Лет 15–20 назад рестораторы часто вдохновлялись дореволюционной Россией: характерные шрифты, твердые знаки, устаревшие слова. Через несколько лет мода прошла, однако персонал некоторых заведений до сих пор обращается к гостям «сударь» и «сударыня». Мы узнали, зачем это нужно в конце 2016 года.
Причина № 1 — Историческое заведение
Александр Гумеров,
генеральный директор ресторана Центрального Дома Литераторов (Москва)
— Ресторан в ЦДЛ — один из старейших в Москве, ему 175 лет. Обращение «сударь» или «сударыня» всегда было нашей визитной карточкой, оно подчеркивает историчность места и придает дополнительный шарм. Обстановка соответствует: мы разместили в зале старые фотографии и восстановили дореволюционный интерьер.
Причина № 2 — Декоммунизация
Михаил Гончаров,
основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок»
— Мы называем посетителей сударями и сударынями в рамках нашей политики декоммунизации. Это не устаревшие обращения, а слова, которые коммунисты искусственно вывели из лексикона. Мы просто вернули это городское обращение и сделали его частью концепции с первого дня работы сети. Посетителям нравится, когда к ним обращаются «сударь» или «сударыня» — мы получаем очень много благодарностей.
Причина № 3 — Концепция
Наталья Иванова,
официант ресторана «Чеховъ» (Санкт-Петербург)
— Это обращение к посетителям соответствует нашей концепции — ресторан оформлен в духе XIX века, в стиле дачи Чехова. Мы употребляем слово «сударь» или «сударыня» в разговоре со всеми гостями, независимо от их возраста и национальности. Да, такое обращение необычно даже для Санкт-Петербурга, но по реакции гостей мы понимаем, что большинству такое обращение нравится.
Причина № 4: — Хорошие слова
Светлана Кулисова,
администратор ресторана «Классика» (Курск)
— «Сударь» и «сударыня» — очень хорошие слова, и нам жаль, что сейчас их редко употребляют. У нас классическое заведение, а гости — люди старшего возраста. Они положительно относятся к этой нашей традиции.