Разобраться • 25 мая 2023

Как блогеру не попасть под статью. Юридический чек-лист

Как блогеру не попасть под статью. Юридический чек-лист

Текст: Екатерина Махова, адвокат «Князев и партнеры»

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС


За последние несколько месяцев Следственный комитет возбудил как минимум три уголовных дела против блогеров с миллионной аудиторией — Валерии и Артема Чекалиных, Александры Митрошиной и Елены Блиновской. Их обвиняют в неуплате налогов на крупные суммы. Адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Екатерина Махова рассказывает, какие у блогеров есть риски с точки зрения закона и как их снизить, чтобы не попасть под статью.

Договорные риски

Как правило, блогер заключает договоры с подрядчиками, исполнителями и заказчиками. Например, в запуске марафона участвуют разработчики сайта, маркетологи, режиссеры, операторы и другие подрядчики. Нередко блогеры ведут бизнес, продавая товары под собственным брендом. Например, у Оксаны Самойловой есть бренд косметики Sammy Beauty, у Валерии Чекалиной — Letique Cosmetics, у Павла Воли и Ляйсан Утяшевой — бренд одежды VOLЯ WEAR. Они также взаимодействуют с производителями и поставщиками.

Часто блогер объясняет неслучившийся «запуск» недобросовестными подрядчиками (например, товар поступил с браком). Так, фуд-блогер Диана Ирова в своем Telegram-канале поделилась проблемой с IT-специалистом, который не отвечал на ее звонки и сообщения. Из-за этого сорвались сроки по запуску сайта и направлению рассылок.

Чтобы снизить подобные риски, нужно проверять контрагентов и грамотно составлять письменные договоры.

В договоре можно предусмотреть, что именно и в какие сроки необходимо сделать, в каком порядке устраняются недостатки, какова ответственность сторон за нарушения. Всё это нужно закрепить «на бумаге»: договор должны подписать обе стороны (очевидно, но не всегда это происходит). В таком случае контрагенты будут действовать соответствии с договоренностями, так как будут знать о последствиях их нарушения.

Договорные риски возможны и в том случае, когда блогер выступает исполнителем. Например, продает свое обучение, марафон, товары или иной продукт. Здесь важно учитывать нормы Закона о защите прав потребителей, чтобы не оказаться замешанным в споре с недовольным покупателем или подписчиком. Запуская свой продукт, блогеру должен быть готов к претензиям и иметь правовое обоснование своих действий.

Иски против Насти Ивлеевой и Гоар Аветисян

В июне 2022 года тренер с десятилетним опытом работы Виталий Гудков подал иск о защите прав потребителей и компенсации морального вреда к Анастасии Ивлеевой после того, как она выпустила онлайн-цикл тренировок. Истец приобрел спортивный курс Ивлеевой и посчитал, что часть физических упражнений в нем могут быть вредны для здоровья. Гудков также заявил, что Ивлеева пропагандирует нездоровый образ жизни, так как на некоторых кадрах курса она употребляет вино.

Другой случай — иск к Гоар Аветисян за ее курс «Метод Гоар». Истец — автор «Бешеной сушки» Василий Смольный — посчитал онлайн-курс блогера по похудению мошенничеством и попросил суд установить компенсацию в размере 350 млн руб., ссылаясь на Закон о защите прав потребителей. В итоге иск вернули истцу, а его требования не были рассмотрены по существу.

Риски нарушения авторских прав

Платный продукт блогера может оказаться в свободном доступе — на сайте сливов и складчин. В интернете множество сайтов, которые бесплатно размещают платные онлайн-курсы как крупных образовательных платформ, так и медийных блогеров. Эти же курсы можно найти в Telegram-каналах.

Чтобы пресечь нарушение авторских прав, нужно закрепить их за собой, заключать соглашение о конфиденциальности с сотрудниками и договоры об отчуждении прав с авторами, принимающими участие в создании продукта.

Согласно открытым данным, Елена Блиновская более 80 раз обращалась в суд для запрета распространения ее авторских курсов. Так, Московский городской суд запретил распространять «Марафон желаний» на сайте MegaSliv.

С другой стороны, важно не нарушать права третьих лиц и проверять наличие лицензионных договоров с правообладателями при использовании авторского материала. За подобные нарушения могут привлечь к гражданско-правовой ответственности с взысканием убытков до 5 млн руб. (ст. 1301 ГК РФ).

Риски при размещении рекламы

Согласно исследованию Ассоциации блогеров и агентств, совокупные рекламные доходы топ-10 российских видеоблогеров на YouTube по итогам 2022 года составили 1,1 млрд руб. Каждый блогер, работающий с рекламой, должен учитывать нормы закона.

Закон о рекламе содержит особые требования для рекламы лекарств, БАДов, финансовой деятельности, алкоголя, игр и пари и некоторых иных товаров и услуг. Несоблюдение этих требований может привести к административной ответственности с наложением штрафа до 500 тыс. руб. (по статьям 14.3 и 14.3.1 КоАП РФ).

В феврале 2023 года Лига безопасного интернета обратилась в ФАС и Роскомнадзор из-за незаконного распространения рекламы онлайн-казино и букмекерских контор в каналах 15 блогеров (в их числе — Егор Крид, Юрий Хованский и Гусейн Гасанов) на платформах Twitch, YouTube и Telegram.

Закон о защите конкуренции также регулирует вопросы рекламы, запрещая дискредитацию, некорректные сравнения, введение в заблуждение потребителя, что следует учитывать при планировании рекламной кампании (ст. 14.33 КоАП РФ, гл. 2.1 Закона о защите конкуренции). Например, в 2021 году Управление ФАС признало рекламный слоган ООО «Фабрика „Уральские пельмени“» дискредитирующим производителя полуфабрикатов «Бульмени». Компанию оштрафовали.

Кроме этого, в рекламных слоганах нельзя использовать слова, вроде «лучший», «самый популярный», «наиболее эффективный» без проведения соответствующих подробных сравнений и критериев. Производитель «Люкс воды» был привлечен к ответственности за слоган «Потому что лучшая!», а реклама шоколадных конфет «Коркунов — бренд № 1» признана нарушающей Закон о рекламе.

Кроме этого, с 1 сентября 2022 года вступил в силу закон о маркировке интернет-рекламы, действие которого распространяется и на блогеров (они относятся к рекламораспространителям). Теперь они должны указывать сведения о рекламе при ее публикации.

Снизить перечисленные риски можно, проведя аудит рекламы на возможные нарушения и выстроив быстрые и эффективные механизмы проверки и согласования рекламных кампаний.

Репутационные риски

Блогеры могут вступать в конфликты и делиться недовольством со своими подписчиками. В таких случаях нужно помнить, что высказывания, которые умаляют честь, достоинство и деловую репутацию других лиц, несут в себе гражданско-правовые риски и могут привести к судебным спорам с взысканием компенсации и опровержением порочащей информации (ст. 152 ГК РФ).

Например, в 2020 году Александра Митрошина разместила на своей странице пост, в котором назвала одного из пользователей мошенником. Тот обратилися с иском о защите чести и достоинства. Суды первой и апелляционной инстанции требования не удовлетворили, посчитав посты выражением мнения блогера, за которое нельзя привлечь к ответственности. Тем не менее суд кассационной инстанции не согласился и отправил дело на новое рассмотрение.

Еще один пример — спор между Боженой Рынска и Никой Белоцерковской, которые обратились в суд за защитой своей чести и достоинства после взаимных высказываний в соцсетях.

Оценивайте репутационные риски. За оскорбление предусмотрена административная ответственность, (ст. 5.61 КоАП РФ), за клевету — уголовная (ст. 128.1 УК РФ).

Налоговые риски

Блогеры работают как физлица, самозанятые, ИП или через компании. У каждой из этих форм свои налоговые требования. Налоговая многократно сообщала о недопустимости дробления бизнеса, а также о запрете на получение необоснованной налоговой выгоды. Елену Блиновскую и Валерию Чекалину обвинили именно в дроблении бизнеса.

Допустим, блогер создает несколько юрлиц на себя и на аффилированных лиц, регистрирует ИП и перераспределяет денежные средства между всеми компаниями. Фактически все компании подчиняются одному лицу, имеют общую цель, общие ресурсы либо фактически не осуществляют деятельности, а нужны для оборота денежных средств. Так можно сохранить небольшие обороты на каждой компании вместе с льготными налоговыми режимами.

Если бы блогер вел всю деятельность через одну компанию, то обороты превышали бы ограничения. Тогда ему нужно было бы перейти на общую систему налогообложения (ОСН), налог по которой больше.

Как объясняет ФНС России, схема дробления бизнеса имеет следующие признаки:

  • ведение деятельности через подконтрольных лиц, применяющих специальные налоговые режимы;
  • осуществление деятельности с использованием одних и тех же работников и ресурсов при тесном взаимодействии;
  • осуществление неразрывно связанных между собой направлений деятельности, составляющих единый производственный процесс, направленный на получение общего результата.

Несоблюдение рекомендаций налоговой может привести к доначислению налогов, пени и штрафов, а также — к передаче материалов проверки правоохранителям для возбуждения уголовного дела.

Налоговый орган обращает внимание на множество признаков недобросовестного налогоплательщика. Вот некоторые из них:

  • обналичивание денежных средств налогоплательщиком, аффилированными или подконтрольными лицами;
  • использование таких средств на личные нужды налогоплательщика и лиц, которые с ним связаны;
  • использование одних IP-адресов;
  • обнаружение печатей и документации контрагента у налогоплательщика и другие.

Уголовные риски

Первая группа уголовных рисков связана с налоговыми нарушениями. Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ). У этой группы преступлений своя особенность: уголовное дело прекращают, если обвиняемый возместил сумму ущерба, то есть уплатил все доначисленные налоги.

Вторая группа преступлений шире. Речь о мошенничестве (ст. 159 УК РФ). Например, в августе 2022 года блогер Валерия Чекалина обвинила стилиста-блогера Эльвиру Янковскую в продаже подделок брендов. В результате Янковская стала фигуранткой уголовного дела о мошенничестве.

Механизмы снижения рисков — комплаенс

Отдельные меры для снижения рисков не позволяют достичь максимального эффекта. Систематизировать этот процесс помогает комплаенс — система мероприятий для выявления правовых рисков и для их снижения. Наиболее известны банковский, антикоррупционный и антимонопольный виды комплаенса.

Комплаенс включает в себя четыре блока.

Тон сверху. Блогер демонстрирует недопустимость нарушения законов, заявляет, что работает, соблюдая законы, и подтверждает это своим поведением.

Выявление рисков. Это, как правило, объемная и трудоемкая работа. Сначала нужно проанализировать деятельность блогера и компаний, через которые он работает, проверить отдельные сделки, бизнес-процессы и контрагентов. После этого — определить и классифицировать риски по существенности (некоторые риски устранить невозможно, либо последствия их менее затратны, чем устранение). С наиболее серьезными рисками идет работа. Чаще всего это уголовные риски.

Снижение рисков. При серьезных нарушениях может потребоваться изменение схемы финансово-хозяйственной деятельности. Например, нужно будет перевести всех юрлиц на ОСН и разделить их с помощью механизмов налогового структурирования. В других случаях достаточно изменения отдельных процессов в компании и разработки необходимых документов.

Завершающий элемент — обучение требованиям закона. В ходе него нужно осветить основные антимонопольные, налоговые, гражданско-правовые, административные и уголовные риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности.

Мониторинг. Любая деятельность динамична, изменяется со временем. Законодательство также постоянно изменяется (редакция Закона о защите конкуренции только за последний год обновлялась шесть раз, а с 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к Закону о рекламе, которые ввели обязательную маркировку рекламы для блогеров). Из-за этого могут возникать новые риски (и исчезать старые). Следует их учитывать и корректировать принимаемые меры.