Разобраться • 7 октября 2025
За деньги — да. Как устроена индустрия помогающих профессий
За деньги — да. Как устроена индустрия помогающих профессий

Текст: Зинаида Бутовская
Фото: Unsplash
Психологи, коучи, нутрициологи, карьерные консультанты и даже догситтеры и доулы стали неотъемлемой частью жизни многих из нас. Им можно делегировать почти всё: от выгула собаки до борьбы с выгоранием или выхода из депрессии. Спровоцировал этот бум глобальный тренд на заботу о себе. В итоге стихийно возник «полудикий рынок» без внятных правил, где диплом зачастую уступает личному бренду.
Психологи, коучи, нутрициологи, карьерные консультанты и даже догситтеры и доулы стали неотъемлемой частью жизни многих из нас. Им можно делегировать почти всё: от выгула собаки до борьбы с выгоранием или выхода из депрессии. Спровоцировал этот бум глобальный тренд на заботу о себе. В итоге стихийно возник «полудикий рынок» без внятных правил, где диплом зачастую уступает личному бренду.
Термин «помогающие профессии» появился как попытка точнее обозначить роль специалистов в сфере услуг, говорит Дарья Пономарева, трендвочер и руководитель направления развития сервиса поиска специалистов YouDo. В отличие от сугубо прагматичной «сфера услуг» с их логикой «оплати-получи», определение «помощь» претендует на нечто большее — экосистему поддержки, где психолог, ментор и даже доула становятся новыми архитекторами человеческого капитала.
По словам Пономаревой, раньше эта деятельность фокусировалась в первую очередь на удовлетворении личных потребностей клиентов. «С увеличением внимания к психическому здоровью и качеству жизни стало очевидно, что этот блок профессий выполняет важную социальную функцию», — говорит эксперт.
Новый фокус на поддержку, развитие и улучшение качества жизни отмечает и Ксения Степанова, HR-директор платформы Skillaz. «Это связано с глобальным трендом: люди стали больше инвестировать в ментальное здоровье, самореализацию, work-life balance. Коучи, психологи, менторы сегодня не «обслуживают», а помогают преодолевать кризисы, ставить цели, адаптироваться к изменениям».
Хотя единой аналитики по рынку помогающих специалистов в России нет, данные по отдельным популярным направлениям подтверждают его активный рост. Так, по оценке компании «ГидМаркет», только российский рынок психологических услуг с 2020 по 2024 год вырос в 2,3 раза — с 21,9 млрд до 49,7 млрд рублей.
Согласно данным «Авито Услуг», в категории консультантов количество объявлений увеличилось на 34%. Активно растет рынок юридических услуг: предложение выросло на 71% за год. В сегменте дизайна интерьеров спрос за первый квартал 2025 года увеличился на 168% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, предложение — на сопоставимом уровне. Услуги коучей также демонстрируют положительную динамику: рост спроса составил 15% за квартал. Эти данные показывают, что рынок помогающих профессий стал заметно более структурированным и доступным для широкой аудитории. А онлайн-площадки продолжают развивать и усиливать этот тренд.

Александр Куроптев
директор направления Авито Услуги
«Мы видим устойчивый рост интереса к профессиональной помощи — будь то финансы, право, дизайн или личностное развитие. Онлайн-сервисы значительно упростили доступ к специалистам. Это снижает барьеры и повышает уровень доверия: все больше задач люди предпочитают делегировать».
Важный драйвер роста рынка помогающих профессий — то, что люди перестали гнаться за успехом любой ценой, считает Дарья Пономарева, «Акцент сместился на поиск осмысленной работы и личного ритма. Помогающие профессии становятся навигаторами в мире, где устойчивость и ясность важнее скорости».
«После пандемии забота о внутреннем благополучии перестала быть привилегией и стала необходимостью — отсюда всплеск интереса к психологам, коучам, специалистам по выгоранию и стресс-менеджменту», — добавляет Ксения Степанова.

Елена Усачева
генеральный директор Qugo
«Растет запрос на устойчивость, на внутренний ресурс, а также на способность выдерживать неопределенность.».
Корпорации, миллениалы, зумеры и семьи — четыре ключевые (и пересекающиеся) группы потребителей помогающих услуг, считает Ксения Степанова из Skillaz. «Компании масштабируют программы ментального здоровья и коучинг — особенно в высокострессовых отраслях. Миллениалы и зумеры уже воспринимают помощь как норму: по данным исследования Skillaz, 68% из них готовы платить за психолога или ментора. Родители обращаются к тьюторам, поведенческим специалистам, семейным консультантам — особенно когда детям нужна дополнительная поддержка», — отмечает эксперт.

Ксения Степанова
HRD HR-платформы Skillaz
«Аудитория помогающих профессий будет только расширяться. В поле внимания постепенно входят мужчины 35+, которые раньше редко признавали потребность в помощи, но теперь активнее обращаются за ней. В старших возрастных группах растет интерес к консультантам по активному долголетию, терапии и изменению образа жизни».

Елена Усачева
генеральный директор Qugo
«Терапия потихоньку прекращает восприниматься как элитная услуга, все больше становясь в некотором роде гигиеной XXI века. Ментальное здоровье становится важной частью HR-политики в крупных компаниях, а психологическая грамотность и эмоциональный интеллект — нормой в образовании и воспитании».
Помогать хотят не только люди — нейросети всё активнее заходят на территорию психологов, нутрициологов, коучей. Конкуренция с чат-ботами растет, их предпочитают “живым” специалистам.
По словам Ксении Степановой из Skillaz, уже сейчас нейросети применяются для первичной диагностики (например, чат-боты в мессенджерах) и анализа эмоционального состояния по голосу — как это делает, например, система Callminer в HR. При этом, подчёркивает эксперт, ИИ не заменяет специалиста. «Будущее — за гибридными моделями: терапевт + ИИ-ассистент».
Дарья Пономарева из YouDo также отмечает, что ИИ становится важным инструментом для расширения возможностей помогающих специалистов. «Автоматизация рутинных задач, создание персонализированных программ — всё это повышает эффективность работы. Однако полностью заменить человека сложно из-за необходимости эмоциональной поддержки и индивидуального подхода. В целом, ИИ скорее друг», — говорит она.

Евгений Машковский
руководитель направления «Медицина» в Нетологии
«Искусственный интеллект — удобная технология, которая снимает лишний груз с экспертов, позволяет им глубже погружаться в задачи, оптимизирует время работы. Кроме того, ИИ — это виртуальный коллега, с которым можно посоветоваться, но при этом необязательно брать все рекомендации в работу».
Рынок образовательных услуг уже начал включать ИИ-компетенции в свои программы подготовки. Наталья Медведева, руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии, рассказывает, что в 2025 году платформа совместно с Московским институтом психоанализа запускает магистратуру по аналитике данных и ИИ в психологии. Такое образование, по её мнению, помогает профессионалам соответствовать новым требованиям рынка.
Важным аспектом помогающих профессий становится не только умение применять ИИ, но и способность продавать свою экспертизу. Работающим через агрегирующие платформы проще — часть маркетинговых функций берёт на себя сам сервис. Тем же, кто предпочитает выходить на клиентов напрямую, необходимы базовые навыки продвижения.

Евгений Машковский
руководитель направления «Медицина» в Нетологии
«Базовое маркетинговое образование необходимо всем, кто планирует не просто помогать людям, но и монетизировать услуги, оказывая их в соответствии с законодательством. Специалистам помогающих профессий важно уметь выстраивать доверительные отношения с потенциальными клиентами через экологичную, честную коммуникацию, основанную на экспертизе».
Еще одна тенденция — конфликт поколений и образовательных моделей. Те, кто шел по классическому треку «школа — вуз — профессия», надменно смотрят на выпускников онлайн-университетов. Наметилось столкновение фундаментального образования с идеей непрерывного обучения.
«Сегодня постоянное обучение и освоение новой специальности стало нормой. Если человек хочет углубить свои знания, то это логичный шаг. Поэтому в магистратурах достаточно много взрослых людей. Так, по данным Нетологии, в 2024/2025 году на программах онлайн-магистратуры учится 43% первокурсников старше 26 лет: 27% — в возрасте 26‒35 лет и 16% — старше 36 лет. Это люди, которые пришлю развиваться в своей профобласти или освоить новую профессию и навыки», — говорит Наталья Медведева, руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии.
Тенденция смены профессии после 30 становится особенно актуальной на фоне увеличения пенсионного возраста. Приток «новичков» в профессии может быть полезен и для тех, кто работает в сфере с первых дней. По словам Медведевой, «с точки зрения действующих специалистов — это не преграда, а возможность. С одной стороны, можно освоить актуальные навыки и вывести свою работу на более высокий уровень. С другой — работать рука об руку с новыми специалистами, которые развивают сферу».
Одна из ключевых проблем при взаимодействии с помогающими специалистами — гарантия качества. По словам адвоката Ирины Бусаловой, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», «при отсутствии каких-либо утвержденных требований потребителю очень сложно определить, насколько качественно была оказана услуга, тем более если, например, у специалиста отсутствует профильное или дополнительное образование».
Чтобы обезопасить себя, особенно при работе с самозанятыми или вне платформ, Ирина Бусалова советует клиентам заключать простой договор с фиксацией объема и формата оказываемых услуг, сроками, стоимостью и порядком оплаты. Это пригодится, если вдруг произошла какая-то нештатная ситуация и пришлось обратиться в суд.

Ирина Бусалова
Адвокат, партнер Адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»
«Конечно, не стоит усложнять процессы дополнительными бумагами при разовых и несложных работах. Однако не бойтесь запросить дополнительные документы у привлекаемого специалиста, чтобы проверить его квалификацию. Всегда проверяйте отзывы, примеры работы».
Вариантом защиты от некомпетентности могла бы стать проверка дипломов или иных документов, подтверждающих квалификацию. Однако подобная «роскошь» доступна далеко не всем помогающим профессиям. Если в случае с психологами и коучами уже можно говорить о профстандартах, то, например, для риэлторов или карьерных консультантов таких нормативов не существует.
Разница в регулировании объясняется тем, что рынок новых профессий растет вместе с рынком услуг, объясняет Ирина Бусалова. По словам адвоката, отсутствие «стандартов» порождает поток самоучек и самопровозглашённых экспертов. Возможным решением стало бы введение единых стандартов оказания услуг и требований к квалификации специалистов.

Ирина Бусалова
Адвокат, партнер Адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»
«Уже несколько лет в СМИ, интернете и на законодательном уровне обсуждают необходимость урегулирования услуг специалистов направлений, которые сейчас пользуются популярностью. Обеление рынка подразумевает собой введение специального регулирования на законодательном уровне. Это может включать введение новых законов (как планируется с риэлторами), разработку профессиональных стандартов или стандартов оказания услуг, создание специальных реестров и введение сертификации, то есть обязательного подтверждения знаний».
Тем не менее, несмотря на активные дискуссии об обелении и структурировании рынка, четких ориентиров по срокам этих изменений пока нет.
Еще одна проблема — огромный наплыв новоиспеченных специалистов. Возможное перенасыщение рынка эксперты оценивают по-разному.

Ксения Степанова
HRD HR-платформы Skillaz
«Перегрев очевиден — особенно в нишах с низким порогом входа вроде “гуру осознанности” без методологии. На смену придут специалисты с узкой экспертизой и научной базой — нейрокоучи, биохакинг-менеджеры».

Дарья Пономарева
руководитель направления развития YouDo
«Пока пузырь не наблюдается: спрос растет вместе с осознанием важности психического здоровья и личностного развития. В будущем могут появиться новые форматы помощи — например, интеграция технологий виртуальной реальности или геймификация процессов самопомощи».
Елена Усачева из Qugo считает, что в случае с психологами пузырь надувается не в профессии, а в инфопространстве. «Скорее всего, исчезнут всевозможные коучи и «инфлюенсеры», играющие в психологов. Кроме того, разочарование людей в низкой квалификации последних может даже усилить спрос на клинически подкованных и научно ориентированных специалистов».
На старте пути в помогающую профессию, по мнению Ксении Авдей, ex-руководителя HR компании Яндекс, автор книги «Как искать работу на современном рынке труда?» важно помнить:

Ксения Авдей
ex-руководитель HR компании Яндекс, руководитель школы менеджмента «Академика», психолог, организационный консультант, автор книги «Как искать работу на современном рынке труда?»
«Вы теперь продукт, который нужно продвигать постоянно. Где искать клиентов — ключевой вопрос. Поэтому важно с самого начала составить портрет клиента и определиться, до кого вы способны дотянуться буквально сегодня».
Ксения Степанова, HRD HR-платформы Skillaz, подчеркивает, что рынок помогающих профессий неоднороден. По мнению эксперта, сложнее всего:

Ксения Степанова
HRD HR-платформы Skillaz
«Комфортнее всего на рынке чувствуют себя «гибриды» — те, кто совмещает экспертность с цифровыми инструментами и присутствием в медиа. HR-терапевт, который использует ИИ-аналитику, или психолог, который ведет популярный блог, зарабатывают в разы больше благодаря масштабируемости и доверию аудитории. Медийность стала экономическим активом: она приносит клиентов, дает стабильный доход через курсы, интеграции и платные платформы».
Этот рынок ценит не только глубину знаний, но и умение «переводить» ее в понятный, виральный и полезный контент.