другим игрокам. При этом у нас осталась одна совместная с застройщиком из Екатеринбурга УК, которая является тестовой площадкой для решений Doma.ai.

Вхождение в экосистему «Сбера» — это действительно важнейшая победа и событие года для нашей компании. Сложно сказать, что с нами случались крупные поражения, но в числе мелких неприятностей я бы назвал ограничения, связанные с коронавирусом. Дело в том, что нам начали поступать предложения от европейских управляющих компаний, но пока приходится притормозить развитие в этом направлении.

«Масштабирование»

Павел Воробьев

исполнительный директор QRate

2020 год был непростым: многие пилотные проекты сдвинулись, демонстрации отменились, мероприятия перешли в онлайн-формат. На сегодняшний день основной источник дохода — продажа научно-образовательных комплексов. Из-за того что бюджеты вузов были перенаправлены на реализацию дистанционного обучения, воронка продаж сузилась.

2021 год характеризуется ростом числа людей, изучающих квантовые коммуникации, а значит, и ростом заинтересованных в покупке учебных заведений. Помимо этого, мы видим пусть и не самый стремительный, но рост интереса со стороны бизнеса. Если еще полтора-два года назад все ограничивалось теорией, то сегодня компании начинают выражать желание присоединиться к рынку квантовых коммуникаций.

Победа года — открытие первой в России квантовой сети с открытым доступом.

Поражение — темпы коммерческого интереса все еще уступают Южной Корее, Китаю и другим странам. Инфраструктурные проекты в рамках дорожной карты по квантовым коммуникациям перенесены на 2022–2023 год, что замедляет отрасль. Но все это вызовы, которые делают работу интереснее. Было бы скучно прийти на готовый рынок.

«Адаптация»

Андрей Протопопов

CEO Группы QIWI

Самое страшное в любом кризисе — не то, что происходит одномоментно, как, например, с ипотечным кризисом, когда за короткий период времени обанкротились крупные банки, произошел обвал цен на недвижимость и резкое снижение котировок на биржах. А то, какое влияние кризис оказывает в долгосрочной перспективе. Некоторые страны до сих пор не смогли полноценно восстановить экономику после 2008 года. Точно так же и с текущим мировым кризисом, который затронул подавляющее большинство рынков. Всех экономических последствий мы еще не прочувствовали.

Для офлайн-бизнеса этот год не стал лучше, чем 2020-й. Те, кто были в онлайне или оперативно перешли в цифровую плоскость, смогли не только восстановиться, но и увеличить темпы роста. Финтех, как в целом и платежная индустрия, восстановился быстро, и 2021 год оказался более продуктивным и экономически эффективным в сравнении с 2020-м. Мы адаптировались к новым реалиям, сумели предложить актуальные для рынка решения и извлечь из этого выгоду.

Главной победой я бы назвал тот факт, что многие компании смогли преодолеть силу неопределенности и переизобрести себя. Для нас 2021 год стал завершающим этапом трансформации в B2B-компанию.

Главное поражение 2021 года — отсутствие структурной поддержки малого и среднего бизнеса с понятной среднесрочной стратегией по выходу из стагнации. Отдельно хочется отметить также сохраняющийся низкий уровень вакцинации.

«Бурно»

Александр Киселев

сооснователь компании-разработчика

мяса из растений Welldone

Мы растущая молодая компания, и тут как с ребенком в два, три, четыре года. Каждый возраст — особенный, сказать, что какой-то лучше, а какой-то хуже, сложно. Конечно, есть влияние внешней среды, но изменений внутри компании куда больше.

Год вышел насыщенным: подключили много новых клиентов, запустили классные партнерства, закрыли большой инвестиционный раунд с российским и американским фондами. Но главное достижение, на мой взгляд, — к нашей команде присоединились много новых талантливых людей, которым по настоящему близко то, что мы делаем.

Сложно назвать какое-то главное поражение. Стремимся двигаться быстро, а это подразумевает некоторое количество ошибок. Важно ограничивать их размер, делать из них выводы и избегать повторения.

«Оптимизм»

Денис Кутергин

сооснователь YouDo

Предыдущий год таил в себе большую неопределенность: никто не понимал, что будет дальше и что с этим делать. Сейчас мы с оптимизмом смотрим в будущее, потому что научились работать в текущих реалиях.

Более того, за это время мы нашли новые возможности: запустили B2B-направление, которое по выручке уже догнало основное C2C-направление. Плюс, заключили сделку с компанией HeadHunter, получив не только инвестиции, но и сильного партнера для развития нового направления. Это можно назвать главной победой года. В следующем году мы ставим перед собой еще более амбициозные цели — стать лидером рынка подработки в стране.

Поражение года — упущенное время. Хотели запустить B2B-направление еще в начале года: вели переговоры с готовым бизнесом по консолидации, но не договорились. В итоге потеряли много времени и на полгода позже запланированного запустили продукт, который пришлось разработать самостоятельно.

«Перегруппировка»

Андрей Крылов

CEO платформы для автоматизированного

подбора персонала Skillaz

Мы получили огромный вызов в лице эпидемии: стали свидетелем самого сильного потрясения мирового устройства в XXI веке. Очевидно, что большинство руководителей этот год потратили на перегруппировку ресурсов для нового рынка в следующем. Это, в свою очередь, и технологическая, и бизнес-подготовка для того, чтобы продолжать сохранять лидерство долгие годы.

2021 год прошел однозначно лучше, чем 2020-й. Компании-клиенты научились жить с появившимися в 2020 году проблемами, что снизило общий уровень стресса. Рынок снова строит планы, кандидаты осознанно выбирают новые форматы работы, включая гибридный (очно-дистанционный) график, — все понемногу свыкаются с нынешними условиями.

За этот год произошло много событий: консолидация компании в группу Headhunter, реальные внедрения программных модулей со смежных рынков (образование, адаптация, кадровый резерв), новые партнерские соглашения для внедрений средствами интеграторов. Однако мы считаем, что одна из самых важных побед — создание инфраструктуры для дальнейшего роста, ведь именно это помогает успешно функционировать на рынке и давать высокие показатели.

Главным поражением года можно назвать массовые увольнения. За время пандемии люди «перезагрузились»: осознали свою ценность и выдвинули новые требования руководителям. Многие даже решили переквалифицироваться. Это привело к высокой текучести кадров, что сильно повлияло на расходы бизнеса и горизонт планирования. Когда нет уверенности в команде, сложно выстраивать стратегические планы. Поэтому компаниям сейчас так важно сохранять штат и восполнять кадровый резерв.

«Новый»

Алексей Авдеев

СЕО Calltouch

После карантинного 2020 года, 2021-й хочется описать выражением «новый мир». Когда пришла пандемия, случился хаос и никто в принципе особо не понимал, что будет дальше. Сейчас же все приспособились и выяснилось, что продажи, переговоры, личные встречи можно легко перенести в онлайн. Раньше это казалось неестественным.

Для нашей компании этот год прошел успешнее, чем 2020-й. В ноябре выручка за год впервые перевалила за 1 млрд руб. за 10 лет работы на рынке. Тут стоит отметить и отрасли, с которыми работаем: недвижимость, авто, медицина, e-commerce, которые с высокой скоростью возвращаются к допандемийным показателям. Например, по версии Ассоциации европейского бизнеса продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России за период с января по октябрь 2021 года составили более 1,3 млн, что на 10,5% превышает показатели за аналогичный период прошлого года. А сфера e-commerce в январе — феврале увеличилась по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 44% и достигла 431,3 млрд руб.

Одной из главных побед года можно отметить четкость и скоординированность команды Calltouch. Для нас этот год прошел очень плодотворно, кажется, спланировано было почти все.

На протяжении всего года мы, помимо оптимизации работы существующих продуктов, также работали над созданием новых. Планировали провести ивент и анонсировать их. К сожалению, и конференцию, и релиз пришлось перенести на весну 2022 года. Но и в этом есть позитив — появилось больше времени на доведение продукта до идеального состояния.

«Трансформация»

Юрий Мацыгин

руководитель департамента «Собственные продукты»

Т1 Консалтинг

Тренд на цифровую трансформацию подстегнули пандемия и удаленная работа, поэтому он стал главным двигателем IT в России. В вопросе цифровой трансформации исключением не стал даже гостех — в 2021 году сектор приступил к разработке единого маркетплейса для государственных приложений.

2021 год прошел позитивно, потому что поток заказов от лидеров индустрии чрезвычайно высок. В этом году бюджеты во всем коммерческом сегменте, за исключением туризма, вернули стабильные темпы.

Для нас и для всей IT-индустрии год стал рекордным. Подтверждение тому — статистика: с начала года IT-сектор показал двузначные темпы роста, в январе и феврале предприятия принесли в столичный бюджет более 20 млрд руб., а объем поступлений вырос на 11,2 %.

Главная победа года для нас — выведение на рынок собственных IT-продуктов и их оценка со стороны экспертного сообщества. Второе: крайне динамичный рост компании, как в выручке, так и в ее численности, — за год выросли почти в два раза.

Поражение заключается в недостатке специалистов. Необходимость цифровой трансформации в финансах, ретейле, телекоме, гостехе, нефтяной промышленности повлекла создание большого количества рабочих мест: спрос кратно возрос, что привело к подорожанию и острой нехватке людей. Мы пытаемся решать этот вопрос с помощью их обучения.