Когда я учился в колледже, примерно 250 лет назад, моя подруга училась на скульптора и посещала занятия какого-то известного приезжего художника.
Он был из тех парней, которые ходят в заляпанных краской джинсах и берете. И через день приходил в студию моей подруги, чтобы покритиковать ее работы.
В то время она лепила из глины абстрактные фракталы, похожие на папоротники. На создание каждого (а они были 60–90 сантиметров в высоту) уходили недели. И мне эти работы казались довольно хорошими.
В первый раз художник посетил студию моей подруги, когда она только начала очередной «папоротник». Где-то за шесть-семь часов она сделала только стебель. «Всё в порядке, — сказал он, медленно кружа вокруг работы и неспешно кивая. — Мне нравится ваш замысел».
Затем он положил руку на будущую скульптуру и сжал ее до размера хоккейной шайбы.
«А теперь сделайте ее снова», — сказал он.
Моя подруга была в ярости. Она потратила на эту работу весь день! Но художник только пожал плечами.
«Если вы хотите потратить весь семестр на разработку одной идеи и доведение ее до совершенства — валяйте. Но вы уже знаете, во что должно было превратиться это, — сказал он и указал на глиняный холмик. — Если это было хорошо, то у вас есть направление для движения завтра. Если это было плохо, попробуйте другое направление. В любом случае вы станете лучше, быстрее и будете больше доверять интуиции».
В этом есть урок для начинающих предпринимателей. Собственно, их даже три.
Урок первый: привыкайте к тому, что вашу идею, даже если она кажется вам идеальной, могут разбить в пух и прах.
Второй урок заключается в том, что большинство идей далеко не идеальны. На самом деле, они, скорее всего, полный отстой.
Урок номер три?
Всё это совершенно не важно.
Худшее, что могут сделать предприниматели, художники или просто мечтатели, — слишком увлечься планированием идеального замысла. Настолько, что у них не останется времени на его воплощение. Я называю это строительством воображаемых замков.
Воображаемый замок — это тактика проволочек, замаскированная под идею. Вместо того чтобы что-то строить, вы просто продолжаете совершенствовать дизайн. В голове закладывается цокольный этаж, потом антресоль. Вы разбираетесь с обоями и ландшафтным дизайном. И не успеете оглянуться, как у вас появятся башни, аркбутаны и горгульи.
Довольно быстро воображаемый замок становится огромным, изысканным и невероятно дорогим для строительства.
И тогда вы думаете: ну, мне нужны миллионы долларов, чтобы построить его. Может, мне стоит вернуться к учебе и сначала получить степень магистра делового администрирования? Я не смогу сделать это без помощи сотни других людей.
Это всё отмазки.
По правде говоря, ваш замок, скорее всего, стоит на болоте. Чертежи, которые вы считаете идеальными, вероятно, включают в себя кучу лестниц в никуда. Если б вы построили этот замок, он бы рухнул.
Короче: ваша идея, вероятно, не так хороша, как вы думаете. На самом деле она отстой. Большинство идей такие.
Вы не узнаете наверняка, пока не возьмете первоначальную идею и не воплотите ее в жизнь. Вот почему, когда дело доходит до превращения мечты в реальность, главное не в том, чтобы всё идеально спланировать. Главное — сделать побольше скульптур.
Я не знаю, есть ли у предпринимателей какой-то генетический маркер. Но если и есть, скорее всего, он не связан с гениальностью в сфере планирования. Это склонность действовать и быстро забывать о неудачах, не зацикливаясь на обдумывании каждой идеи.
Не воображение, а повторение — самое важное для начинающих предпринимателей. У вас должно быть много идей — плохих идей, если вы хотите в итоге получить хорошую. Вам предстоит сделать много скульптур. А затем вы должны выставить их на всеобщее обозрение, чтобы люди могли их увидеть и дать вам обратную связь, а при необходимости — и расплющить.
Вы должны перестать думать и начать делать.
Раньше было намного сложнее покончить с обдумыванием замысла и приступить к его воплощению. Когда в 1997 году мы рассматривали идею Netflix, проверить ее на практике было дорого и трудозатратно. Не было ни Squarespace, ни облачных сервисов. Если вам нужен был сайт, его приходилось создавать с нуля. То же самое с интернет-магазином — его нужно было полностью спроектировать самостоятельно.
Но сейчас всё изменилось. Теперь легко проверить идею в реальном мире. И это нужно делать. Другие люди увидят то, о чем вы никогда бы не задумались, не говоря уже о воплощении в жизнь. Какая-нибудь причуда может стать важной функцией. Ошибка может превратиться в фичу.
Всё планирование в мире не имеет никакого значения. Потому что идея может измениться, как только попадет в реальный мир. Я никогда не видел, чтобы бизнес-план пережил встречу с реальным клиентом.
Или, как выразился Майк Тайсон: «У каждого есть план, пока ему не дадут по морде».
Тут главное — не зацикливаться на поиске идеального замысла. А взять пример с моей подруги-скульпторши и свыкнуться с тем, что вас могут посещать и плохие идеи.
Так что перестаньте ценить творчество. Лучше подсядьте на кайф от воображения и повторения. Не просто проектируйте замки в уме — создавайте их макеты из гипса.
Скорее всего, вы в конечном итоге сплющите большинство из них. Но однажды вы можете создать что-то невероятно интересное, пусть и с ошибками. То, что понравится людям. То, что сработает.